ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №4
рабочая программа (подготовительная группа)
Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития детей, на овладение нормами и правилами родного языка, на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие, развитие культуры чувств.
Педагогическая целесообразность программы: способствует развитию речи детей, овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_modul_4.doc | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Калининградская область
Управление образования Гурьевского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»
Определена и принята на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка» Протокол № 1 от ___ ____________ 20____г. | УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка» ________________ /А.В. Штока/ Приказ № _______– АД от ___ _____________ 2018г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«В гостях у сказки»
Модуль №4
Возраст детей: 6 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель программы:
Лекомцева Елена Юрьевна,
воспитатель
г. Гурьевск
2018
Структурные элементы дополнительной общеразвивающей программы
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка с обоснованием:
- направленности и уровня освоения программы,
- новизны,
- актуальности,
- педагогической целесообразности разработки и реализации программы,
- соответствия действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам,
- необходимости использования современных идей, технологий,
- отличительных особенностей программы от существующих,
- основных идей, на которых базируется программа, её своеобразие,
- принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.,
- возрастно-психологических особенностей воспитанников,
- принципов формирования учебных групп, количества воспитанников,
- сроков реализации программы, количества учебных часов, необходимости этапов обучения.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.3.1.Учебный план с указанием (описанием):
- разделов, тем, логики (последовательности) их изучения,
- общего количества учебных часов по каждому разделу, теме, с разбивкой на теоретическую и практическую работу,
- форм промежуточного и итогового контроля.
1.3.2. Содержание учебного плана
(представлено описанием каждой темы учебного плана с указанием содержания теоретического материала и практических заданий).
1.4. Планируемые результаты формулируются с учётом цели и задач программы:
- знания и умения, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий по программе,
- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.
Блок №2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы с указанием:
- материально-технического обеспечения (характеристика помещения для занятий по программе),
- перечня оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество воспитанников),
- информационного обеспечения (аудио-, видео-, фото-, интернет источники),
- методического обеспечения,
- кадрового обеспечения (педагоги, занятые в реализации программы, необходимые компетенции).
2.3. Формы аттестации (перечисляются согласно учебному плану).
2.4. Оценочные материалы с указанием перечня (пакета) диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов.
2.5. Методические материалы (в табличной или текстовой форме) с указанием:
- методов обучения,
- форм организации образовательного процесса,
- форм учебного занятия,
- педагогических технологий,
- дидактических материалов.
2.6. Список литературы.
МОДУЛЬ 4
Дополнительной общеразвивающей программы «В гостях у сказки»
(далее – ДООП)
(старший дошкольный возраст 6-7 лет подготовительная к школе группа)
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы» (далее – программы) «В гостях у сказки»
- Пояснительная записка с обоснованием:
Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку, используя в помощь мнемотехнику. Программа «В гостях у сказки» составлена на основе методических рекомендаций Т.В. Большевой «Учимся по сказке»: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
Направленность данной программы – социально – педагогическая, реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.
Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Новизна программы заключается в том, что в ней используются инновационные методы такие, как мнемотехника, метод игрового - проблемного моделирования, метод наглядного моделирования, метод маленьких человечков, элементы ТРИЗ.
Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития детей, на овладение нормами и правилами родного языка, на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие, развитие культуры чувств.
Педагогическая целесообразность программы: способствует развитию речи детей, овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммуникативных способностей.
Нормативной базой для разработки вышеуказанной образовательной деятельности являются следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
- Устав МАДОУ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 – р) (далее – федеральная Концепция);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее – СанПиН);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации).
Отличительная особенность данной программы в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями, обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей. Программа рассчитана на детей, у которых есть проблемы в речевом развитии; подготавливает дошкольника к дальнейшему обучению и школе.
Возрастно-психологические особенности воспитанников 6-7 лет. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет детям решать более сложные задачи с использованием обобщающих наглядных средств (схем, чертежей). Действия наглядно-образного мышления дети этого возраста совершают уже в уме. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации связана с тем, что на седьмом году жизни в процессе мышления всё более активно включается речь.
Основной идеей, на которой базируется программа – это создание условий для развития у детей позитивной социализации, личностного роста, развитие инициативы на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками.
Срок реализации программы.
Данная программа рассчитана на четыре возрастных периода дошкольного возраста детей, каждый возрастной период является отдельным модулем программы: 1 модуль – младший дошкольный возраст, 2 модуль - средний дошкольный возраст, 3 модуль – старший дошкольный возраст, 4 модуль – подготовительная группа; каждый модуль может реализовываться отдельно.
Форма обучения – очная, занятия – подгрупповые.
Объём программы составляет - 1 занятие в неделю, 4 занятий в месяц, 36 занятий в год и включает в себя три образовательных компонента:
- теоретическая часть;
- практическая часть;
- диагностическая часть.
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, обследования, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и дидактический материал.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме математической, познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.
1.2. Цель освоения программы: развитие речи у детей дошкольного через ознакомление со сказками, с помощью мнемотехники.
Задачи воспитания и развития детей подготовительного к школе возраста от 6 лет до 7 лет:
образовательные:
-продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице;
-учить правильно строить предложение;
-формировать умение подбирать синонимы, антонимы, образовывать множественное число существительных;
-образовывать множественное число существительных, слова с уменьшительно-ласкательным значением;
-развивать разные виды речи (монологическую, диалогическую).
