конспект занятия по экологии "Международный день птиц"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Немиро Ирина Ивановна

занятие но зкологии, посвящённое международному дню птиц. Закрепляем названия перелётных птиц, учимся называть их характерные особенности, воспитываем доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Международный день птиц"18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Международный день птиц»

Цели:

1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;

2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;

3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;

4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.

Предварительная работа:

- беседы и наблюдения за птицами на прогулке,

-прослушивание записи с пением птиц, рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок,

- заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что скоро у всех птиц будет «день рождения». Этот день называется

«Международный день птиц». Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.

Вчера мне позвонил Незнайка и попросил помощи: ему в школе дали задание, чтобы он подготовился к международному дню птиц и рассказал всё, что он знает о птицах. А он про них ничего не знает и просит, чтобы мы ему о них рассказали. Ребята, поможем Незнайке?

Дети: - Да.

Воспитатель:

Незнайка, сейчас мы тебе расскажем о птицах, которые прилетают весной.

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

И послушайте загадку, дайте правильно отгадку.

Загадка.

Она приходит с ласкою и со своею сказкой

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Воспитатель:

-Ребята, расскажите Незнайке, что бывает только весной? (тает снег, расцветают подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, день становится длиннее, появляется первая травка, с юга прилетают птицы). Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга.

Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.

Закличка:

Уж вы пташечки, щебетушечки, прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную принесите нам! (вместе с детьми подходим к иллюстрациям с птицами) .

Посмотрите, какие красивые птицы изображены на нашем плакате. Посмотрите внимательно.

Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грачи, скворец, жаворонок, соловей.) – Дети поочерёдно показывают. Как, одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные). А какие птицы  прилетают из тёплых стран первыми? (грачи). Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.

А какие птицы прилетают последними (ласточки). А как вы догадались, что это ласточка? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это за птица?

Дети: - Скворец.

Воспитатель:

А как вы догадались, что это скворец? (Скворец весь чёрный, клюв прямой длинный; клювом скворцы добывают червяков, жуков из земли) .

Воспитатель: - Это кто?

Дети: - Соловей.

Воспитатель:

А по каким признакам догадались, что это соловей? (Сверху соловей окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый).

Воспитатель:

Ребята, расскажите Незнайке, чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).

Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев) .

Ребята, а какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые). Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок). Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).

Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.

Соловьи поселяются в густых зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивают гнёзда прямо на земле.

Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.

Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.

Вот, когда гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов). А кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-птица-самка). Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец). Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники) .

Вот сколько всего мы знаем о птицах! А теперь давайте ответим на несколько вопросов от Незнайки, которые ему задали в школе. Вопросы:

— Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)

— Кого называют лесным доктором? (Дятла.)

— Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)

— Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

— Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

— Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)

Воспитатель:

Молодцы ребята! А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кукушка».

К нам кукушка в огород прилетела и поёт,

Ты глаза не открывай, кто позвал, тебя, узнай! (воспитатель выбирает ребёнка, который назовёт имя другого (любого) ребёнка, который в свою очередь должен угадать, кто его позвал)

- Молодцы! А вы знаете, ребята, что птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Песни у птиц бывают разные. Иногда голос одной и той же птицы меняется. Для птиц весенние песни – это серьёзное и важное дело. Кстати, нужно сказать, что поют только самцы.

А сейчас, закройте глаза и послушайте пение птиц. Догадайтесь, какое у них настроение.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу». Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, весёлое, на душе легко и т. д.)

Воспитатель:

- А теперь, ребята, давайте прочитаем Незнайке стихи о птицах.

Чтение стихов.

1. Пестреет цветами опушка,

Плывут облака вдалеке,

«Ку-ку!» - напевает кукушка

В зелёном своём уголке.

2. Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой,

И рано утром в тишине.

Запел о солнце и весне.

3. В зелени ветвей Соловушка - соловей

Ночи напролёт песни нам поёт.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца!

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! А вы умеете разгадывать загадки? Давайте покажем Незнайке, свои умения.

Загадки.

1. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – (Грач)

2. Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка)

3. Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

4. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежнее, Кто же это? (Соловей)

5. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая,

Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Сорока)

- Ребята, посмотрите, у меня на полянке сидит одна птица, давайте сделаем ей подружек, чтобы ей не было скучно. А чтобы у нас хорошо получилось, мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «птички».

Птички полетели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

- У вас у каждого на столе лежат раскраски, на которых изображены птицы и которые вы сейчас будете раскрашивать. Ребята, посмотрите на птицу (иллюстрация) и скажите, из чего она состоит? (Голова, туловище, крылья, хвост, глаза, клюв) Можете приступать к работе. Какие красивые птицы у вас получились! Давайте посадим их всех на полянку.

Воспитатель:

И так, зачем нам нужны птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы) .

Послушайте стихотворение.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Вот и подошло к концу наше занятие. Незнайка, надеемся, что мы тебе помогли и теперь ты справишься со своим домашним заданием - подготовишься к празднику «Международному дню птиц» и расскажешь своим одноклассникам всё, что ты узнал о птицах.

Сюрпризный момент:

Раздаётся стук в дверь и «курьер» доставляет посылку ребятам подготовительной группы детского сада «Катюша» от Незнайки. Воспитатель открывает посылку, а там значки для ребят «Юный орнитолог» от Незнайки в знак благодарности, за помощь в выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с музыкой "День птиц"

Конспект развлечения «День птиц» с детьми старших групп ОН 5-6л Цель: приобщить к празднику «День Птиц», закрепить представления о перелетных птицах. Задачи: воспитывать стремление заботиться о пер...

Презентация к занятию "Сорок-сороков - День птиц"

Презентация к конспекту интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сорок-сороков - день птиц". Может быть использована для ознакомления детей с фольк...

Занятие по экологии "День птиц"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Итоговое занятие на тему: «День птиц».(2-младшая группа).

Итоговое занятие на тему "День птиц"...

Конспект занятия «1 апреля – День птиц»

Конспект занятия с фото отчетом. Проведение праздника «День Птиц», прививает любовь народным традициям, закрепляет представление о перелетных птицах, прививает любовь и бережное отношение к родной при...

ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «ДЕНЬ ПТИЦ»

Цели:Воспитывать желание беречь и охранять природу;Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»;Расширять представления детей о птицах, разнообразие мира птиц, их важной рол...

Конспект занятия на тему «День птиц» для детей раннего возраста

Традиция отмечать “День птиц” в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздн...