«Права ребёнка надо знать и соблюдать».
консультация
Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka_nado_znat_i_soblyudat.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Права ребёнка надо знать и соблюдать».
Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.
Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
Конвенция о правах ребенка, которая была принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства-члены ООН. Конвенция о правах ребенка - основной международный правовой документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права. В состав Конвенции входят 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.
Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:
- Ребенок - самостоятельный субъект права, то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.
- Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
• Ребенок имеет право на семью.
• Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
• Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
• Ребенок имеет право на равенство.
• Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
• Ребенок имеет право на собственное мнение.
• Ребенок имеет право на имя и гражданство.
• Ребенок имеет право на получение информации.
• Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
• Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
• Ребенок имеет право на отдых и досуг.
• Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).
Также, о правах ребёнка говорится во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; в Конституции Российской Федерации; в Семейном и Гражданском кодексе РФ; в Уголовном кодексе РФ; в Трудовом кодексе РФ; в Законе РФ «Об образовании»; в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Особенности соблюдения прав ребенка на детство в группах ДОУ
Младший дошкольный возраст (3—5 лет)
Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это - задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты - юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.
Старший дошкольный возраст (5—7 лет)
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности — игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное — личный пример.
Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения.
1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения
1.Любить ребенка таким, каков он есть.
2.Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
3.Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
4.Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
5.Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
6.Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула образования.
7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
8. Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами работа по защите прав ребенка от всех рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.
Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.
Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка. В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:
- информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
- трансляция родителям положительного образа ребенка;
- работа по коррекции детско-родительских отношений.
Для педагогов и родителей важно знать, что психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в его адрес в словесной форме;
• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
•однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
• индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Для изучения педагогом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).
Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.
Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.
Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.
Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»
Дошкольные образовательные учреждения накопили разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и ...
Конспект открытого занятия "Права ребенка надо знать и соблюдать"
Занятие проводилось форме игры, с показом слайдов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
Два года назад я прошла обучение на курсах по теме «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге и в транспорте». Актуальность данной про...
Консультация для воспитателей на тему: «Права ребёнка надо знать и соблюдать»
laquo;Права ребёнка надо знать и соблюдать»...
правила которые надо знать и соблюдать
К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:- играй только в стороне от дороги;- переходи улицу там, где обозначены ук...
Консультация для педагогов «Права ребёнка надо знать и соблюдать»
В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Гла...
Консультация «Права ребёнка надо знать и соблюдать»
Цель: Повысить правовые знания и педагогическую компетентность воспитателей по организации работы по реализации прав и свобод детей и воспитанию правового сознания воспитанников ДОУ.Задачи:Познак...