развивающие:
-развивать образное и логическое мышления, творческое воображение, фантазию;
-способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
-совершенствовать развитие памяти (зрительной, слуховой), умственной активности, наблюдательности.
воспитательные:
-воспитывать добрые чувства;
-прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды);
-совершенствовать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека;
-воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске возникающих проблем;
-воспитывать чувство такта.
1.3.Содержание программы.
1.3.1. Учебный план с указанием (описанием)
Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей «В гостях у сказки» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.
№ | Название | Вид | Количество | Количество | Количество подгрупп | Количество воспитанников (всего) |
п/п | дополнительных платных образовательных услуг | занятий | учебных месяцев | учебных занятий в неделю, продолжительностью. | ||
1 | ДОП «В гостях у сказки» | подгрупповая | Сентябрь 2018 – Май 2019 | 1 | 1 подгруппа | 7 |
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Продолжительность занятий по дополнительной программе «В гостях у сказки» составляет - 30минут.
Наименование и № разделов | Объём (час., мин.) | ||
всего | теоретические | практические | |
Раздел 1 Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники. | 1000 мин. | 300 мин. | 700 мин. |
Раздел 2 Диагностика. | 80 мин | 20 мин. | 60 мин. |
Объём программы по темам
№ Раздела и наименование | № Темы и наименование | Объём программы (час., мин.) | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
Раздел 1 Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники | Тема 1 Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи. | 350 мин. | 50 мин. | 300 мин. |
Тема 2 Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками. | 220 мин. | 50 мин. | 170 мин. | |
Тема3 Развитие мышления и творческого воображения. | 350мин. | 50 мин. | 300 мин. | |
Тема 4 Воспитание нравственности. | 100мин. | 30 мин. | 70мин. | |
Раздел 2 | Тема 5 Диагностика. | 60 мин. | 20 мин. | 40 мин. |
Итого: | 5 | 1080 мин. | 200 мин. | 880 мин. |
Содержание разделов программы подготовительной группы
( объём указан в минутах)
Раздел 1
Тема 1. (мин.- 350: 50 мин. - т., 300 мин. - пр.):
Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи.
При прочтении сказки, учить детей сравнивать, сопоставлять. Формировать привычку доказывать, отстаивать свою точку зрения, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции.
Тема 2 (мин.220: 50 мин. – т., 170мин. – пр.):
Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками.
Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, нарисовать, сконструировать, слепить. Кроме того, предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки нестандартно.
Тема 3 (мин.350: 50 мин. – т., 300 мин. – пр.):
Развитие мышления и творческого воображения.
Особое внимание - развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.
Тема 4 (мин. 100: 30 мин. – т., 70 мин. – пр.):
Воспитание нравственности
Объяснение детям понятия «нравственный урок» сказки. Помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Попробовать создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
Раздел 2
Тема 5
Диагностика (мин. 60: 20 мин. – т., 40 мин. – пр.):
Формы промежуточного и итогового контроля
Оценка результативности работы в группе включает педагогический мониторинг уровня развития детей и овладения ими программным материалом, оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:
первый раз - в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка;
второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.
1.3.2. Содержание учебного плана
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия. Виды работ по развитию связной речи. | Количество занятий | Месяц проведения | ||
1 | Чтение сказки. В Даля «У самого свой ум». | 1 | Сентябрь | ||
2 | Продолжение чтения сказки В. Даля «У самого свой ум». | 1 | Сентябрь | ||
3 | Продолжение чтения сказки В. Даля «У самого свой ум». | 1 | Сентябрь | ||
4 | Заключительное чтение сказки В. Даля «У самого свой ум». | 1 | Сентябрь | ||
5 | Чтение сказки Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | 1 | Октябрь | ||
6 | Продолжение чтения сказки Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | 1 | Октябрь | ||
7 | Продолжение чтения сказки Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | 1 | Октябрь | ||
8. Заключительное чтение сказки Д. Н. Мамина- Сибиряка «Серая шейка». | 1 | Октябрь | |||
9. Чтение рассказа Скребицкого «Заботливая мамаша». | 1 | Ноябрь | |||
10. Продолжение чтения рассказа Скребицкого «Заботливая мамаша». | 1 | Ноябрь | |||
11. Продолжение чтения рассказа Скребицкого «Заботливая мамаша». | 1 | Ноябрь | |||
12. Заключительное чтение рассказа Скребицкого «Заботливая мамаша». | 1 | Ноябрь | |||
13. Чтение словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев», перевод С. Маршака. | 1 | Декабрь | |||
14. Продолжение чтения словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев» (перевод С. Маршака), рассказывание сказки по иллюстрациям. | 1 | Декабрь | |||
15. Продолжение чтения словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев» (перевод С. Маршака), рассказывание сказки по иллюстрациям. | 1 | Декабрь | |||
16. Рассказывание словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев» (перевод С. Маршака) по мнемотаблице. | 1 | Декабрь | |||
17. Чтение сказки Л.Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | 1 | Январь | |||
18. Продолжение чтения сказки Л.Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | 1 | Январь | |||
19. Продолжение чтения сказки Л.Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | 1 | Январь | |||
20. Заключительное чтение сказки Л.Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | 1 | Январь | |||
21. Чтение сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | 1 | Февраль | |||
22. Продолжение чтения сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | 1 | Февраль | |||
23. Продолжение чтения сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | 1 | Февраль | |||
24. Заключительное чтение сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | 1 | Февраль | |||
25. Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок». | 1 | Март | |||
26. Продолжение чтения сказки Р. Киплинга «Слоненок». | 1 | Март | |||
27. Продолжение чтения сказки Р. Киплинга «Слоненок». | 1 | Март | |||
28. Заключительное чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок». | 1 | Март | |||
29. Чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Апрель | |||
30. Продолжение чтения сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Апрель | |||
31. Продолжение чтения сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Апрель | |||
32 | Заключительное чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Апрель | ||
33 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик -семицветик». | 1 | Май | ||
34 | Продолжение чтения сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», рассказывание сказки по моделям. | 1 | Май | ||
35 | Продолжение чтения сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». | 1 | Май | ||
36 | Рассказывание сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» по мнемотаблице. | 1 | Май |
Общее количество занятий: в неделю – 1 занятие, в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.
