«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»
статья (старшая группа)
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зейфрт Ю. Р., воспитатель
ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Тема «Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей»
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. От уровня сформированности этого качества во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Дети все разные: кто-то проявляет лидерские качества, другие более замкнуты. У детей не сформированы коммуникативные умения, дети не умеют войти в игру, обратиться к сверстнику, взрослому. Проявляют неуверенность, робость, что мешает проявить свою активность. Не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Проявляют нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; присутствует негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство. Трудности общения дошкольников со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожности, препятствуют полноценному развитию ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, которая включает в себя развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначено, что ребенок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми способен договариваться…»
В воспитании положительных взаимоотношений у дошкольников велика роль их совместной деятельности.
Совместная деятельность это такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. Способы организации совместной практической деятельности, которые задают конкретную форму такой связи, могут быть самыми различными. Например, совместная деятельность группы детей (к примеру, при изготовлении аппликации по образцу) может быть организована так, что отдельные части работы приблизительно равной трудности будут выполняться разными детьми, после чего последует их объединение (ребенком или взрослым) в единый продукт.
Для успешного совместного выполнения задания, могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной̆ деятельности:
использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку)
формирование у детей̆ способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию, в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной̆ деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей)
разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи)
ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).
Общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
Первый этап (4-5 лет - средний возраст) - должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и в группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап (5-6 лет - старшая группа) - заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третьи этап (6-7 лет - подготовительная группа) - должен обеспечивать полученный детьми опыт осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря наличию общей цели, чёткому распределению обязанностей, вниманию к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат, дети осваивают элементарные способы сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.
ВЫВОД
Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков сотрудничества посредством технологии взаимодействия в паре у старших дошкольников дает положительные результаты. Дети приобретают опыт в проявлении заботы друг о друге, установлении доброжелательного характера во взаимоотношениях. Конструктивное сотрудничество в паре выступает как стимул различных действий и поступков, которые дети совершают без постороннего влияния, с желанием, готовностью. Такое сотрудничество становится не только формой взаимоотношений, но и мотивом поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
Одним из компонентов развития личности ребёнка рассматривается совершенствование навыков общения и взаимодействия сверстников, формирование готовности к совместной деятельности. Одним из коммуникативн...
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей....
«Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей».
В статье описаны методы и приёмы работы детей в паре....
Статья на тему :"Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "
Статья на тему :" Работа старших дошкольников в паре:методы и приемы организации совместной деятельности детей "...