Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
статья
Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_vystuplenie.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Маргарита Александровна
Воспитатель, первая квалификационная категория
ГБДОУ детский сад № 14 Красносельского района
г. Санкт-Петербург
Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то, что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте. От уровня сформированности у дошкольников умения договариваться во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников в группе ДО, эффективность воспитательно-образовательной работы.
В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается, как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает «совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к взаимодействию детей в паре». Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как «активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей». Развитие у дошкольников умения взаимодействовать в паре друг с другом и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности воспитателя.
Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений.
Взаимодействие детей паре — одно из важнейших умений. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи.
Взаимодействие детей в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения. Значение взаимодействия детей в паре Значение развития в дошкольном возрасте взаимодействия детей в паре велико.
Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей.
Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
В-третьих, взаимодействие детей в паре создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.
В-четвертых, при взаимодействии детей в паре ребенок получает опыт «лидерства - сотрудничества — подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.
В-пятых, при взаимодействии детей в паре развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д. Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольника навыков взаимодействия детей в паре, следует ответить на вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности? С нашей точки зрения, это умение договариваться о предмете и способе деятельности -другими словами, «что делать?» и «как делать?».
Этапы взаимодействия детей в паре.
Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие взаимодействия детей в паре должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде несколько этапов.
Первый этап приходится на младший дошкольный возраст и должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап приходится на старший дошкольный возраст и заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третий этап приходится на подготовительный к школе возраст и должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного взаимодействия детей в паре и группе о предмете и способе деятельности..
В данной работе мы рассмотрим подробнее первый этап взаимодействия детей в парах.
Первый этап (младший дошкольный возраст)
У дошкольников младшего возраста отношения со сверстниками только начинают складываться, поэтому важно, чтобы уже с этого времени ребенок приобрел положительный опыт совместной работы
Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия со сверстниками является совместная продуктивная деятельность. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.
Выделяются четыре части работы по организации начальных форм сотрудничества.
На начальном этапе работы с детьми основное внимание уделяется первой и второй частям организации начальных форм сотрудничества - демонстрации нормативных способов сотрудничества и объединению дошкольников в пары; далее - третья часть, собственно взаимодействие детей; четвертая часть - анализ и оценка продуктов деятельности.
Отмечу, что на начальном этапе третья часть является очень непродолжительная по времени. А когда дети приобретают навыки сотрудничества, значительно сокращается количество времени, требующееся для организации подготовительной работы, наоборот, увеличивается время непосредственного сотрудничества детей в процессе совместной продуктивной деятельности.
Первая часть – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия: напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.
Вторая часть – образование пар. Естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров.
Третья часть – собственно взаимодействие ребенка со сверстником: самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.
Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Детям предоставляется возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, то есть осознать неудачу. Для того чтобы у дошкольников не осталось отрицательного впечатления о совместной работе, педагог ненавязчиво направляет их на повторное выполнение задания.
Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Дети должны осознать необходимость договора (самостоятельно договориться и сказать об этом), а так же реально договорится между собой в процессе деятельности. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута. (Создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).
Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у детей дошкольного возраста стимулирует речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....
Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...
«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться....
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....
«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей».
В статье описаны методы и приёмы работы детей в паре....