1.4. Планируемые результаты формируются с учётом цели и задач программы:
Показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы
Показатель | Способы проверки усвоения содержания |
Уровень культуры воспитанников | Беседа, наблюдение |
Уровень развития творческого мышления | Конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий |
Уровень развития познавательной активности | Наблюдение, беседа, игра - импровизация |
Уровень развития мышления | Диагностические задания, беседа. |
Уровень развития коммуникативных способностей | Игра - беседа, наблюдение |
Уровень развития символических способностей (воображения и игры) | Наблюдение, беседа |
В результате освоения программы достижения ребёнка 6-7 лет выражаются в следующем:
- ребёнок умеет рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице, мнемодорожке, коллажу, иллюстрациям, моделям;
- умеет составлять мнемотаблицу к знакомому произведению;
- имеет богатый словарный запас;
- владеет навыками описательного рассказа;
- в творческих играх использует разные виды речи (монологическую, диалогическую);
- в своей речи употребляет не только простые, но и сложные предложения.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы»
2.1.Календарный учебный график.
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ
«Детский сад №21 «Алёнка»
________________ /А.В. Штока/
Приказ № _____-АД от 03.09.2018г.
Содержание | Один год обучения |
Количество групп | 1 подгруппа детей |
Начало учебного года | 1 сентября |
Окончание учебного года | 31 мая |
Продолжительность учебного года | |
Всего недель учебных | 36 недель |
Каникулы | 1,2 неделя января 1,2 неделя мая |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
ОД | подгрупповая |
Время ОД | в соответствии с распорядком дня для каждой возрастной группы |
Недельная образовательная нагрузка, ОД | 1 |
Объем надельной образовательной нагрузки, минуты | 30 мин. |
Сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий | 01 сентября – День Знаний 27 сентября – День дошкольного работника Октябрь месяц – Праздники осени «Осенины», Осенняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества Последняя неделя ноября – День матери 3, 4 неделя декабря – Праздник «Новый год», Новогодняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества, Фестиваль творчества «Весёлая семейка» Февраль/март - Масленица 3, 4 неделя февраля – Праздник «День защитника Отечества» 1,2 неделя марта – Праздник «8 марта – Международный женский день» 7 апреля – День здоровья, День открытых дверей 1, 2 неделя мая – Праздник «День Победы», Конкурс чтецов «Этот День Победы» 3,4 неделя мая – Выпускные вечера 1 июня – День защиты детей 12 июня – День России |
2.2. Условия реализации программы с указанием:
Для успешной реализации программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы должного уровня. Занятия проходят в отдельном кабинете с хорошим освещением. В распоряжении педагога имеется доска. В систему средств обучения наряду с методическими и наглядными учебными пособиями входит и различный раздаточный дидактический материал, который позволяет достигать поставленных целей обучения.
Материально-технические условия:
- кабинет для занятий
- раздаточный материал по темам
- демонстрационный материал к изучаемым темам
- карточки с изображением цифр, букв
- простые и цветные карандаши
Информационно – методические условия:
Настоящая программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет, реализуется в виде занятий по дополнительной общеразвивающей программе «В гостях у сказки». Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет - 30 минут. Дети принимаются на основании заявления и подписания договора с родителями.
Используемый служебный материал
мнемотаблицы | иллюстрации | модели |
к сказке В.Даля «У самого свой ум» | к сказке «Двенадцать месяцев» | времён года |
«Дикие животные» «Осень» «Зима» «Весна» | к сказке Р.Киплинга «Слонёнок» | |
к сказке Д .Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски» | ||
к сказке «Двенадцать месяцев» | часов | |
к сказке Р.Киплинга «Слонёнок» | ||
к сказке В.Катаева «Цветик - семицветик» |
Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи | Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
1.Набор картин: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Животные и их детёныши» и др. 2.Набор открыток: «Цветы», «Насекомые», «Деревья» и др. 3.Подбор иллюстраций с изображением старинной одежды 4.Тематические фотоальбомы. 5.Пластилиновый театр «Алёнушка и лиса», деревянный театр «Маша и медведь», пальчиковый театр «Заюшкина избушка», настольный театр «Теремок. 6.Мягкие игрушки: кот, петушок, зайчик, лиса и др. 7.Наборы животных, насекомых (пластмассовые, деревянные). 8.Портреты писателей. 9.Счётные палочки, геометрические фигуры, тактильные мешочки, крупный строительный материал, мягкие модули, модель часов, глобус, компас, физическая карта России. | 1.Модели: «Времена года», «Признаки животных», «Времена года»; «Маленьких человечков» (твёрдый, жидкий, газообразный). 2.Алгоритм для составления загадки. 3.Схема для составления описательного рассказа. | 1.Энциклопедии. 2.Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности и др. 3. Русские народные сказки. 4.Картотеки пословиц, поговорок, песенок, потешек, небылиц, загадок. |
2.3. Формы аттестации
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- ведение журнала посещений,
- отзывы родителей,
- аналитическая справка,
- написание статей на сайт детского сада.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- показ открытых занятий для родителей,
- проведение викторин,
- мастер – классы.
