конспект занятия по экологии "Международный день птиц"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
занятие но зкологии, посвящённое международному дню птиц. Закрепляем названия перелётных птиц, учимся называть их характерные особенности, воспитываем доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Международный день птиц" | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Международный день птиц»
Цели:
1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;
3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;
4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.
Предварительная работа:
- беседы и наблюдения за птицами на прогулке,
-прослушивание записи с пением птиц, рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок,
- заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что скоро у всех птиц будет «день рождения». Этот день называется
«Международный день птиц». Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.
Вчера мне позвонил Незнайка и попросил помощи: ему в школе дали задание, чтобы он подготовился к международному дню птиц и рассказал всё, что он знает о птицах. А он про них ничего не знает и просит, чтобы мы ему о них рассказали. Ребята, поможем Незнайке?
Дети: - Да.
Воспитатель:
Незнайка, сейчас мы тебе расскажем о птицах, которые прилетают весной.
Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.
И послушайте загадку, дайте правильно отгадку.
Загадка.
Она приходит с ласкою и со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Воспитатель:
-Ребята, расскажите Незнайке, что бывает только весной? (тает снег, расцветают подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, день становится длиннее, появляется первая травка, с юга прилетают птицы). Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга.
Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.
Закличка:
Уж вы пташечки, щебетушечки, прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную принесите нам! (вместе с детьми подходим к иллюстрациям с птицами) .
Посмотрите, какие красивые птицы изображены на нашем плакате. Посмотрите внимательно.
Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грачи, скворец, жаворонок, соловей.) – Дети поочерёдно показывают. Как, одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные). А какие птицы прилетают из тёплых стран первыми? (грачи). Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.
А какие птицы прилетают последними (ласточки). А как вы догадались, что это ласточка? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это за птица?
Дети: - Скворец.
Воспитатель:
А как вы догадались, что это скворец? (Скворец весь чёрный, клюв прямой длинный; клювом скворцы добывают червяков, жуков из земли) .
Воспитатель: - Это кто?
Дети: - Соловей.
Воспитатель:
А по каким признакам догадались, что это соловей? (Сверху соловей окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый).
Воспитатель:
Ребята, расскажите Незнайке, чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев) .
Ребята, а какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые). Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок). Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).
Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.
Соловьи поселяются в густых зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивают гнёзда прямо на земле.
Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.
Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.
Вот, когда гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов). А кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-птица-самка). Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец). Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники) .
Вот сколько всего мы знаем о птицах! А теперь давайте ответим на несколько вопросов от Незнайки, которые ему задали в школе. Вопросы:
— Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)
— Кого называют лесным доктором? (Дятла.)
— Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
— Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
— Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
— Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)
Воспитатель:
Молодцы ребята! А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кукушка».
К нам кукушка в огород прилетела и поёт,
Ты глаза не открывай, кто позвал, тебя, узнай! (воспитатель выбирает ребёнка, который назовёт имя другого (любого) ребёнка, который в свою очередь должен угадать, кто его позвал)
- Молодцы! А вы знаете, ребята, что птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Песни у птиц бывают разные. Иногда голос одной и той же птицы меняется. Для птиц весенние песни – это серьёзное и важное дело. Кстати, нужно сказать, что поют только самцы.
А сейчас, закройте глаза и послушайте пение птиц. Догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу». Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, весёлое, на душе легко и т. д.)
Воспитатель:
- А теперь, ребята, давайте прочитаем Незнайке стихи о птицах.
Чтение стихов.
1. Пестреет цветами опушка,
Плывут облака вдалеке,
«Ку-ку!» - напевает кукушка
В зелёном своём уголке.
2. Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой,
И рано утром в тишине.
Запел о солнце и весне.
3. В зелени ветвей Соловушка - соловей
Ночи напролёт песни нам поёт.
Льются песни без конца,
Лучше нет в лесу певца!
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! А вы умеете разгадывать загадки? Давайте покажем Незнайке, свои умения.
Загадки.
1. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – (Грач)
2. Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
3. Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
4. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее, Кто же это? (Соловей)
5. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая,
Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите внимательно, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Сорока)
- Ребята, посмотрите, у меня на полянке сидит одна птица, давайте сделаем ей подружек, чтобы ей не было скучно. А чтобы у нас хорошо получилось, мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «птички».
Птички полетели, крыльями махали,
На деревья сели, вместе отдыхали.
- У вас у каждого на столе лежат раскраски, на которых изображены птицы и которые вы сейчас будете раскрашивать. Ребята, посмотрите на птицу (иллюстрация) и скажите, из чего она состоит? (Голова, туловище, крылья, хвост, глаза, клюв) Можете приступать к работе. Какие красивые птицы у вас получились! Давайте посадим их всех на полянку.
Воспитатель:
И так, зачем нам нужны птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы) .
Послушайте стихотворение.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Вот и подошло к концу наше занятие. Незнайка, надеемся, что мы тебе помогли и теперь ты справишься со своим домашним заданием - подготовишься к празднику «Международному дню птиц» и расскажешь своим одноклассникам всё, что ты узнал о птицах.
Сюрпризный момент:
Раздаётся стук в дверь и «курьер» доставляет посылку ребятам подготовительной группы детского сада «Катюша» от Незнайки. Воспитатель открывает посылку, а там значки для ребят «Юный орнитолог» от Незнайки в знак благодарности, за помощь в выполнении задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с музыкой "День птиц"
Конспект развлечения «День птиц» с детьми старших групп ОН 5-6л Цель: приобщить к празднику «День Птиц», закрепить представления о перелетных птицах. Задачи: воспитывать стремление заботиться о пер...
Презентация к занятию "Сорок-сороков - День птиц"
Презентация к конспекту интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сорок-сороков - день птиц". Может быть использована для ознакомления детей с фольк...
Занятие по экологии "День птиц"
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....
Итоговое занятие на тему: «День птиц».(2-младшая группа).
Итоговое занятие на тему "День птиц"...
Конспект занятия «1 апреля – День птиц»
Конспект занятия с фото отчетом. Проведение праздника «День Птиц», прививает любовь народным традициям, закрепляет представление о перелетных птицах, прививает любовь и бережное отношение к родной при...
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «ДЕНЬ ПТИЦ»
Цели:Воспитывать желание беречь и охранять природу;Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»;Расширять представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важной рол...
Конспект занятия на тему «День птиц» для детей раннего возраста
Традиция отмечать “День птиц” в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздн...