Развитие тактильного восприятия у ребенка раннего возраста
статья (младшая группа)
Развитие тактильного восприятия у ребенка раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_taktilnogo_vospriyatiya_u_rebenka_rannego_vozrasta.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие тактильного восприятия у ребенка раннего возраста
Тактильное восприятие - это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. Благодаря данному восприятию у людей складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию. Благодаря тактильному способу восприятия информации, наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.
C момента рождения человека и начинается становление тактильного восприятия, когда ребенок прикасается к материнской груди, пытается ухватить погремушку, дотронуться губами, ручками, ножками до любого незнакомого предмета. Для ребенка очень важно и естественно прикоснуться к новому неизвестному для него предмету, почувствовать его на ощупь, запах и звук – так он воспринимает окружающий мир. В самом начале своей жизни ребенок прикасается к предметам случайно и ощущает, что они разные – мягкие и твердые, холодные и теплые, гладкие и шершавые и т.д., но потом он делает это целенаправленно и постоянно. Таким образом, малыш учится сравнивать, объединять и различать окружающие его предметы и явления - приводит в движение мыслительную деятельность.
Взрослым необходимо понимать важность развития тактильного восприятия на этом этапе, поощрять действия детей с различными предметами, конечно не забывая о безопасности малышей. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе, совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. При развитии тактильного восприятия значительно активируются познавательные процессы, расширяется, как пассивный, так и активный словарь.
Постоянные запреты, которые применяются во многих семьях, делают так, что ребенок развивается неправильно, и уже потом родители сталкиваются с огромной проблемой, ведь тактильное восприятие является кирпичиком в фундаменте общего развития детей.
При организации деятельности ребенка очень важно учесть момент подбора предметов и материалов для обследования малышом. Ребенок должен познать все свойства и признаки не со слов взрослого, а исходя из собственной практики, из своего тактильного восприятия. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые, играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Можно поиграть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку, порисовать, например, на манке или гречке! Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина, с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодные предметы и горячие. Во время купания используйте мочалки и губки разной жесткости, привлекайте внимание малыша к температуре воды в ванне. Для развития общей чувствительности кожи малыша, дотрагивайтесь до его тела предметами из различных материалов, например, полотенцем махровым и льняным, вязаным и фланелевым пледом и т.д.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке, разрешайте детям рисовать красками с помощью пальцев рук и ног. Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек.
Пусть летом ребенок чаще ходит босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке.
Будут полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног.
Соорудите дома сухой душ – своеобразный шатер из разноцветных атласных ленточек, закрепленных на подвесном горизонтальном основании. Ленты будут спускаться вниз, как струи воды, с ними будет можно играть, пробегать свозь них, касаясь частями тела.
Предложите ребенку поиграть с коробками, наполненными различными деталями из различных материалов (нитками, большими пуговицами, шариками из поролона, пластмассовых палочек, липучек и т.д.). Малыши будут составлять различные композиции, обыгрывать их вместе с вами, одновременно испытывать различные тактильные ощущения, познавая качество, структуру различных материалов.
Для развития тактильного восприятия помогут и пальчиковые игры, игры с водой, дидактические игрушки, такие как крупные пазлы, крупный конструктор, вкладыши, тренажеры с кнопками, пуговицами, завязками, с телефонным циферблатом старого советского образца.
Играйте в игры, которые помогают развить тактильные восприятия. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением.
Вот несколько из них:
«Киска»
Взрослый касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Искалка»
Подушечка с прозрачным окошком наполняется гранулятом , среди которого «прячутся» мелкие предметы. Ребенок, перебирая пальчиками и таким образом развивая мелкую моторику рук, ищет в этом «песочке» заветные предметы, которые так и наровят ускользнуть в дальний угол.
«Ощупываемый мешок» («Чудесный мешочек»).
Положите в мешок различные предметы. Ребенок может ощупать рукой (не глядя внутрь) найти нужный предмет.
«Найди пару»
Ребенку предлагается рассмотреть предметы, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
Малышу предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Ребенок поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Ребенок на ощупь отыскивает в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Гладкая – шершавая»
Ребенку предлагается по набору пластин с гладкой и шершавой поверхностью. Сначала предлагается ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые с открытыми глазами, а когда этот этап освоен, то с закрытыми глазами.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...
Выступление на РМО по теме "Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
Выступление на районном методическом объединении воспитателей...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...
Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».
Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эт...
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...