2.4. Оценочные материалы с указанием:
Результаты (диагностика) освоения содержания программы
Предметом диагностики у детей подготовительной к школе группы являются:
- умения детей рассказывать знакомую сказку с опорой на наглядность (мнемодорожку, мнемотаблицу, модели, иллюстрации);
- умения детей в познавательной и практической деятельности;
- желание с интересом и внимательно слушать чтение литературного произведения;
- умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека.
Диагностика осуществляется начальная и итоговая.
Методы диагностических исследований:
- индивидуальные беседы по вопросам, иллюстрациям, мнемодорожкам, мнемотаблицам, моделям;
- наблюдения за речью ребёнка во время общения со сверстниками, взрослыми;
- дидактические игры.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни освоения программы.
Критерии диагностики развития речевых навыков у детей по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у сказки» смотреть в приложении 2.
Параметры диагностики
Низкий уровень:
- при рассказывании знакомой сказки с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы требует помощи взрослого;
- словарный запас беден;
- эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо;
- в играх, драматизациях пассивен.
Средний уровень:
- в рассказе ребёнок допускает ошибки, но сам их исправляет;
- в построении предложений не затрудняется;
- речь чистая, правильная;
- охотно принимает участие в играх, драматизациях, но не проявляет творческой инициативы.
Высокий уровень:
- ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрациям;
- умеет составлять мнемотаблицу к знакомому произведению;
- имеет богатый словарный запас;
- в творческих играх использует разные виды речи (монологическую, диалогическую);
- владеет навыками описательного рассказа;
- в своей речи употребляет не только простые, но и сложные предложения.
Планируемые результаты освоения содержания программы
В результате освоения программы, достижения ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:
- умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу, иллюстрациям;
- умеет составлять мнемотаблицу к знакомому произведению;
- имеет богатый словарный запас;
- в творческих играх использует разные виды речи (монологическую, диалогическую);
- владеет навыками описательного рассказа;
- в своей речи употребляет не только простые, но и сложные предложения.
2.5. Методические материалы с указанием.
Основные методы обучения:
- игровой,
- мнемотехника,
- метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).
Дополнительные методы:
- наглядные (наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических пособий);
- словесные (беседы, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, сочинение сказок);
- практические (рассматривание, упражнение, эксперименты, составление моделей, изобразительная деятельность, драматизация, инсценировка сказок).
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, подгрупповая, парная.
Формы организации учебного занятия:
занятие-путешествие, беседа, игра, наблюдение, мастер-класс, соревнование, развлечение, практические занятия.
Педагогические технологии:
индивидуализация обучения, подгрупповое обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровая деятельность.
Дидактический материал:
мнемотаблицы, мнемодорожки, модели, схемы, развивающие игры.
2.6. Список литературы
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф |
1. | Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. | «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования | Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 год. | Программа |
2. | Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др. | «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» | Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 год. | Научно-методическое пособие |
3. | Л.Е.Белоусова | «Удивительные истории» | Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 год | методическое пособие |
4. | Т.В. Большева | «Учимся по сказке» | Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 год | Программа |
5. | О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш | «Знакомим дошкольников с литературой» | Творческий центр Сфера», Москва, 2009 год | методическое пособие |
6. | Л.Б. Фесюкова | «Воспитание сказкой» | Харьков, «ФОЛИО», 1997 год (издание не переиздавалось). | методическое пособие |
приложение 1
Учебно-тематический план для детей старшего дошкольного возраста.
№ | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Материалы |
1. | Чтение сказки В.Даля «У самого свой ум». начальная диагностика | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Учить пользоваться графическим изображением, обозначающим месяц «сентябрь», продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице. 2. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук. 3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик. | Моделирование времён года, игра «Путаница», этюд «Улыбка», рассказ по мнемотаблице, игра «Вчера, Сегодня, Завтра», чтение 1 части сказки, выяснение лексического значения слов, Физминутки, артикуляционная гимнастика на звук (а), штриховка, итог занятия, релаксация.. | Модели времён года, текст сказки, мнемотаблица, альбомный лист, силуэтное изображение предмета, карандаши. |
2. | Продолжение чтение сказки В. Даля «У самого свой ум». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить составлять маршрут проделанного пути. 2.Развивать умение рассказывать по мнемотаблице. 3.Воспитание добрых чувств. | Пересказ по опорным картинкам предыдущей части сказки, чтение 2 части сказки, объяснение этимологии слов, составление распространенного предложения в игре «От каждого по словечку», выяснение смысла пословицы, игра «Хорошо-плохо», рассказ по мнемотаблице, составление маршрута проделанного пути, итог занятия, релаксация. | Картинки предыдущей части сказки, текст сказки, мнемотаблица, альбомный лист, простые карандаши, линейка. |
3. | Продолжение чтение сказки В. Даля «У самого свой ум». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1Учить составлять телеграмму, продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице. 2. Развивать мышление и воображение. 3.Формировать свою точку зрения, прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды). | Рассказ о писателе, пересказ предыдущих частей сказки по наводящим вопросам, чтение 3 части сказки, речевая зарядка: с помощью определений составлять представление о предмете, учимся писать телеграмму, придумывание нового названия сказки, психогимнастика «Зеваки», восстановление мнемотаблицы, пересказ сказки по мнемотаблице, итог занятия, релаксация. | Портрет писателя, текст сказки, лист, ручка для составления телеграммы, мнемотаблица. |
4. | Заключительное чтение сказки В. Даля «У самого свой ум». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить составлять мнемотаблицу к сказке. 2. Развивать мышление и воображение. 3.Воспитывать желание оказывать помощь, умение сопереживать. | Рассказ о писателе детьми, связь сказки и экологии, придумывание новой сказки, пальчиковая гимнастика «Ножницы», составление мнемотаблицы по сказке, итог занятия, релаксация. | Портрет писателя, текст сказки, альбомный лист, цветные карандаши. |
5. | Чтение сказки Д. Биссета «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице. 2. Развивать мышление и воображение. 3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик. | Рассказывание по мнемотаблице об октябре, выяснение народного названия месяца «октября», игра «Вчера, сегодня, завтра». Чтение 1 части сказки, определение лишнего слова, артикуляционная гимнастика на согласный звук (т), физминутка «Испечём пирог», придумывание новой сказки, рассказ по мнемотаблице о хищных животных, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Октябрь», текст сказки, мнемотаблица «Хищные животные». |
6. | Продолжение чтения сказки Д. Биссета «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить писать письмо. 2. Развивать память (зрительную и слуховую) и внимание. 3. Воспитывать чувство жалости, желания помочь. | Воспроизведение по памяти мнемотаблицы о хищных животных, рассказ по мнемотаблице, чтение 2 части сказки, выяснение этимологии слов, учимся писать письмо, психогимнастика «4стихии», лепка, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Хищные животные», текст сказки, лист, ручка для написания письма, дощечки для лепки пластилина, пластилин, стеки, салфетки. |
7. | Продолжение чтения сказки Д. Биссета «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить правильно строить предложение. 2. Развивать умственную активность, наблюдательность, умение делать умозаключения. 3. Воспитывать добрые чувства. | Чтение 3 части сказки, выяснение этимологии слов, д/и «Добавь словечко», д/и «Один-много», физминутка, игра «Хорошо-плохо», пальчиковая гимнастика «Колокол», рисование (по желанию ребёнка), итог занятия, релаксация. | Текст сказки, альбомный лист, краски, кисть, вода, салфетки. |
8. | Заключительное чтение сказки Д.Биссета «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить составлять телеграмму, продолжать учить выкладывать предметы из геометрических фигур. 2. Развивать воображение, мышление, память. 3. Воспитывать слуховое внимание. | Чтение сказки до конца, учимся писать телеграмму, разучивание стихотворения, придумывание новой сказки, д/и «Узнай о голосу», рассказывание сказки по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика «Дом», связь сказки и математики: выкладывание предмета из геометрических фигур (по желанию ребёнка), итог занятия, релаксация. | Текст сказки, лист, ручка для написания телеграммы, мнемотаблица к сказке, набор геометрических фигур. |
9. | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Заботливая мамаша». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать обучению рассказыванию по мнемотаблице. 2. Развивать познавательные процессы. 3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик. | Рассказ по мнемотаблице о ноябре, выяснение народного названия месяца «ноября», д/и «Вчера, сегодня, завтра», чтение 1 части рассказа, выяснение этимологии слова «амбар», связь рассказа с экологией, д/и «один-много», психогимнастика «Повтори за мной», разучивание потешки про лису, рисование лисы, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Ноябрь», текст рассказа, альбомный лист, краски, кисти, вода, салфетки. |
10. | Продолжение чтения рассказа Г. Скребицкого «Заботливая мамаша». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать обучению рассказыванию по мнемотаблице. 2. Развивать мышление и воображение. 3.Воспитывать добрые чувства. | Повторение потешки, пересказ 1 части рассказа по наводящим вопросам, чтение 2 части рассказа, рассказ по мнемотаблице о лесных животных, психогимнастика «Разведчики», введение новой ситуации, пальчиковая гимнастика «Бочонок с водой», лепка, итог занятия, релаксация. | Потешка про лису, текст рассказа, мнемотаблица «Лесные животные», пластилин, дощечки для лепки пластилина, стеки, салфетки. |
