Тема: "Гендерный подход при подготовке детей к обучению в школе".
материал
Материал подготовлен для выступления на межрегиональном семинаре-практикуме " Формирование основ гендерной социализации у детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernyy_podhod.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход при подготовке детей к обучению в школе.
«Нельзя считать один пол
совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Слайд 2
Гендер в переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер - это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка - «я девочка», «я мальчик».
Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Суть гендерной социализации-
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
Слайд 3
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
-в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
-организации внимания;
-в формах активации эмоций;
-в мотивации деятельности и оценки достижений;
-в поведении.
Поэтому развитие и воспитание ребенка в зависимости от его пола - один из важных факторов становления его личности. На каком примере будет воспитан ребенок дошкольного возраста, какие правила и нормы поведения он усвоит, это зависит от нас взрослых. Для этого в процессе воспитания и обучения нужно использовать гендерный подход. Использование гендерного подхода оказывает большое влияние на подготовку детей к школе. Нужно знать различия в развитии девочек и мальчиков подготовительной группы, и образовательный процесс строить с учетом гендерной принадлежности.
В центре «Родник» педагоги готовят детей к обучению в школе.
Слайд 4
Успешность обучения в школе зависит от следующих показателей:
-развитие познавательной сферы: память, внимание, мышление, речь;
-развитие мелкой моторики;
- умение работать самостоятельно;
- умение действовать по образцу.
Все выше перечисленное дает хорошую базу для того, чтобы ребенок ощущал себя уверенным на уроке, создает ситуацию успеха, а, значит, дарит массу положительных эмоций.
При подготовке детей к школе следует помнить главное: у мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе. В разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немного отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Слайд 5
Психологические аспекты гендерного воспитания
В дошкольном возрасте (4-7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики - мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.
Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности педагоги и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.
Психологические различия мальчиков и девочек 3-5 лет
Мальчики | Девочки |
Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. | Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально. |
Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. | Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже - суть. |
Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). | Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные). |
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. | Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала. |
Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные - развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).
Слайд 6
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
-быстрее схватывают новый материал;
-легче усваивают алгоритмы и правила;
-любят задания на повторение;
-воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;
-лучше обучаются последовательно - “от простого к сложному”;
-новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
Слайд 7
Мальчики:
-труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
-им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
-лучше выполняют задания на сообразительность;
-не терпят однообразия;
-новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Слайд 8-9
Как же реализовать гендерное обучение при подготовке детей к школе? Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игровой подход широко используется, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения.
Организация процесса обучения.
В процессе обучения мальчики схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны, внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.
Мальчикам нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.
При изучении темы по математике «Сложение и вычитание чисел», девочкам достаточно познакомиться с алгоритмом вычисления, с мальчиками же нужно отрабатывать вычислительные приемы практически весь урок. Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый. Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя алгоритм.
На занятии по математическому развитию условие задач дается в соответствии с интересами: девочкам (Посчитайте, сколько кукол рассадили на полке), мальчикам: (сколько машин осталось в гараже).
На занятии по речевому развитию могут быть следующие задания: для девочек (составьте предложение со словом кукла), составить рассказ «Как я помогаю маме», сочинить загадку про сказочного героя женского пола (Мальвину, Дюймовочку, Золушку)
Для мальчиков (со словом машина), рассказ про рыбалку, сочините загадку про сказочного героя мужского пола (Буратино, Чиполлино, Незнайку, Винни-Пуха)
Использую больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;
проблемные ситуации. На занятии дети работают в парах: мальчик – девочка, т.к. они взаимно дополняют друг друга.
В начале занятия -игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
В игре отрабатываю простые категории грамматики: дети могут придумывать уменьшительно-ласкательные формы от имён существительных мужского и женского рода, прилагательные от существительных, подбирать пары прилагательных по роду и т. д.
