Статья "Познавательные процессы у детей дошкольного возраста. Развитие памяти".
статья
Память - основа психической деятельности, она необходима человеку для развития интеллектуальных способностей, формирования поведения, мышления, сознания и подсознания. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. В статье рассказывается о принятых направлениях и видах памяти, даётся их классификация и методы улучшающие развитие памяти у детей дошкольного возраста. Ведь именно в дошкольном возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется на дальнейшей учёбе и на становлении личности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_poznavatelnye_protsessy._razvitie_pamyati.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста.
Развитие памяти.
«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль».
Л.С. Выготский
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности. У детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Дошкольный возраст-возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.
Принято выделять разные виды памяти.
В зависимости от способа запоминания – память логическая и механическая.
По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной.
В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.
По содержанию запоминаемого материала – память образная, эмоциональная, двигательная, словесная.
Двигательная память — направлена на запоминание движений, их
последовательностей и играет важную роль в формировании навыков ходьбы, бега, письма, трудовых и других двигательных навыков.
Наглядно-образная память, — представляет собой отражение в памяти предметов и явлений, которые воспринимались при помощи органов чувств (зрительные, слуховые образы). Именно образная память является преобладающей у дошкольников, помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д.
Эмоциональная память — отвечает за запоминание переживаний.
Припомнив какие-то жизненные события, человек может вновь ощутить, связанные с ними эмоции (радость, стыд, страх). Этот вид памяти, служит опорой для нравственного воспитания дошкольников.
Словесно – логическая память — в этом случае объектом запоминания являются мысли и понятия. Информация при этом может воспроизводиться как дословно, так и в словесной форме, более доступной человеку для понимания. Информация может запоминаться на слух.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается
логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в
опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для
запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и
средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание. Доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Непроизвольное (непреднамеренное) - это запоминание материала ребенком как бы само по себе, без постановки специальной цели, запомнить и без специальных направленных на это усилий. На основе непроизвольной памяти без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание. То, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер.
Каковы же причины непроизвольного запоминания у дошкольников, обратимся к следующим фактам. В первую очередь дети запоминают те предметы, которые воздействуют на органы чувств, своей необычностью. Это могут быть яркие, красочные, необычные предметы, привлекающие своей новизной и динамикой. Непроизвольно запечатлеться в мозгу могут и объекты с приятными, новыми запахами или необычным вкусом. Лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно. Память детей дошкольного возраста носит избирательный характер; зависит от проявления его интересов и увлечений. Дети с разными потребностями и склонностями, с различным запасом представлений об окружающей действительности неодинаково отнесутся к одному и тому же предмету. Одного ребёнка он удивит, заинтересует, вызовет к себе непроизвольное внимание, а, следовательно, запомнится непроизвольно. Другого же ребенка этот предмет оставит равнодушным, не произведет на него никакого впечатления и поэтому не оставит следа в его памяти.
В связи с этим психологи говорят: «Память у ребёнка – это его интерес».
Непроизвольно запечатлеется то, что многократно повторяется. Ребенок запоминает дорогу, по которой не раз ходил с родителями в детский сад, месторасположение мебели в своем доме, свои игрушки, с которыми много раз играл; легко запоминает содержание сказок, рассказов, мультфильмов при многократном их повторении.
Непроизвольно в памяти у ребёнка фиксируется то, что сильно воздействовало на его эмоциональную сферу. Например, от посещения цирка или аттракционов, различных театрализованных представлений и ярмарок. Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только
одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.
Произвольная (преднамеренная) память – это преднамеренное заучивание или припоминание чего-либо, в соответствии со специально поставленной целью. Память по мере своего развития все более сближается с мышлением. Как писал Л.С. Выготский, мышление ребенка во многом определяется памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать. Воспитание произвольной, логической памяти предполагает, в первую очередь, развитие мыслительной деятельности детей. Научить детей думать – это значит – научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определённые свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие; осуществлять обобщение, объединяя объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т. е. группировать предметы и явления на основании произведённого обобщения. Для воспитания памяти дошкольников целесообразно широко использовать наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения, повторение уже из знакомого полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объёма запоминаемого, прочности сохранения в памяти. Особенно уместно использовать картинки, книжки-ширмы, игрушки при запоминании стихотворений, потешек и т. д. Этот приём особенно заметно улучшает и облегчает запоминание текста большого объёма. Кроме того, он воспитывает интерес к книгам, к творчеству писателей, поэтов. Дети чаще всего берут красочно иллюстрированные книги стихов, сказок и по иллюстрациям припоминают их содержание. При запоминании очень важно опираться не только на зрение, но и на другие органы чувств; слух, обоняние, осязание, вкус. Несмотря на то, что при обучении старших дошкольников значительно возрастает роль словесных методов, действенное знакомство с предметами имеет ещё большое значение. В связи с этим различные обследовательские действия: рассматривание и активное ощупывание овощей, фруктов семян, плодов, определение их по форме, размерам, узнавание по вкусу и запаху надолго сохраняют в памяти ребёнка конкретные образы этих объектов. Активное действие, включённое в процесс восприятия, обеспечивает лучшее запоминание. Огромное значение имеет понимание детьми того, что заучивается. Важно обогащать память детей такими знаниями, которые были бы понятными и полезными для их дальнейшего интеллектуального и нравственного развития.
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Её развитие связано с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. В познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память детей интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.
Период пребывания детей в детском саду – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У детей сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, звучность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Важным моментом в развитии памяти выступает появление личных воспоминаний.
Следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства. Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дети необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат.
Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу
выдают результаты. Не существует какой-то единой и неделимой памяти. В действительности память состоит из основных видов памяти, о которых говорилось выше. Каждый из них имеет значение на определённом этапе запоминания. Только слаженная и гармоничная работа всех «частей памяти» и даёт возможность каждому из нас приобретать новые знания, усваивать разнообразную информацию и помнить прошедшие события.
В зависимости от того, на протяжении какого времени будет сохраняться
информация, память бывает кратковременной, долговременной и
оперативной. Кратковременная память позволяет хранить и
воспроизводить информацию сразу после ее восприятия.
Благодаря оперативной памяти возможно сохранение определенных
знаний на время, необходимое для осуществления какой-либо
деятельности. Если эти знания после достижения человеком цели теряют
свою значимость, то они забываются.
Долговременная память отвечает за хранение информации в течение длительного срока. Благодаря этому обеспечивается прочность запоминания приобретенных человеком знаний и умений. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания, самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.
Иными словами, память придает направленность ходу времени.
Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.
«Без памяти, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
С. Л. Рубинштейн.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» «АСТ/АСТРЕЛЬ»2008
2. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка 3-5 лет». АРКТИ 2008
3. Дружинин В.Н. «Психология» 2-е изд. СПб 2009
4. Кудрявцева Е.А. «Познавательные процессы у детей дошкольного возраста» Конспекты лекций.
Интернет ресурсы
«Молодой учёный. Научный журнал» moluch.ru
«Вселенная дошкольника» alldoshkol.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".
Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....
Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития. Данные игры направлены на развитие всех психических п...
Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Психокоррекционный комплекс состоит из 2 этапов: установочный блок и коррекционно-развивающий блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Открытое занятие для старшего дошкольного возраста "Развитие памяти, внимания и мышления для детей с ОВЗ"
Открытое занятие педагога-психолога на развитие памяти, внимания и мышления (старшие группы – дети с ОВЗ)Задачи: Создать условия к возникновению положительных эмоций, снижению н...