11. | Продолжение чтения рассказа Г. Скребицкого «Заботливая мамаша». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить составлять схему прочитанного и пересказывать по схеме. 2. Развивать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать. 3. Воспитывать бережное отношение, любви, ласки к лесным животным. | Составление схемы прочитанного, пересказ по схеме, чтение 2 части рассказа, связь рассказа с экологией, подбор однокоренных слов, составление предложения, физминутка, повторение потешки про лису, задать вопросы героям произведения (по желанию ребёнка), итог занятия, релаксация. | Лист, простой карандаш для составления схемы произведения, текст рассказа, потешка про лису. |
12. | Заключительное чтение рассказа Г. Скребицкого «Заботливая мамаша». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Учить показывать жизнь лисы и лисёнка через драматизацию рассказа. 2.Развивать критичность мышления, доказывая свою точку зрения. 3. Воспитывать добрые чувства. | Чтение рассказа до конца, беседа по содержанию, игра «Хорошо - плохо», определение лишнего слова, рассказ по серии картинок, пальчиковая гимнастика «Птичка летит», связь рассказа с математикой: выкладывание предмета из геометрических фигур (по желанию ребёнка), драматизация рассказа, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, серия картинок, набор геометрических фигур. |
13. | Чтение сказки Л.Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Учить писать записки. 2. Развивать умение рассказывания по мнемотаблице. 3. Воспитывать доброжелательность в общении. | Рассказ по мнемотаблице об осени, беседа об осени, физминутка «Снежок», работа над словообразованием, рассказ о писателе, чтение 1 части сказки, выяснение этимологии слов, учимся писать записку, подбор однокоренных слов. Постановка проблемного вопроса, пальчиковая гимнастика, рисование, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Осень», портрет писателя, текст произведения, лист, ручка для написания записки, альбомный лист, краски, кисти, вода, салфетки. |
14. | Продолжение чтения сказки Л. Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить подбирать рифму к словам. 2. Знакомить с понятиями «параллель», «меридиан». 3. Воспитывать добрые чувства. | Чтение 2 части сказки, выяснение этимологии слов, подбор рифмы, связь сказки с географией: рассматривание на глобусе некоторых объектов, психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхание, рисование, итог занятия, релаксация. | Текст произведения, глобус, альбомный лист, краски, кисти, вода, салфетки. |
15. | Продолжение чтения сказки Л. Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Обучить чёткой, правильной артикуляции согласных звуков (л), (л). 2.Развивать монологическую речь. 3.Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске возникающих проблем. | Пересказ прочитанного, чтение 3 части сказки, подбор антонимов в игре «Скажи наоборот», составление распространенного предложения в игре «От каждого по словечку», артикуляционная гимнастика на согласные звуки (л). (л). придумывание слов, составление предложений, пальчиковая гимнастика, аппликация (метод обрывания), итог занятия, релаксация. | Текст произведения, цветной картон, цветная бумага, кисти, клей, салфетки. |
16. | Заключительное чтение сказки Л. Кэрролла «Приключение Алисы в Стране Чудес». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить строить модель любого вещества из карточек (модель бутылочки с вкусной жидкостью).. 2. Развивать логическое и образное мышление, творческое воображение. 3. Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды). | Игра с маленькими человечками (твёрдый, жидкий, газообразный), чтение сказки до конца, связь сказки и математики, метод аналогий, психогимнастика, вырезывание из бумаги, итог занятия, релаксация. | Модели «маленьких человечков» (твёрдого, жидкого, газообразного), текст произведения, цветная бумага, ножницы. |
17. | Чтение словацкой сказки «Двенадцать месяцев» (перевод С. Маршака). | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице. 2. Развивать умение подбирать однокоренные слова. 3.Воспитывать коммуникативные умения и навыки. | Рассказ по мнемотаблице о зиме, выяснение народного названия месяца января по картинкам, заучивание чистоговорки, составление рассказа на тему: «Занятия детей зимой», отгадывание загадок, подбор однокоренных слов к слову «зима», физминутка «Два мороза», чтение 1 части сказки, пальчиковая гимнастика «Корзинка», лепка, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Зима», картинки с изображением зимы, чистоговорки, иллюстрация «Занятия детей зимой», загадки о зиме, текст сказки, пластилин, дощечки для лепки пластилина, стеки, салфетки. |
18. | Продолжение чтения словацкой сказки «Двенадцать месяцев» (перевод С. Маршака). | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Обучать чёткой и правильной артикуляции согласных звуков (в). (в). 2. Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать понимание эмоционального состояния другого человека. | Чтение 2 части сказки, выяснение этимологии слов, подбор антонимов в игре «Скажи наоборот», подбор однокоренных слов к слову «снег», связь сказки и математики: внесение модели часов, рассматривание модели часов, показ на модели часов определённого количества времени, связь сказки и экологии, работа над дикцией: выучить стихотворение «Января», проведение конкурса на лучшего чтеца, артикуляционная гимнастика на согласные звуки (в). (в). Пальчиковая гимнастика «Полёт птицы», аппликация с помощью ваты, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, модель часов, стихотворение «Январь», картон, цветная бумага, вата, клей, кисти, ножницы, салфетка. |
19. | Продолжение чтения словацкой сказки «Двенадцать месяцев» (перевод С. Маршака), рассказывание сказки по мнемотаблице. | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице. 2.Развивать память (зрительную, слуховую), работа над дикцией. 3.Воспитывать доброту, скромность, чувство такта. | Работа над дикцией, подготовка к драматизации, повторение артикуляционной гимнастики, выбор лучшего чтеца, рассказ по мнемотаблице содержания предыдущих частей сказки, чтение 3 части сказки, подбор синонимов, подбор рифмы, постановка проблемного вопроса, заучивание песни «Марта», психогимнастика «Белые медведи», рисование: пальцевая живопись, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица, текст сказки, альбомный лист, гуашевые краски, салфетки. |
