Статья на тему: «Развитие сенсорных способностей и тактильного восприятия у детей раннего возраста»
статья (младшая группа)
Сенсорные восприятия – это чувственные восприятия, ощущения. Под сенсорным развитием подразумевается развитие органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения раз личных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие сенсорных способностей и тактильного восприятия
у детей раннего возраста»
Еще с давних пор в России было принято с 6-месячного возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока - белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: для развития мелкой моторики рук, для сенсорного развития. Многие родители слышали об этих понятиях, но что это такое знают далеко не все.
Сенсорные восприятия – это чувственные восприятия, ощущения. Под сенсорным развитием подразумевается развитие органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения раз личных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша.
Разнообразные игры и пособия способствуют развитию сенсорных способностей детей. Они активно используются педагогами нашего ДОУ на занятиях и для индивидуальной работы с детьми. Но не обязательно покупать дорогие игрушки, многие пособия можно изготовить самостоятельно.
Например, вот эти вкладыши фабричного производства – яркие, хорошо моются, прочны и долговечны. А вот самодельные – изготовлены они из разных губок - яркие, разные на ощупь (шершавые или мягкие). Появляется возможность вырезать окошечки самой разной формы.
Можно на видном месте в доме повесить радугу из цветной бумаги и время от времени подносить ребенка, показывая и называя цвета (не обязательно все сразу). Лучше разметить это панно на уровне взрослого. Тогда дети не будут обрывать бумагу, а контакт взрослый – ребенок будет обеспечен на 100%. Маме или папе придется взять малыша на руки, поднести к «радуге» и вспомнить с ребенком знакомые цвета.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Начинать занятие малышами млжно с криомассажа. Его цель – снижение тонуса и уменьшение напряженности мышц. Метод прост в использовании, практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.
Криомассаж «Моем игрушки»
Оснащение: по 2 ведерка – одно с кусочками пищевого льда, другое – с теплой водой, салфетки.
Ход: сначала предлагаем малышам «пошебуршать» льдинками, а затем опустить руки в теплую воду. Спросим: «Где холодная водичка?» (снова потрогать). «Где горячая водичка?» Перекладываем с детьми лед в теплую воду
В этом тазике у нас грязные игрушки.
Мы помоем их сейчас – помогите ручки!
Раз, два, три – руки поднимаем,
В другое ведерко опускаем.
Сразу же вытираем детям руки насухо.
- Игра «Сушим одежду»
(нанизывание силуэтов одежды на шнурок)
Мотивация: в теплой воде мама любит стирать одежду, в коробочках лежит одежда, ее надо повесить сушиться.
Наша мамочка стирала,
А я маме помогала.
В процессе игры называть одежду, ее цвет. Поднять шнурки, показать всем, как хорошо справились дети с заданием.
Физразминка
Игры детей с родителями в парах:
- «Хлопай в ладоши»;
- «Шагай в кольцо» (взрослый делает кольцо из сцепленных рук, а ребенок шагает или пролезает в это кольцо);
- «Самолетики» (лежа на животе на руках взрослого, ребенок изображает самолет, руки подняты в стороны, взрослый покачивает малыша);
- «Веселые зайчики» (прыжки в парах, взявшись за руки)
2. Задание: «Где живет зайка?»
Предложить потрогать вкладыши (поверхность шершавая или мягкая), открыть окошки, порадоваться зайке. Можно провести пальчиком по краю окошечка (круглое, квадратное), назвать цвет. Показать игрушку – лису.
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки - побегайки.
Лиса хочет поймать зайчика, его надо спрятать.
Заинька, зайка, маленький зайка,
Лисичку боится зайка – трусишка.
Дети закрывают окошечки, подбирая фигуру по размеру и форме.
3. Игра – забава «Туки – тук»
Мотивация: надо лису напугать, чтобы она убежала и не обижала зайчиков.
Туки-туки-туки-тук Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю Ап! | Сжать кулаки и постукивать ими. Текст произносить громким голосом. Выставить указательные пальцы |
Туки-туки-туки-тук Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю Ап! | Постукивать указательными пальцами, текст проговаривать нормальным голосом, Выставить мизинцы. |
Туки-туки-туки-тук Колотушки колочу, заколачиваю, приколачиваю Дзынь! | Постукивать мизинцами, Текст произносить тихо, почти шепотом, нажать на кончик носа. |
- Хотели лисичку напугать, а она смеется, ей понравились дети. Что же хочет лисичка дать детям? Мячики! Поиграем с мячиками.
Массаж рук детей колючим мячиком.
Задание родителям:
- придумайте, как при помощи мячика можно массировать ребенку руки и пальцы.
- катать вперед – назад, круговыми движениями, закручивающими движениями; можно сжимать мяч пальцами, ладонями…
Поблагодарить родителей и детей за активное участие в семинаре и предложить им памятки. Предложить родителям высказаться по поводу проведенного мероприятия, вынести решение.
Памятки для родителей:
- Начинайте и заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно.
- Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает их делать самостоятельно.
- Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
- Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
- Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
- Все изделия, которые выполнил, ребенок должны стать предметом гордости, можно похвастать перед членами семьи, «покормить» кукол, подарить кому-нибудь…
«Сладкий чай»
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
Нанизывание
Нанизывать можно на шнурки (на мягкую проволоку, на палочки…):
- бумажные, тканевые силуэты одежды («сушим одежду»),
- фрукты и овощи – «сушим фрукты» (бумажные и кусочки натуральных)
- листочки («гербарий»)
Бельевые прищепки
Предложите ребенку помочь вам нанизать прищепки на веревку, можно прицепить прищепки на картонный круг («цветок»), на силуэт ежика.
Усложнение: цветы (ежики) могут быть разных цветов. На желтый цветок надо прицепить желтые прищепки. В следующий раз используйте другой цвет.
Тесто
- отщипывание («Покормим курочку»)
- раскатывание («конфетки»);
- сплющивание («печенье»),
- можно кусочками теста украсить мячик, тарелочку…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста
В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст, это один из важнейших этапов в становлении личности ребенка, во время которого особое внимание необходимо уделять сенсорному развитию. ...

Статья на тему:Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры.
Статья на тему: Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры....

Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста
Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...
Выступление на РМО по теме "Развитие тактильного восприятия у детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности"
Выступление на районном методическом объединении воспитателей...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».
Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме:«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр у детей раннего дошкольного возраста»...