Проект " В гостях у сказки"
проект (средняя группа)

Цирулина Екатерина Витальевна

 Целью проекта: Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей, развитие досуговой деятельности детей посредством сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._proekt_kniga_luchshiy_drug.docx779.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский  сад «Пчёлка»  Козловского района Чувашской Республики

Проект

«В гостях у сказки»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1354525/21b00afc-faf9-445e-ad6d-777b41b87276/s1200?webp=false

Участники проекта: дети средних  групп «Незабудки», «Фиалочки»

педагоги, родители, сотрудники  детского отдела Межпоселенческой библиотеки

Руководитель проекта:

Цирулина Екатерина Витальевна,

воспитатель

Козловка,2021

Паспорт социально – значимого проекта

«В гостях у сказки»

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

А. Лесных

Актуальность проекта. Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. 

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь  был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а герои - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость. Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Постановка проблемы

В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных

мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОУ, свидетельствуют, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического, воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделять больше времени именно сказкам в развитии воспитании наших детей, организации их досуговой деятельности.

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети средних групп «Незабудки», «Фиалочки» воспитатели, родители, сотрудники детского отдела Межпоселенческой библиотеки

Цель проекта: Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей, развитие досуговой деятельности детей посредством сказки.

Задачи:

1.Образовательные: Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации

2. Развивающие: Развивать речь детей, творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения

3. Воспитательные: Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса детей к чтению  художественной литературы.
  • Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей, мышления, воображения.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада.
  • Раскрытие творческих способностей дошкольников.
  • Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.
  • Возрождение чтения в кругу семьи.

Разработка проекта:

  • Определение значимости проекта.
  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Составление плана осуществления проекта.
  • Разработка мероприятий по осуществлению проекта.
  • Выбор методов и приемов осуществления проекта.

Реализация проекта:

  1. Подготовительный этап
  • проблема, планирование, прогнозирование  результатов продуктов проекта.
  • наличие методической, детской художественной литературы, пособий и  наглядного материала;
  • наличие предметно – развивающего пространства.
  1. Основной этап.
  • выполнение основных мероприятий, намечаемых для достижения поставленной цели.
  1. Заключительный этап.
  • проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;
  • подготовка материалов для размещения на сайте ДОУ.

Этапы реализации проекта.

Содержание роботы

Сроки

Подготовительный этап

  • Выбор программ и технологии по проекту «Путешествие в мир сказок».
  • Пополнение библиотеки, фонотеки и предметно – развивающей среды группы:
  • портреты детских писателей сказочников, подборка детских книг;
  • картотека дидактических игр  по мотивам русских народных сказок

Основной этап

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
  • Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.
  • Мастер класс для детей и родителей « Пальчиковый театр своими руками»
  • Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
  • Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине «Заюшкина избушка». Ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Теремок»

Работа с детьми:

1. Познавательное развитие:

Тема: Просмотр презентации   «Откуда к нам пришла книга».

 НОД «Путешествие по русским народным сказкам»

2. Речевое развитие:

Тема: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Тема:  Кукольный театр «Теремок»

Чтение русских народных  сказок «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и козел», «Лиса лапотница».

3. Художественное творчество (рисование)

 Тема: «Моя любимая сказка», «Любимый сказочный герой», сюжетное рисование по сказке «Три медведя»

4. Художественное творчество (лепка)

Тема: Коллективная работа по сказке «Колобок», «По щучьему велению».

Лепка из теста «Петушок-золотой гребешок»

5. Художественное творчество (аппликация)

Тема: «Закладка для книг», «Книжки-малышки»

Конструирование из бумаги по мотивам сказки: «Лиса», «Заяц».

  1. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека», Сюжетно – ролевая игра « Мастерская книг».

  1. Игры драматизации:

Сказки «Заюшкина избушка», настольный театр «Лиса и журавль», «Лиса и рак» - по желанию детей. 

Игры-драматизации «Теремок», «Колобок», «Лисичка со скалочкой».

Дидактические игры «Продолжи сказку», «Угадай, из какой сказки», «Путешествие по сказкам», «Расскажи сказку по картинкам», чтение сказок «Жихарка», «Смоляной бычок», «Зимовье зверей», и др.

  1. Литературный досуг с применением технологии ТРИЗ «Сказочный сундучок», игра-путешествие « В гости к сказке», квест-игра « По дорогам сказок»
  2. Театрализованная деятельность

Показ сказки « Рукавичка»,  « Три поросенка»,  кукольный театр «Репка»

  1. Участие в конкурсах, выставках продуктивной деятельности в рамках тематики проекта

Организация выставки рисунков  «Русские народные сказки»

Участие во всероссийском конкурсе  рисунков  «Мир сказок»

Участие в международной акции «Книговички – 2021»

11. Участие в акциях

Акция «Подари детям книгу»

Кольцевая акция  для детей и родителей «Книжный мешок «Почитай-ка» главным героем акции стал мешок, полный красочными  изданиями  для малышей, книжками-игрушками, раскрасками, кубиками из серии «Любимые сказки» и  пазлами. Мешок используется по принципу «кольцевой почты» – берётся семьями воспитанников на неделю, а потом возвращается.

12.Изготовление лепбука «Сказки В.Г. Сутеева»

Заключительный этап.

  • проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;
  • подготовка материалов для размещения на сайте ДОУ.

Продукт проекта:

  • Оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый
  • сказочный герой».
  • Изготовление пальчикового театра к сказке « Репка», « Рукавичка»
  • Лепбук « Сказки В.Г. Сутеева»
  • Оформление уголка « В гостях у сказки»

Вывод:

Проект показал, что сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально - чувственной сферы ребенка.

   Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть    важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.

Используемая литература.

1Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
4. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
5. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М.: Школьная Пресса, 2011.
6. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
7. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
8. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
9. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
10. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
11.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект \'\' В гостях у сказки\'\' ( инсценировка сказки \'\'Пузырь, лапоть и соломинка\'\' в средней группе)

проект называется \'\'В гостях у сказки\'\' является краткосрочным, фронтальным, твоческим и игровым. Цель данного проекта - создание условий для творческой инсценировки сказки средствами \'\' театра на фла...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

Проект "В гостях у сказки" + викторина по сказкам с презентацией и аудиозаписью

Проект для дошкольников от 2 до 7 лет. Викторина от 5 до 7 лет. В  Приложении к проекту есть готовая презентация и аудиодорожка по ссылкам...