20. | Заключительное чтение словацкой сказки «Двенадцать месяцев» (перевод С. Маршака). | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить располагать картинки в определённой последовательности развития конкретного образа. 2.Развивать логическое и образное мышление, творческое воображение. 3. Воспитывать доброту, ласку, любовь к окружающим. | Д/и «Что за чем?», чтение сказки до конца, придумывание другого названия сказки, игра «Хорошо-плохо», метод аналогий, драматизация сказки (наметить героев сказки, распределение ролей, выбор места, выбор атрибутов), итог занятия, релаксация. | Текст сказки, атрибуты, необходимые для драматизации сказки. |
21. | Чтение сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить понимать смену дня и ночи. 2. Развивать память, мышление. 3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки. | Рассказ по мнемотаблице о феврале, выяснение народного названия месяца «февраля», заучивание прибаутки «Мороз», чтение 1 части сказки, выяснение этимологии слов, д/и «Один-много», связь сказки и математики: объяснение смены дня и ночи, пальчиковая гимнастика «Зайчик», рисование пластилином, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Февраль», прибаутка «Мороз», текст сказки, картон, пластилин, дощечки для лепки пластилина, салфетки. |
22. | Продолжение чтения сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать учить рассказыванию по схеме. 2. Развивать речевое дыхание. 3. Воспитывать вежливое отношение друг к другу. | Повторение прибаутки «Мороз», рассказывание предыдущих частей сказки по схеме, чтение 2 части сказки, подбор рифмы к словам, артикуляционная гимнастика на согласные звуки (д,), (д), пальчиковая гимнастика «Большой зайчик», рисование, итог занятия, релаксация. | Текст прибаутки «Мороз», текст сказки, схема прочитанного, альбомный лист, краски, кисти, вода, салфетки. |
23. | Продолжение чтения сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить составлять схему к прочитанному. 2. Развивать мышление и воображение. 3. Воспитывать добрые чувства. | Игра «Хорошо - плохо», введение новой ситуации, психогимнастика «Я не знаю», чтение 3 части сказки, беседа по содержанию прочитанного, схематичное изображение героев сказки, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, лист, карандаши для схематичного изображения героев сазки. |
24. | Заключительное чтение сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить понимать слова одинаковые по написанию, но разные по смыслу. 2. Развивать мышление, фантазию, воображение. 3. Воспитывать доброе отношение к любознательным людям. | Чтение сказки до конца, разбор слов с одинаковым написанием, но различных по смыслу, пантомима, постановка проблемного вопроса, пальчиковая гимнастика, рисование на мокрой бумаге, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, альбомный лист, акварельные краски, кисти, вода, салфетки. |
25. | Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить соотносить знакомую букву с названием знакомой сказки. 2. Развивать психические процессы: память, мышление, воображение. 3. Воспитывать чувство сострадания и сопереживания. | Беседа о весне, рассказ по мнемотаблице о марте, выяснение народного названия месяца «марта», д/и «Вчера, сегодня, завтра», заучивание стихотворения, д/и «Вспомни букву, название сказки»,чтение 1 части сказки, внесение глобуса: нахождение на глобусе Африки, д/и «Добавь словечко», физминутка, д/и «Кто у кого?», пальчиковая гимнастика, вырезывание моделей героев сказки, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Весна», текст стихотворения о марте, текст сказки, глобус, цветная бумага, ножницы. |
26. | Продолжение чтения сказки Р. Киплинга «Слонёнок», пересказ сказки по схеме. | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать обучать рассказыванию по схеме. 2. Развивать умственную активность детей. 3. Воспитывать доброжелательность в общении. | Артикуляционная гимнастика на согласные звуки (с), (с,), пересказ предыдущей части сказки по схеме, чтение 2 части сказки, постановка проблемного вопроса, речевая зарядка, пальчиковая гимнастика, составление пройденного маршрута, итог занятия, релаксация. | Схема к прочитанной части сказки, текст сказки, лист, карандаши для составления пройденного маршрута. |
27. | Продолжение чтения сказки Р. Киплинга «Слонёнок». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Учить строить модель любого вещества (модель реки с крокодилом). 2. Развивать логическое и образное мышление, творческое воображение. 3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки. | Чтение 3 части сказки, подбор синонимов, учимся писать письмо, умение сформулировать вопрос, составление распространённого предложения в игре «От каждого по словечку», связь сказки и математики, связь сказки и экологии, психогимнастика, игра с маленькими человечками, пальчиковая гимнастика, лепка по сюжету сказки (по желанию ребёнка), итог занятия, релаксация. | Текст сказки, лист, ручка для написания письма, модели маленьких человечков (жидкого, твёрдого, газообразного), пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки. |
28. | Заключительное чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок», рассказывание сказки по мнемотаблице. | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать обучать рассказыванию по мнемотаблице. 2. Развивать коммуникативные умения и навыки. 3. Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске возникающих проблем. | Чтение сказки до конца, подбор синонимов, выяснение этимологии слов, рассказ сказки по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика, схематичное изображение сюжета сказки, драматизация сказки (наметить героев сказки, распределение ролей, выбор места, подготовка атрибутов), итог занятия, релаксация. | Текст сказки, мнемотаблица к сказке, лист, карандаш для схематичного изображения сюжета сказки, атрибуты для драматизации сказки. |
29. | Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Обучить экономической азбуке, познакомить с термином «импорт». 2. Развивать умение находить сказочные слова. 3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки. | Рассказ по мнемотаблице об апреле, выяснение народного названия месяца «апрель», моделирование времён года в игре «Путаница», чтение 1 части сказки, нахождение сказочных слов, подбор синонимов, выяснение этимологии слов, связь сказки и математики, знакомство с экономической азбукой: введение термина «импорт», пальчиковая гимнастика, рисование, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица «Весна», модели времён года, текст сказки, альбомный лист, краски, вода кисти, салфетки. |
30. | Продолжение чтения сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Учить составлять телеграмму. 2.Развивать связную речь. 3.Воспитывать понимание эмоционального состояния другого человека. | Чтение 2 части сказки, написание телеграммы, подбор синонимов, выяснение этимологии слов, постановка проблемного вопроса, пальчиковая гимнастика, объёмная аппликация, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, лист, ручка, для написания телеграммы, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, салфетки. |
31 | Продолжение чтения сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Учить чётко произносить согласный звук (ц). 2.Развивать мышление, фантазию, воображение. 3.Воспитывать доброту, любовь, ласку к окружающим. | Артикуляционная гимнастика на звук (ц), чтение 3 части сказки, внесение «волшебной палочки», связь сказки и математики: выкладывание предмета из счётных палочек, пальчиковая гимнастика, аппликация из открыток, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, «волшебная палочка», счётные палочки, цветной картон, цветная бумага, открытки, ножницы, клей, кисти, салфетки. |
32. | Заключительное чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Учить подбирать синонимы к устаревшим словам. 2. Развивать умение схематично изображать сказку. 3 Воспитывать доброту, любовь, ласку к окружающим. | Чтение сказки до конца, нахождение красивых слов, подбор синонимов, игра «Хорошо - плохо», физминутка, схематичное изображение сказки, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, карандаши для схематичного изображения сказки. |
33. | Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Учить подбирать синонимы к словам. 2.Развивать память, внимание, смекалку. 3. Воспитывать коммуникативные умения и навыки. | Рассказ по мнемотаблице о весне, выяснение народного названия месяца «мая», д/и «Вчера, сегодня, завтра», чтение 1 части сказки, выяснение этимологии слов, подбор синонимов, связь сказки и математики: где еще встречается число 7, связь сказки и экологии: внесение компаса, нахождение сторон горизонта, д/и «Угадай, чего не стало?», рисование восковыми мелками цветика-семицветика восковыми мелками, возвращение в группу, итог занятия. | Мнемотаблица «Весна», текст сказки, компас, силуэт цветика-семицветика, восковые мелки. |
34. | Продолжение чтения сказки В. Катаева «Цветик -семицветик». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать учить образовывать множественное число существительных, подбирать антонимы. 2. Развивать связную речь. 3. Воспитывать взаимопонимание, дружбу. | Разучивание заклинания, чтение 2 части сказки, образование множественного числа существительных в игре «Один - много», подбор антонимов, связь сказки и географии: внесение глобуса, нахождение и рассматривание Северного полюса, связь сказки и математики, подвижная игра, симметричное вырезывание, аппликация, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, глобус, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, кисти, салфетки. |
35. | Продолжение чтения сказки В. Катаева «Цветик -семицветик». | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1. Продолжать учить распространять предложение путем ввода второстепенных членов предложения, учить правильно пользоваться физической картой. 2. Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением. 3. Воспитывать доброту, любовь к окружающим людям. | Чтение 3 части сказки, связь сказки и географии: внесение физической карты, нахождение и рассматривание городов, подбор однокоренных слов, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, превращения с помощью «волшебной палочки», пальчиковая гимнастика «Цветок», рисование красками, итог занятия, релаксация. | Текст сказки, физическая карта, «волшебная палочка», альбомный лист, краски, кисти, вода, салфетки. |
36. | Заключительное чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Итоговая диагностика | Цель: развитие речи детей. Задачи: 1.Продолжать учить составлять схему к сказке. 2. Развивать связную речь. 3. Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды). | Рассказ предыдущих частей сказки по мнемотаблице, чтение заключительной части сказки, воспитание добрых чувств, пантомима, связь сказки и математики, схематичное изображение желаний Жени, итог занятия, релаксация. | Мнемотаблица к предыдущим частям сказки, текст сказки, лист, карандаши для схематичного изображения желаний Жени. |
приложение 2
Диагностика развития речевых навыков у детей
старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
программы «В гостях у сказки»
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Рассказывание сказки по мнемодорожке | Рассказывание сказки по мнемотаблице | Сочинение нового сюжета сказки | Словарный запас | Исполнение монологической речи | Исполнение диалогической речи | Употребление в речи простых предложений | Употребление в речи сложных предложений | Понимание слов с переносных значений | Владение описательным рассказом | Итого | |||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||||||
7. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"
Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...
Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».
Занятие в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль№1
Пояснительная записка с обоснованием: Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №2
Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №3
Пояснительная записка с обоснованием: Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки»
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные под...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у сказки»...