"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"
методическая разработка по физкультуре

Павлова Ольга Викторовна

В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_olga_viktorovna_4.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Павлова Ольга Викторовна

                                                                                  Инструктор по физической

                                                                                   культуре  

                                                                                   ГБДОУ детский сад №97

                                                                                   Красногвардейского района                                                                                                    

                                                                                   Санкт - Петербурга

   

 Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Сегодня мы поговорим о двигательной активности детей  в детском саду, о том насколько заниматься на физкультуре  в парах  интересно, весело и эффективно.

  Я стала  задумываться, как же решить эти задачи на физкультурном занятии? Сделать занятия более привлекательными и интересными для детей, не снижая физическую нагрузку научить  детей дружно общаться (позитивно относиться к себе и сверстникам).  Оказалось не так уж и сложно. Нужно лишь взять  то, что нравится детям, (а это занятия в парах или парами) и дополнить фантазией инструктора.

  Очень  важно вызвать эмоциональный отклик и желание детей активно выполнять упражнения вместе, реагировать на   сигналы и рекомендации педагога, участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях. Занятия физкультурой заряжают здоровьем, энергией, позитивом и гордостью за самих себя.

 Почему бы не разделить все эти прелести с  товарищем, ровесником, другом? Выполняя   упражнения в паре, повторяя их с другом, ребенок меньше отвлекается,  прикладывает должные усилия  и стремится  к более качественному выполнению.  Моя  задача, как педагога, состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Уметь  поддержать друг друга,  стараться самому выполнять задания качественно, т.к. от общих усилий зависит результат выполнения. Выполнение  упражнений и задания в  парах лучший способ сблизить и подружить детей.  Данные приемы я использую в своей работе уже не один год и могу с уверенностью сказать, что они оказывают только положительное воздействие на  физическое, психическое и эмоциональное развитие детей. У дошкольников повышается работоспособность, выносливость, улучшается качество выполнения упражнений,  заданий  и  всего образовательного  процесса, повышается самооценка.

 Занятия в парах помогают детям обрести собственный опыт общения, который очень важен для контакта со сверстниками в детском саду, а потом и в школе.

Заниматься в парах,  можно уже  в  младшей и средней  группе, но  очень в  небольшом объеме.  Это может быть  ходьба парами, прокатывание мяча друг другу (сидя парами),   игра «Найди свою пару».                                                                                                                Более  интересна и разнопланова работа парами в старшей и особенно в подготовительной группе, т.к. дети 6 -7 лет более  активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом,  проявляют постоянство самоконтроля и самооценки. Дети понимают, что сила зависит от роста, что сильный и высокий  должен быть внимателен и аккуратен с маленьким или более слабым ребёнком.   Расширяется представление детей о разных способах коммуникации со сверстниками. Движения  детей  уже  достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Совершенствуются основные виды движений,  ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка.  Значительно увеличивается проявление  волевых усилий  при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка  добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, а занимаясь в парах,  у детей  начинает  интенсивно развиваться способность  целенаправленно совершенствовать движения.   Занимаясь  в  парах,  обогащается эмоциональное состояние детей.  Они испытывают чувство радости, подъема  от проявленных двигательных действий.  Дети воспринимают  красоту совместных дружных движений, свободу применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях,  проявляют   активность, инициативу и творчество, а это  говорит о психологической готовности  детей к школе,  об умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования педагога  и контролировать своё поведение.              Несмотря на то, что некоторые упражнения выглядят как забавная игра, я рекомендую не забывать о правилах их выполнения,  помнить о том,  что при парных занятиях значительно повышается риск получения травмы детьми.                                                           Упражнения в парах всегда очень эмоциональны, они сопровождаются обычно  смехом и шумом. Положительные эмоции конечно же важны на занятиях физкультурой, но они не должны являться фактором баловства. Поэтому  при проведении упражнений, заданий, игр  в парах следует строго  придерживаться следующих правил:  

- должна быть четкая организация и дисциплина, основанная на точном соблюдении всех команд и указаний педагога;

- строго соблюдать принцип доступности, т.е. давать детям  такие упражнения, к которым они уже подготовлены;                                                                                                                                                                                                                                                                                 - составлять пары по физическим  данным ( чтобы рост, вес и силы  партнеров были примерно равны);  

                                                                                                                                                              - пары должны располагаться так, чтобы не мешать друг другу;                                                -  объяснять упражнения нужно четко, точно  понятно и подробно.

                                                                                                                                                                              На каждом занятии решается, как правило, комплекс  взаимосвязанных задач.                                                                                                                                                                                  Парами можно выполнять разные виды ходьбы, бега, прыжков,  основные виды движений,  обще развивающие  упражнения, эстафеты  и  играть  в подвижные игры. Можно  частично  использовать  работу в парах в ходе занятия, чтобы дети лучше  освоили материал (например:  только  ходьба  и бег парами, с выполнением разных заданий, или  только перебрасывание  мяча из разных положений или  только  использование  подвижных  игр                           « Догони свою пару»,  « Третий лишний» и др.).  А когда дети освоят материал,  можно провести  всё  занятие от начала до конца в парах,  но материал должен быть хорошо  знаком детям, тогда  физическая и эмоциональная отдача от такого занятия будет значительно выше.                                      Научив детей работать в парах, можно уверенно  использовать эти умения при проведении спортивных досугов и праздников, где очень часто эти навыки могут не только  пригодиться, но и привести к победе. Например: «Эстафета парами»,  «Переправа»,  «Взаимное доверие»  и др.                                                  

  В таких  играх  формируется умение действовать сообща,  оказывать помощь друг другу, развивается  чувство коллективизма, ответственности за свои действия, что  способствует воспитанию нравственных качеств.                                                                                                Наша задача не подавлять инициативы детей и не противоречить их желаниям,  а предложить  разнообразные игры и другие затеи, которые послужат им хорошим подспорьем в физическом и коммуникативном  развитии,   которые  обязательно  пригодятся детям в школе.                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...

Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....

«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....