Экологическое воспитание как область в познавательном развитии детей в современном дошкольном образовании
статья

Гринкевич Янина Владимировна

к постановке проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ   ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ  

                                    ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

        Современную экологическую обстановку в мире сложно назвать благоприятной, она обусловлена сложившимся веками  потребительским отношением человека к природе.

        Очень часто деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит под угрозу существование человечества в целом.

        Одной из задач современной педагогики становится задача экологического образования человека.

        Проблема экологического воспитания стоит и перед дошкольной педагогикой.

        В концепции В.И.Вернадского о биосфере  отражена идея единства человека и природы, где человек является решающей преобразующей силой, благодаря его способности мыслить. В соответствии с этим он полагал возможным переход биосферы в новую эпоху — ноосферу, где развитие общества и природы будет направляться разумом.

        Таким образом, экологическое сознание современного человека должно формироваться на основе его представления о его единстве с природой.

        Дошкольный возраст является самым сензитивным периодом становления экологического сознания. Реализация программы экологического воспитания дошкольников должна предусматривать развитие разных видов деятельности, обеспечивающих активное взаимодействие ребёнка с природой.

        Приобретение дошкольником в процессе экологического воспитания нравственный опыт и гуманистические черты становятся достоянием личности ребенка в целом, формируют его общую гуманную позицию в отношении к  миру, моральную направленность деятельности и поведения в нем.

        Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах:  это непосредственно образовательная  деятельность, наблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, занятия по физической культуре, праздники в рамках народного творчества.

        Проведение занятий по физической культуре предусматривает сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.

        Экологическое воспитание дошкольников может опираться на народную педагогику.

        В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармонической взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой  природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать её.

        К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.

        Например,   пословицы — это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра» (В.И.Даль). В пословице заключена народная оценка жизни, отражены наблюдения народного ума. «Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства».

        Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность можно  предположить, что одним из оптимальных средств такого образования, детей является активное использование экскурсий, посредством которых решаются следующие задачи:

        - стимуляция устойчивого познавательного интереса дошкольников к объектам природы;

        - развитие способности выражать свои эмоции и чувства при взаимодействии с природными объектами;

        - закрепление правил взаимодействия с природными объектами;

        - формирование у детей потребности практического созидания и оказания помощи природным объектам.

        Экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

        Совершение ребенком гуманного поступка станет возможным в том случае, если у него будут сформированы знания о животных и растениях и нормах отношения к ним, умения осуществлять разнообразную деятельность в природной среде, эмоционально-чувствительный положительный опыт общения с ней.

        Из моих наблюдений следует, что яркой особенностью отношения дошкольников к животным и растениям является эмоциональность. Положительные эмоциональные реакции вызывают у детей прежде всего жизненные проявления высокоорганизованных животных, обладающих чувствами и поведением. С ними дети  охотно вступают в общение, играют,  проявляют заботу и стремятся помочь. Представители низкоорганизованных классов  животных — насекомые, пресмыкающиеся, земноводные — часто вызывают у детей отрицательные эмоции и чувства. Эта избирательность отношения к разным живым объектам довольно устойчива.         

        Увидев гусеницу, ребёнок скажет, что внешний вид этого животного неприятен, отказывается брать его в руки, ребёнок может наступить, раздавить, проявляя тем самым свою агрессию по отношению к гусенице.

        Беседы с детьми показывают, что их отталкивает от общения с такими животными их внешняя непривлекательность и нежелания вступать в контакт с человеком. Вероятно, большую роль в формировании к ним негативного отношения играет отсутствие у дошкольников знаний об интересных особенностях внешнего вида этих животных, о своеобразной красоте и целесообразности их строения и приспособления к среде, о познании и использовании человеком этих особенностей.

        Растения вызывают интерес детей в основном в период цветения и появления плодов, хотя эмоциональный отклик более слабый, чем по отношению к животным. Вероятно, отсутствие знаний о растениях как живых организмах существенно влияет на характер отношения к ним.

        Избирательность, присущая отношению детей к природе  проявляется не только к разным объектам.  Дошкольники могут относиться по-разному к одному и тому же объекту в  разных ситуациях. Так, один из детей замечает неправильный поступок взрослого мальчика, просит воспитателя согнать его с дерева, сочувствует, что дереву больно. На следующий день он сам раскачивается на дереве, ломая ветки, на удивленное замечание педагога заявляя, что он родился в год обезьяны и поэтому должен лазать по деревьям.

        Наблюдения показывают, что в целом дошкольники проявляют к животным и растениям положительные чувства. Вместе с тем, положительная эмоция и стремление помочь не всегда приводит к совершению гуманного поступка. Встречаются и собственно негативные проявления, которые настораживают. Эти проявления опасны тем, что происходит упражнение детей в негуманном отношении и живому. Из внешнего плана практического действия они переходят во внутренний план, становятся позицией личности.

        Основными причинами низкого уровня экологической  воспитанности дошкольников являются:

        - недостаток или отсутствие знаний о животных и растениях как живых существах, о нормах отношения к ним, о разнообразных ценностях природы;

        - несформированность познавательных умений и низкий уровень развития наблюдательности;

        - слабая степень владения навыками и умениями по уходу за живыми существами;

        - эмоциональная глухота, несформированность эмоционально-чувствительного опыта положительного общения ребенка с природой.

        Детей по уровню их гуманистических проявлений можно объединить в следующие группы:

        - дети, экологически воспитанные;

        - дети, проявляющие доброжелательность в отношении к живому, но имеющие недостаточные знания или навыки;

        - дети, имеющие достаточно полные знания и умения, но эмоционально глухие;

        - дети, недоброжелательные в отношении к живому, проявляющие равнодушие и негативизм при низком уровне знаний и умений.

        Для обеспечения возможности достижения детьми уровней экологической воспитанности необходимо правильно организовать педагогический процесс: на первом этапе - ведущим являлся блок обучения, на втором этапе — блок совместной деятельности воспитателя и детей, на третьем — самостоятельная деятельность и поведение дошкольников в природе.

        В экологической культуре закреплен духовно-нравственный опыт взаимодействия людей и природы, представленный в виде знаний, умений, ценностных  ориентаций, способов деятельности,  владение которыми позволяет человеку относиться к природе  экологически правильно.

        

        На основе интеграции различных видов деятельности, форм и средств работы по экологическому воспитанию мы сможем добиться:

        - формирования экологически воспитанной личности;

        - изучения экологических закономерностей развития природы и познания норм и правил поведения человека в ней;

        - развития видов деятельности, обеспечивающих активное взаимодействие ребёнка с природой.

        Вся эта работа видна в ходе реализации проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.

Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...

Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста....

Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по области социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в соответствие с ФОП.

В данной образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в этой возрастной группе детей в возрасте от 4 до 5 лет.Представлены зада...

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

     Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.       Человек — часть природы: он не может жить вне ее,...