Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

Марушина Елена Владимировна

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения      в  будущем. 

 Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей. Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения      в  будущем. 

 Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д. 

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия).

            Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности: с шишками, ребристыми грецкими орехами. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки ребенка в коробку и искать спрятанную там маленькую игрушку. Можно играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха и т.д.

            Развивать следует чувствительность не только рук, но и ног. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые  ребристые      мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины            с         помощью массажных щеток, махровых рукавичек и, конечно, разнообразные игры    и   упражнения.

 «Чудесный    мешочек»
            В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

            Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

            На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 «Узнай предмет по контуру»

            Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

 «Собери матрешку»

            Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

Учить ощущать движение и температуру воздуха.

Стимулировать эмоциональное реагирование.

Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».

Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).

“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

Учить ощущать влагу и контраст температур.

Развивать навык эмоционального реагирования.

Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».

Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.

“Формирование представлений о свойствах предметов”.

Задачи:

Обогащение спектра осязательных ощущений.

Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.

Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.

Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.

Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.

“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.

Задачи:

Развивать тактильно-двигательное восприятие.

Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.

Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.

Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.

“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

Развивать тактильную чувствительность ребенка.

Расширять тактильный опыт ребенка.

Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности, желание самому исследовать поверхность.

“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.

Задачи: Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.

Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.

Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.

Приятных Вам совместных игр

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей.Игры на развитие тактильного восприятия.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...

Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

        Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — эторазвитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития ...

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...