"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"
методическая разработка по физкультуре
В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_olga_viktorovna_4.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Ольга Викторовна
Инструктор по физической
культуре
ГБДОУ детский сад №97
Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей (из опыта работы инструктора по физической культуре)
Сегодня мы поговорим о двигательной активности детей в детском саду, о том насколько заниматься на физкультуре в парах интересно, весело и эффективно.
Я стала задумываться, как же решить эти задачи на физкультурном занятии? Сделать занятия более привлекательными и интересными для детей, не снижая физическую нагрузку научить детей дружно общаться (позитивно относиться к себе и сверстникам). Оказалось не так уж и сложно. Нужно лишь взять то, что нравится детям, (а это занятия в парах или парами) и дополнить фантазией инструктора.
Очень важно вызвать эмоциональный отклик и желание детей активно выполнять упражнения вместе, реагировать на сигналы и рекомендации педагога, участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях. Занятия физкультурой заряжают здоровьем, энергией, позитивом и гордостью за самих себя.
Почему бы не разделить все эти прелести с товарищем, ровесником, другом? Выполняя упражнения в паре, повторяя их с другом, ребенок меньше отвлекается, прикладывает должные усилия и стремится к более качественному выполнению. Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Уметь поддержать друг друга, стараться самому выполнять задания качественно, т.к. от общих усилий зависит результат выполнения. Выполнение упражнений и задания в парах лучший способ сблизить и подружить детей. Данные приемы я использую в своей работе уже не один год и могу с уверенностью сказать, что они оказывают только положительное воздействие на физическое, психическое и эмоциональное развитие детей. У дошкольников повышается работоспособность, выносливость, улучшается качество выполнения упражнений, заданий и всего образовательного процесса, повышается самооценка.
Занятия в парах помогают детям обрести собственный опыт общения, который очень важен для контакта со сверстниками в детском саду, а потом и в школе.
Заниматься в парах, можно уже в младшей и средней группе, но очень в небольшом объеме. Это может быть ходьба парами, прокатывание мяча друг другу (сидя парами), игра «Найди свою пару». Более интересна и разнопланова работа парами в старшей и особенно в подготовительной группе, т.к. дети 6 -7 лет более активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом, проявляют постоянство самоконтроля и самооценки. Дети понимают, что сила зависит от роста, что сильный и высокий должен быть внимателен и аккуратен с маленьким или более слабым ребёнком. Расширяется представление детей о разных способах коммуникации со сверстниками. Движения детей уже достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка. Значительно увеличивается проявление волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, а занимаясь в парах, у детей начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершенствовать движения. Занимаясь в парах, обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных дружных движений, свободу применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях, проявляют активность, инициативу и творчество, а это говорит о психологической готовности детей к школе, об умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования педагога и контролировать своё поведение. Несмотря на то, что некоторые упражнения выглядят как забавная игра, я рекомендую не забывать о правилах их выполнения, помнить о том, что при парных занятиях значительно повышается риск получения травмы детьми. Упражнения в парах всегда очень эмоциональны, они сопровождаются обычно смехом и шумом. Положительные эмоции конечно же важны на занятиях физкультурой, но они не должны являться фактором баловства. Поэтому при проведении упражнений, заданий, игр в парах следует строго придерживаться следующих правил:
- должна быть четкая организация и дисциплина, основанная на точном соблюдении всех команд и указаний педагога;
- строго соблюдать принцип доступности, т.е. давать детям такие упражнения, к которым они уже подготовлены; - составлять пары по физическим данным ( чтобы рост, вес и силы партнеров были примерно равны);
- пары должны располагаться так, чтобы не мешать друг другу; - объяснять упражнения нужно четко, точно понятно и подробно.
На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач. Парами можно выполнять разные виды ходьбы, бега, прыжков, основные виды движений, обще развивающие упражнения, эстафеты и играть в подвижные игры. Можно частично использовать работу в парах в ходе занятия, чтобы дети лучше освоили материал (например: только ходьба и бег парами, с выполнением разных заданий, или только перебрасывание мяча из разных положений или только использование подвижных игр « Догони свою пару», « Третий лишний» и др.). А когда дети освоят материал, можно провести всё занятие от начала до конца в парах, но материал должен быть хорошо знаком детям, тогда физическая и эмоциональная отдача от такого занятия будет значительно выше. Научив детей работать в парах, можно уверенно использовать эти умения при проведении спортивных досугов и праздников, где очень часто эти навыки могут не только пригодиться, но и привести к победе. Например: «Эстафета парами», «Переправа», «Взаимное доверие» и др.
В таких играх формируется умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия, что способствует воспитанию нравственных качеств. Наша задача не подавлять инициативы детей и не противоречить их желаниям, а предложить разнообразные игры и другие затеи, которые послужат им хорошим подспорьем в физическом и коммуникативном развитии, которые обязательно пригодятся детям в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....
Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...
Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....
«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....