Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности: с шишками, ребристыми грецкими орехами. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки ребенка в коробку и искать спрятанную там маленькую игрушку. Можно играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха и т.д.
Развивать следует чувствительность не только рук, но и ног. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек и, конечно, разнообразные игры и упражнения.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
Учить ощущать движение и температуру воздуха.
Стимулировать эмоциональное реагирование.
Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».
Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).
“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
Учить ощущать влагу и контраст температур.
Развивать навык эмоционального реагирования.
Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».
Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.
“Формирование представлений о свойствах предметов”.
Задачи:
Обогащение спектра осязательных ощущений.
Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.
Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.
Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.
“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.
Задачи:
Развивать тактильно-двигательное восприятие.
Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.
Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.
Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
Развивать тактильную чувствительность ребенка.
Расширять тактильный опыт ребенка.
Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности, желание самому исследовать поверхность.
“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.
Задачи: Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.
Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.
Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.
Приятных Вам совместных игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Сенсорное развитие детей.Игры на развитие тактильного восприятия.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...
Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...