Организованная образовательная деятельность в рамках реализации программы духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки» совместно с родителями Тема: «Радость послушания»
план-конспект занятия (старшая группа)
Организованная образовательная деятельность
в рамках реализации программы
духовно – нравственного воспитания
«Социокультурные истоки» совместно с родителями
Тема: «Радость послушания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_radost_poslushaniya.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Организованная образовательная деятельность
в рамках реализации программы
духовно – нравственного воспитания
«Социокультурные истоки» совместно с родителями
Тема: «Радость послушания»
(старшая группа)
Подготовила
Воспитатель
Семенюк Л.В.
Когалым - 2019
Цель: Создание условий для освоения духовно – нравственной категории «Вера» посредством сказок.
Задачи:
Образовательные
Наполнять духовно – нравственной категорию «Вера» - вера рождает доверие; доверие к опыту взрослых; уважение; послушание; душевный покой.
Подвести к пониманию того, что послушание приносит радость.
Побуждать уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее на примере сказок «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка».
Формировать умения детей вести диалог с педагогом, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию знакомого произведения, используя распространенные предложения.
Формировать умение детей работать в микрогруппе совместно с взрослым.
Развивающие
Способствовать развитию у детей мотивации к послушанию взрослых.
Развивать интерес к русским народным сказкам.
Закрепить смысл пословиц ««Гни дерево пока гнется, учи дитяко, пока слушается», «Кого уважают, того и слушают».
Развивать интерес к игре – драматизации, путем активного вовлечения детей в игровые действия в ходе драматизации отрывка сказки «Гуси – лебеди».
Воспитательные
Воспитывать у детей послушание и почитание взрослых.
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми.
Задачи, направленные на родителей:
Оказать родителям педагогическую поддержку в освоении темы «Радость послушания»
Способствовать осмыслению родителями духовно – нравственного контекста категории «Вера».
Развивать у родителей навык общения в микрогруппах по заданной теме.
Активизация словаря: батюшка, матушка, голубушка, послушание.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстрации по содержанию сказок, просмотр отрывка мультфильма «Царевна-лягушка».
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово, загадки, обсуждение смысла пословиц, правил поведения совместно с родителями.
Практические: игра – приветствие «Встаньте дети вместе в круг», игра – драматизация, народная игра «Как у дяди Трифона».
Предварительная работа: Чтение сказок: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Волк и семеро козлят», «Крошечка – Ховрошечка»; просмотр и обсуждение мультфильмов по мотивам прочитанных сказок, обсуждение пословиц о послушании, беседы по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций к сказкам, игра «Собери сказку».
Материалы и оборудование: сундучок, книга, декорации (печка, речка, яблоня, избушка); маски (еж, гуси – лебеди), элементы костюмов (косынки, венок, кепка); иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна – Лягушка», «Аленький цветочек»; конверты с пословицами; телевизор, ноутбук, музыкальное сопровождение.
1. Игра – приветствие «Встаньте дети вместе в круг» (совместно с родителями)
Встаньте дети вместе в круг, ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмись, и друг другу улыбнись.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться.
Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.
(В ходе игры внимание детей привлекает сундучок)
- Ребята, а как вы думаете, что может храниться в сундучке? (предположения детей)
- Мне очень хочется узнать, что же там лежит на самом деле! А Вам?
- Предлагаю отгадать загадку и узнать.
«Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает...» (книга)
2. Беседа
- Ребята, глядя на книгу, как вы думаете, как она может называться? (предположения детей)
- Эта книга называется «Радость послушания». А почему она так называется?
- Конечно, в этой книге живут сказки о послушании.
- А как вы думаете, что значит быть послушным?
- Что может случиться с непослушными детьми?
- Какие сказки о послушании, вы знаете?
- Послушайте, из какой сказки эти строки: «Жили - были старик со старухой, была у них дочка да сынок маленький. Собрался старик в город и говорит дочке...
- Давайте с вами поразмышляем.
- В чем девочка ослушалась родителей?
- Почему сначала не помогли девочке и печка в поле, и яблонька, и молочная речка – кисельные берега?
- Что помогло девочке спасти братца?
- Ребята, как вы думаете, старшие дети должны заботиться о младших?
- Как вы думаете - девочка еще раз оставит братца одного?
- Я тоже думаю, что она будет слушаться родителей.
- А вы бы хотели, отправится в эту сказку?
- Давайте вспомним главных героев сказки (распределение ролей, подбор атрибутов, элементов костюмов)
3. Игра – драматизация «Гуси – лебеди» (в роли старичка со старушкой – родители)
Вед: Жили батюшка и матушка.
Были у них дочка и сынок маленький.
Собрались старики в город и говорят дочке:
Старик-старуха: Мы поедем дочка, в город, привезем тебе булочку, и платочек; а ты будь умницей, братца береги, со двора не ходи.
Вед: Ушли батюшка и матушка; девочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу и заигралась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Прибежала девочка, глядь - нет братца!
Кликала братца - не откликается.
Девочка: Ау - Ау - братец где ты!
Вед: Выбежала в чистое поле - вдали метнулись гуси-лебеди.
Девочка: Верно, гуси-лебеди унесли братца.
Вед: Бежала девочка, видит - стоит печка.
Девочка: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка - скажу!
Девочка: У моего батюшки, и пшеничные не едятся!
Вед: Бежит девочка дальше и видит, стоит яблоня.
Девочка: Яблоня, яблоня! Куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Съешь моего лесного яблочка - тогда скажу!
Девочка: У моего батюшки, и садовые не едятся!
