Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
статья

Воробьёва Маргарита Александровна

Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobeva_vystuplenie.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьева Маргарита Александровна

Воспитатель, первая квалификационная  категория

ГБДОУ детский сад № 14 Красносельского района

г. Санкт-Петербург

Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то, что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте. От уровня сформированности у дошкольников умения договариваться во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников в группе ДО, эффективность воспитательно-образовательной работы.

В  ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается, как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает «совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к взаимодействию детей в паре». Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как «активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей». Развитие у дошкольников умения взаимодействовать в паре  друг с другом и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности воспитателя.

Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений.

Взаимодействие детей паре — одно из важнейших умений. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи.

Взаимодействие детей в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения. Значение взаимодействия детей в паре Значение развития в дошкольном возрасте взаимодействия детей в паре велико. 

Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей.

Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.

В-третьих, взаимодействие детей в паре создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.

В-четвертых, при взаимодействии детей в паре ребенок получает опыт «лидерства - сотрудничества — подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.

В-пятых, при взаимодействии детей в паре  развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д. Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольника навыков взаимодействия детей в паре, следует ответить на вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности? С нашей точки зрения, это умение договариваться о предмете и способе деятельности -другими словами, «что делать?» и «как делать?».

Этапы взаимодействия детей в паре.

Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие взаимодействия детей в паре должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде несколько этапов.

Первый этап приходится на младший дошкольный возраст и должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.

Второй этап приходится на старший дошкольный возраст и заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

Третий этап приходится на подготовительный к школе возраст и должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного взаимодействия детей в паре и группе о предмете и способе деятельности..

В данной работе мы рассмотрим подробнее первый этап взаимодействия детей в парах.

Первый этап (младший дошкольный возраст)

У дошкольников младшего возраста отношения со сверстниками только начинают складываться, поэтому важно, чтобы уже с этого времени ребенок приобрел положительный опыт совместной работы

Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия со сверстниками является  совместная продуктивная  деятельность. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.

Выделяются четыре части работы по организации начальных форм сотрудничества.

На начальном этапе работы с детьми основное внимание уделяется первой и второй частям  организации начальных форм сотрудничества - демонстрации нормативных способов сотрудничества и объединению дошкольников в пары; далее - третья часть,  собственно взаимодействие детей; четвертая часть - анализ и оценка продуктов деятельности.

Отмечу, что на начальном этапе третья часть  является очень непродолжительная по времени. А когда дети приобретают навыки сотрудничества, значительно сокращается количество времени, требующееся для организации подготовительной работы, наоборот,   увеличивается время непосредственного сотрудничества детей в процессе совместной продуктивной деятельности.

Первая часть – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия: напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.

Вторая часть – образование пар. Естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров.

Третья часть – собственно взаимодействие ребенка со сверстником: самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.

Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Детям предоставляется возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, то есть осознать неудачу. Для того чтобы у дошкольников не осталось отрицательного впечатления о совместной работе, педагог ненавязчиво направляет их на повторное выполнение задания.

Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием  по взаимодействию детей  в парах. Дети должны осознать необходимость договора (самостоятельно договориться и сказать  об этом), а так же реально договорится между собой в процессе деятельности. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того,  чтобы цель совместной деятельности была достигнута. (Создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).

Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у  детей  дошкольного возраста стимулирует  речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...

«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»

Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....