Методическая разработка: «Мы - юные хранители природы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
«Мы - юные хранители природы» - методическая разработка, которая была создана в рамках участия в городском конкурсе методических материалов по экологическому образованию и просвещению «Я знаю, как помочь тебе, Земля!» в 2019 году, где заняла первое место. Разработка имеет экологическую направленность и расчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка по экологическому воспитанию старших дошкольников | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс методических материалов
по экологическому образованию и просвещению
«Я знаю, как помочь тебе, Земля!»
Ларионова Наталья Владимировна
воспитатель
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей №273 имени Л.Ю.Гладышевой
Колпинского района Санкт-Петербурга
дошкольное отделение
Номинация: Экологическое образование и просвещение в дошкольном образовательном учреждении
Проект «Мы - юные хранители природы»
Санкт-Петербург
2018
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро, в сложившейся ситуации, встала задача экологического образования, в первую очередь, экологическое образование подрастающего поколения.
Экологическое образование – уже не новая, но формирующаяся и постоянно развивающаяся область педагогики, активно направленная на поиск путей обновления содержания, технологий, построения новых моделей экологического образования.
Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых. В этом смысле наиболее эффективной может стать проектная деятельность, включающая научно-методическую работу с педагогами детского сада, систему педагогического взаимодействия с детьми, направленную на экологическое образование, и работу с родителями. Проектный метод позволяет дошкольникам стать активными участниками образовательного процесса, являясь, в то же время, инструментом саморазвития и самообразования детей. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, не только развивает в нём уверенность в своих силах, но и вырабатывает привычку самостоятельно искать пути решения, формирует субъектную позицию ребёнка.
Актуальность:
В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. т.к. для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически воспитанные и образованные люди.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. В более старшем возрасте поменять мировоззрение и изменить представления человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание развивающейся личности.
Цель: Повысить уровень экологического сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к миру природы, формирование экологической культуры и экологического сознания в процессе знакомства с природой родного края;
- Формирование представления об опасных для природы действиях человека, о способах сохранения и восстановления окружающей среды посредством использования проектной технологии;
- Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
- Подведение ребёнка к осознанию собственного «Я», как части природы.
Решение поставленных задач наилучшим образом осуществляется через проектную деятельность.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5 - 7 лет, работники дошкольного отделения, родители воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский.
Этапы проекта:
Аналитический, подготовительный –
- Проведение мониторинга по выявлению уровня экологической воспитанности детей;
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности;
- Повышение собственной профессиональной компетенции.
Организационный и основной-
- Мотивация воспитанников, стимулирование интереса к поставленной проблеме;
- Проведение комплекса мероприятий, включающей совместную и самостоятельную детскую исследовательскую деятельность;
- Взаимодействие с родителями.
Заключительный и диагностический-
- Заключительный мониторинг усвоение программных задач по экологическому воспитанию;
- Проведение праздника-развлечения «Праздник юных хранителей природы».
Ожидаемый результат:
Повышение уровня знаний детей об экологии, формирование ответственного отношения детей к природе.
Формы работы по реализации проекта:
- Наблюдения, беседы, экологические экскурсии на участке детского сада;
- Образовательная деятельность, включение экологической тематики во все виды деятельности;
- Познавательное чтение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующее получению новых, уточнению имеющихся знаний о природе.
- Продуктивная деятельность, детское творчество на основе полученных впечатлений от природы.
- Практическая познавательная деятельность с объектами природы (опыты и экспериментирования).
- Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе), обмен информацией впечатлениями.
- Создание экологических сказок для детей совместно с родителями воспитанников.
- Экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия.
- Эколого-познавательные акции и праздники.
