Выступление на РМО по теме "Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
материал (младшая группа)

Выступление на районном методическом объединении воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gsh_na_rmo.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста

в процессе предметно-игровой деятельности

Гарафутдинова Г.Ш., воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 401»

Слайд 1

        Познание окружающего мира  детьми раннего возраста  начинается с  «живого   созерцания»,  с  сенсорных   процессов - ощущения,  восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения   более   сложных   познавательных   процессов: памяти, воображения,   мышления.   Формирование   многих  способностей (например, музыкальных, изобразительных)  также   связано   с   развитием ощущений, восприятий.    

Слайд 2

        Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание)  предметов и явлений,   взаимосвязь  между  ними.

        В раннем возрасте основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

       Преподносить  знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что именно так их можно заинтересовать. Так, собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, дети знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки». Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающего  его мира.

Слайд 3

          Для развития тактильного восприятия ребенка играем также  с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Используем  разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время игр с водой используем  губки разной жесткости. При одевании, раздевании обращаем внимание на одежду детей: мягкая рубашечка, гладкое платье, вязанная шапочка и варежки,  теплый  комбинезон и т.д.

       Интересны ребенку также игры с бумагой,  фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.    Поиск мелких предметов в песочном дворике способствует  развитию мелкой моторики.

Слайд 4

       Наукой доказано существование связи между развитием мелкой мотории, тактильной   чувствительности   и   речи   у   детей.   С той целью мы проводим  развивающие игры, которые  связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков, чем похожи, чем отличаются.

  1. Рамки и вкладыши. Они способствуют развитию мелкой моторики   рук,   самостоятельности,   внимания,   цветового   восприятия.
  2. Игрушки по типу конструкторов: разные пирамидки,  пластмассовые и деревянные кубики, матрешки,  сенсорные коробочки.
  3. Мозаика, конструкторы (пластмассовые, деревянные).
  4. Тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха.
  5. Сухой дождь - разноцветные атласные ленты, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе.
  6. Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.
  7. Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями).
  8. Тактильные  игрушки «Елочка» с игрушками, сенсорная панель  - какой-либо сюжет, выполненный из фетра (дом, огород, сад, животные в деревне и т.д.). Дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем   и по собственному замыслу.

Слайд5

    Развивая тактильное восприятие у детей, мы ставим следующие задачи:

  1. Учить мысленно сравнивать различные поверхности.
  2. Накапливать опыт тактильной чувствительности.
  3. Развивать тактильную память, наблюдательность, внимание; обследовательские навыки восприятия «на ощупь».
  4. Расширить представление о различных предметах.
  5. Вызвать положительные эмоции.

Слайд 6

        Таким образом, сенсорное развитие детей  дошкольного возраста включает  в себя несколько  важных компонентов: зрительное и слуховое восприятие,  тактильное ощущение. Все они в совокупности  представляют собой единую систему, благодаря  которой ребенок продвигается в своем развитии,  прогрессирует.

         Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений по теме "Развитие тактильных ощущений, барического чувства тяжести в процессе предметно - игровой деятельности и действий с природным материалом у детей с нарушением интеллекта

 Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна пассивная и недостаточно целенаправленная осязательная деятельность, несогласованность движений рук. Осязательные движения детей п...

Консультация для воспитателей "Развитие тактильно-кинестетических ощущений детей раннего возраста в процессе экспериментирования с песком."

Основная направленность психологической работы с малышами - эмоциональные наполнения жизни ребёнка и оказание помощи в их регуляции....

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Развитие тактильного восприятия у ребенка раннего возраста

Развитие тактильного восприятия у ребенка раннего возраста...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...