Статья " Работа детей дошкольного возраста в паре: методы и приёмы организации совместной деятельности детей"
статья (младшая, средняя группа)

Акулёнок  Ирина Владиславовна

Статья рассказывает о методах и приемах организации совместной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Работа детей дошкольного возраста в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Жизнь в обществе предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то, что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте. От уровня сформированного у дошкольников умения договариваться во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников, эффективность воспитательно-образовательной работы. 

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для ребенка  это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает «совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к взаимодействию детей в паре». Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как «активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей».

Развитие у дошкольников умения взаимодействовать в паре друг с другом и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности воспитателя. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений.

Взаимодействие детей в паре - одно из важнейших умений имеющее особую коммуникативную и деятельную значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи. В классической социальной психологии в общении выделяются три стороны, находящиеся во взаимодействии:

  • Коммуникативная — связана с передачей информации (обеспечивается речевым развитием ребенка);
  • Перцептивная—  связана с пониманием и познанием другого человека (является естественным результатом общения).
  • Интерактивная  — связана с обеспечением взаимодействия и совместной деятельности людей.

Отсюда следует, что взаимодействие детей в паре - это вид совместной деятельности детей, который обеспечивается общением и без него существовать не может. Это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия. Взаимодействие детей в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения. Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно.

Значение взаимодействия детей в паре:

В дошкольном возрасте  развитие взаимодействия детей в паре  очень велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных целей. Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе. В-третьих, взаимодействие детей в паре создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары. В-четвертых, при взаимодействии детей в паре ребенок получает опыт «лидерства - сотрудничества — подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны. В-пятых, при взаимодействии детей в паре  развиваются многие коммуникативные умения, например: умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать.

Для того чтобы развивать  у дошкольника навыки взаимодействия  в паре, следует ответить на вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности? С нашей точки зрения, это умение договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, «что делать?» и «как делать?».

Этапы взаимодействия детей в паре.

Чтобы к началу школьного возраста дети умели взаимодействовать в паре, развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде несколько этапов.

  • Первый этап приходится на младший дошкольный возраст и должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
  • Второй этап приходится на старший дошкольный возраст и заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
  • Третий этап приходится на подготовительный к школе возраст и должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного взаимодействия детей в паре и группе о предмете и способе деятельности.

Рассмотрим подробнее первый этап взаимодействия детей в парах

 (младший дошкольный возраст).

У дошкольников младшего возраста отношения со сверстниками только начинают складываться, поэтому важно, чтобы уже с этого времени ребенок приобрел положительный опыт совместной работы.

Большой  возможностью для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия со сверстниками является  совместная продуктивная  деятельность. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, когда  они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.

Выделяется  четыре части работы по организации начальных форм сотрудничества.

  •  первая и вторая часть - демонстрации нормативных способов сотрудничества и объединению дошкольников в пары
  • третья часть -  взаимодействие детей
  • четвертая часть - анализ и оценка продуктов деятельности.

На начальном этапе работы с детьми основное внимание уделяется первой и второй частям, третья часть  является очень непродолжительной  по времени. А когда дети приобретают навыки сотрудничества, значительно сокращается количество времени, требующееся для организации подготовительной работы, наоборот, увеличивается время непосредственного сотрудничества детей в процессе совместной продуктивной деятельности.

Для успешного совместного выполнения заданий могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:

-использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);

-формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективного панно);

-разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует  на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной  задачи);

-ситуации морального выбора, когда осознание важнейших нравственных качеств постигается  дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников  (помощь в завершении начатой поделки)

Педагог должен акцентировать важность договора пары для того,  чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).

Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у детей дошкольного возраста стимулирует  речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"

В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...

Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....

«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....

Работа детей раннего возраста в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...