При построении заданий для мальчиков придерживаюсь:
- разнообразие в подаче материала;
- задания должны включать момент поиска, требующий сообразительности;
- мальчики должны сами открыть принцип решения той или иной задачи, путем проб и ошибок;
- большое количество логических заданий;
- минимальное повторение материала;
- самостоятельность принимаемых решений;
- групповые формы работы со сменой лидера;
- мальчики больше девочек нуждаются в подвижных перерывах.
При построении заданий для девочек придерживаюсь:
- достаточного количества повторений;
-для решения задач девочкам необходимо вместе с ними разработать алгоритм работы перед ее началом;
- использование типовых заданий;
- обучение с опорой на зрительную память;
- эмоциональная оценка выполненной работы.
Организация воспитательной работы.
Игры в рамках гендерного подхода имеют цели:
-развитие знаний детей о принадлежности к соответствующему полу;
-закрепление положительного эмоционального отношения к собственному полу;
-развитие гендерных представлений (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
Для реализации этой цели ставим задачи:
-образовательные;
-развивающие;
-воспитательные.
Например, в поле образовательных задач входит
Совместная деятельность с детьми
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин»,
Настольно-печатные игры: Знакомство с профессиями и трудовой деятельностью: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы». «Назови профессию»
Дидактические игры: «Что кому», «Кто старше?», «Кто младше?», «Назови всю семью», «Назови ласково», «Назови действие», «Родственные слова», «Подскажи словечко».
Беседы на темы: «Чем я помогаю дома маме, папе»- формируем представления детей о трудовом воспитании и разделении женского и мужского труда, «Кем работают мои родители», «Я вырасту таким как мама, как папа»- формирование представлений с социальных ролях в обществе и семье, закреплять положительные взаимоотношения между будущими мужчинами и женщинами
«Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Наша дружная семья», « Семейные традиции», «Мои обязанности в семье».
Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе.
Пальчиковые игры «Моя семья», «Кто живёт в квартире», «Семья».
Слайды 10-16
На заключительном этапе творческого проекта «Наша дружная семья»
был организован вечер совместно с родителями «Семейные посиделки», выставка детских рисунков и стенгазет.
Весной в праздник Весны и Труда 1 мая была организована посадка деревьев, где ребята получили возможность самим потрудиться, и получили представление о мужском и женском труде.
К развивающим задачам можно отнести:
-упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба - кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
-музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
-задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.
Слайды 17-18
Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу. Эту задачу я решаю с помощью игр – драматизаций, развиваю индивидуальные способности детей (театральные, речевые), через драматизацию сказки «Репка».
Слайды 19-20
Формирование положительного отношения к противоположному полу осуществляется через поздравление мальчиков: Подготовка к празднику 23 февраля. Поздравление девочек: подготовка к празднику 8 Марта. Изготовление поделок членам семьи.
Слайд21
Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями.
Информационная (консультации, объявления)
Коммуникационная (родительские собрания, участия в праздниках «Международный женский день», «День матери», «23 Февраля», «9 мая…»), посещения экскурсий.
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.
Мальчики и девочки ведут себя по-разному и в процессе обучения, воспитания важно учитывать эти различия, помогать ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему в силу половой принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению"
Эта статья вошла в сборнник материалов региональной научно-практической конференции по проблемам условий организации и реализации предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, г....
Гендерный подход в подготовке детей к школе.
Гендерный подход в подготовке детей к школе....
Современные подходы к подготовке детей к обучению в школе
Статья. Дата публикации - сентябрь 2017 г. Кедрова Е.К....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.
ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...
Гендерный подход при подготовке детей к обучению в школе
Один из методом подготовки детей к школе который я использую в своей работе...
Нейропсихологический подход при подготовки детей ЗПР к школьному обучению.
Представлен опыт коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в группе комбинированной направленности. Обобщена коррекционная работа с применением нейропсихологического подхода и си...
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К КОНКУРСАМ»
Слайд 1 Здравствуйте, меня зовут Житкова Татьяна Евгеньевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детски...