Вед: и побежала. Видит: льется молочная речка - кисельные берега:
Девочка: Молочная речка - кисельные берега! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу!
Девочка: У моего батюшки и сливочки не едятся!
Вед: Бежит девочка, а на встречу, ей еж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает: - Ежик, ежик, куда гуси-лебеди полетели? Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит - стоит избушка Бабы-яги. А возле нее, сидит и братец, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка, схватила братца и побежала домой. А Баба-яга кликнула гусей-лебедей и послала их за девочкой в погоню. Бежит девочка, а гуси-лебеди совсем ее нагоняют. Куда деваться? Вдруг видит речка.
Девочка: Реченька, голубушка, укрой меня!
Речка: Съешь моего простого киселька с молочком?
Вед: Похлебала девочка киселька, речка спрятала их под крутой бережок, а гуси-лебеди мимо пролетели. Выбежала девочка с братцем и дальше побежала, а гуси-лебеди ее увидели и опять пустились в погоню. Что делать? Прибежала она к яблоне:
Девочка: Яблонька, голубушка, спрячь меня!
Яблоня: Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.
Вед: Нечего делать - съела она лесного яблочка. Яблонька накрыла листьями, ветками; гуси-лебеди мимо пролетели. Вышла девочка из - под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси-лебеди опять ее увидели - и ну за ней! Крыльями над головой машут.
Добежала девочка до печки.
Девочка: Печка, матушка, спрячь меня?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Вед: Съела девочка пирожок и печь ее спрятала. Гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка из-за печки и пустилась домой. Гуси-лебеди увидели и опять в погоню. Вот-вот налетят и братца вырвут. Вбежала девочка в избу. Покружились лебеди над избой, так ни с чем и улетели. Пришли старичок со старухой, видят - мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.
(по окончании игры – драматизации дети убирают элементы костюмов, присаживаются на стулья)
В-ль: Послушайте еще одну загадку:
«Стрела молодца угадила в болото.
Ну, где же невеста? Женится охота!
А вот и невеста, глаза на макушке
Невесту зовут...» (Царевна-лягушка) (из сундучка появляется лягушка)
4. Беседа по сказке «Царевна – лягушка»
- А в этой сказке, кто послушался своего (отца-государя)?
- Почему мы говорили, что Ивану Царевичу, всех труднее было послушаться отца?
- А он все-таки выполнил наказ батюшки?
- Хотел ли он жениться на лягушке?
- Что он сказал?
- А батюшка сказал, все равно бери, знать судьба твоя такая!
- А кто же достался ему в жены? (Просмотр эпизода сказки «Царевна – лягушка»)
- Ребята я знаю, что вы слушаетесь старших: маму, папу, дедушек, бабушек.
- А сейчас я прошу вас послушать меня и вместе со своими мамами поиграть в народную игру "Как у дяди Трифона" (дети и родители становятся в круг)
5. Народная игра «Как у дяди Трифона» (совместно с родителями)
А у дядюшки Трифона
Было семеро детей
Семеро сыновей
Они не пили, не ели
Друг на друга смотрели
Разом делали, как я!
6. Размышление о смысле пословиц
- Сейчас я вам предлагаю разделиться на две подгруппы и пройти за столы. А родители присоединятся к вам.
- Посмотрите, в сундучке еще что - то есть. А лежат там конверты с пословицами. (дети достают конверты из сундучка)
- Давайте поразмышляем над значением пословиц (дети совместно с родителями получают конверт с пословицей, обсуждают и высказывают свое мнение)
1) «Гни дерево пока гнется, учи дитяко, пока слушается»
2) «Кого уважают, того и слушают»
8. Ресурсный круг «Радость послушания»
- А сейчас я предлагаю ответить на вопрос: «Какими жизненными правилами вы хотели бы следовать?»
Общение в микрогруппе: дети совместно с родителями обсуждают данный вопрос.
Например: быть честными, слушаться старших, помогать им, дружить и т.д.
Групповое решение: один из родителей обобщает высказывания группы, подводит итоги.
Выступления групп:
- Сейчас прошу всех встать в круг. Вы готовы назвать - жизненные правила? (родители высказываются)
Рефлексия:
- Ребята, а какое жизненное правило вы считаете для себя самым важным?
- Я уверена, что если мы с вами будем выполнять все правила жизни в нашей группе, то жизнь наша станет радостной и счастливой.
- С какими чувствами и мыслями вы остались после нашей встречи?
- Ваши пожелания на следующую встречу?
- Предлагаю дома совместно с детьми заполнить страничку альбома «Радость послушания» и записать все жизненные правила, которым вы хотели бы следовать и сохранить свой семейный архив.
«Гни дерево пока гнется,
учи дитяко, пока слушается»
«Кого уважают, того и слушают»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУШЕПОЛЕЗНОГО СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ (В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»)
· Считаем, что совместные размышления по прочитанному– одна из сильных позиций книг для развития детей дошкольного возраста. Родители и дети осмысливая жизнен...
Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Методический комплекс программы духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"
Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Советы родителям по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»
Советы родителям в рамках программы по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему: «Самый любимый образ – мама»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с содержанием реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» во второй младшей группе на тему...
Презентация опыта работы по реализации программы духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки: «Утренний вкус со вкусом сказки».
Главная цель программы "Социокультуные истоки" - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственн...
Карта НОД. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Путешествие в сказку" с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Цель:закрепление знаний детей о русской народной сказке, приобщение к художественной литературе и произведениям русского народа. Задачи:Образовательные: Учить, правильно, называть произведен...