Выступление на РМО по теме "Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
материал (младшая группа)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gsh_na_rmo.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста
в процессе предметно-игровой деятельности
Гарафутдинова Г.Ш., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 401»
Слайд 1
Познание окружающего мира детьми раннего возраста начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий.
Слайд 2
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) предметов и явлений, взаимосвязь между ними.
В раннем возрасте основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Преподносить знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что именно так их можно заинтересовать. Так, собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, дети знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки». Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающего его мира.
Слайд 3
Для развития тактильного восприятия ребенка играем также с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Используем разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время игр с водой используем губки разной жесткости. При одевании, раздевании обращаем внимание на одежду детей: мягкая рубашечка, гладкое платье, вязанная шапочка и варежки, теплый комбинезон и т.д.
Интересны ребенку также игры с бумагой, фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Поиск мелких предметов в песочном дворике способствует развитию мелкой моторики.
Слайд 4
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой мотории, тактильной чувствительности и речи у детей. С той целью мы проводим развивающие игры, которые связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков, чем похожи, чем отличаются.
- Рамки и вкладыши. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия.
- Игрушки по типу конструкторов: разные пирамидки, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, сенсорные коробочки.
- Мозаика, конструкторы (пластмассовые, деревянные).
- Тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха.
- Сухой дождь - разноцветные атласные ленты, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе.
- Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.
- Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями).
- Тактильные игрушки «Елочка» с игрушками, сенсорная панель - какой-либо сюжет, выполненный из фетра (дом, огород, сад, животные в деревне и т.д.). Дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
Слайд5
Развивая тактильное восприятие у детей, мы ставим следующие задачи:
- Учить мысленно сравнивать различные поверхности.
- Накапливать опыт тактильной чувствительности.
- Развивать тактильную память, наблюдательность, внимание; обследовательские навыки восприятия «на ощупь».
- Расширить представление о различных предметах.
- Вызвать положительные эмоции.
Слайд 6
Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное и слуховое восприятие, тактильное ощущение. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений по теме "Развитие тактильных ощущений, барического чувства тяжести в процессе предметно - игровой деятельности и действий с природным материалом у детей с нарушением интеллекта
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна пассивная и недостаточно целенаправленная осязательная деятельность, несогласованность движений рук. Осязательные движения детей п...
Консультация для воспитателей "Развитие тактильно-кинестетических ощущений детей раннего возраста в процессе экспериментирования с песком."
Основная направленность психологической работы с малышами - эмоциональные наполнения жизни ребёнка и оказание помощи в их регуляции....
Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"
В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...
Развитие тактильного восприятия у ребенка раннего возраста
Развитие тактильного восприятия у ребенка раннего возраста...
Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».
Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...