№ | Время проведения | Работа с педагогами дошкольного отделения | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1 этап- аналитический и подготовительный | ||||
1 | Август | 1. Организация творческой группы педагогов дошкольного отделения по экологическому воспитанию «Экологический калейдоскоп». 2. Определение направлений работы творческой группы. 3. Подбор методических и дидактических материалов. | 1. Мониторинг сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 2. Стимулирование интереса детей посредством показа короткометражного мультфильма экологического содержания «Мальчик и Земля»; 3. Беседа с детьми «Планета- наш дом» 4. Начало введения экологических дневников | 1. Анкетирование родителей и педагогов на тему: «Экологическое образование в семье». 2. Проведение родительского собрания «Экология и дети. Что нужно знать уже сейчас». 3. Участие в акции «Делаем игрушки из бросового материала» |
2. | Сентябрь | Заседание творческой группы по экологическому воспитанию Тема заседания: «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания». | 1. Определение проблематики загрязнения окружающей среды, беседы по данной теме. 2.Чтение художественной литературы по теме (С.Михалков «Прогулка», А. Усачёв «Мусорная фантазия» и др.). 3. Наблюдения в природе с записью в экологический дневник. 4. Дидактические игры экологической направленности. 5.Экспериментирование «Нефтяная речка». | Консультации для родителей об экологическом воспитании дошкольников. |
2 этап: Организационный и основной | ||||
1. | Октябрь | 1.Организация фото-конкурса «Парки и Скверы Металлостроя» 2. Организация выставки детско-родительских поделок из природного материала «Природа и фантазия» 3. Разработка цикла занятий и наблюдений на тему «Природа России», «Наш дом – Земля», «Мусор Земле не к лицу» и опытно-экспериментальной деятельности. | 1. ООД «Не загрязняй природу» «Дети чистой планеты». Художественное творчество: рисование «Не загрязняй природу». Чтение художественной литературы: Воронкова Л.Ф. «Как человек приручил растения», Дворецкая Т.Н. «Чудесное спасение», Фролова Н.Е. «Чудесное путешествие капельки», 3. Опытно-экспериментальная деятельность «Мусор и земля» (закапывание в почву разных видов мусора с целью дальнейшего наблюдения) с записью в экологический дневник. | Участие в совместном изготовлении альбомов «Краски скверов и парков» |
2. | Ноябрь | 1.Проведение семинара среди воспитателей дошкольного отделения «Организация экологической деятельности в дошкольном отделении лицея». 2.Организация конкурса кормушек «Поддержит пернатых друзей зимой». | 1.Разучивание стихотворения Н. Тюриной «Кормушка». 2.Цикл бесед на тему: «Правила поведения на природе». 3.Опытно-исследовательская деятельность «Удивительные свойства воздуха и Воды». 4. Сюжетно-ролевые игры «Мы-спасатели природы». | Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц из различного природного и бросового материала. |
3. | Декабрь | 1.Организация конкурса зимнего оформления участков. 2. Организация акции «Елочка – живи». | 1. Работа в экологическом уголке. 2. ООД на темы: «Главная книга природы», «Охраняемые животные и растения России» «Заповедники Лен. области». 3. Беседы: «Сбережём нашу планету для будущего» 4. Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринар», «Лесничий». 5. Чтение И. Токмакова «Мне ёлку купили» 6. Театрализованные игры (игры-имитации): «Изобрази животное из красной книги» | Консультации для родителей «Прогулки на природу – основа здоровья ребенка» |
4. | Январь | Изготовление памяток-листовок «Покормите птиц зимой» | 1. Наблюдение за птицами зимой 2. Совместная продуктивная деятельность. Рисование: «Деревья в инее». Макет: «Гости у нашей кормушки» 2. Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мир вокруг нас», «Чудеса в лесу». 3.Игры: «На лесной опушке собрались зверюшки». 4. Чтение художественной литературы: «Приключения сосульки», «Маленький принц». | Участие родителей в распространении памяток-листовок: «Покормите птиц зимой» |
5. | Февраль | 1.Организация конкурса авторских экологических сказок с иллюстрациями, создание красочного альбома. 2. Организация творческого конкурса среди групп детского сада «Лучший ЭКО-уголок в группе». | 1.Чтение литературы художественного и познавательного характера Е. Серова «Зелёная страна», М. Скребцова «Сказки матушки Земли», Э.Ю.Шим «Экологические сказки» 2. ООД «Растения и животные моей республики», «Правила поведения на природе». 3.Беседы: «Чем богата Земля», «Посадим дерево». 4. Игра со строительным материалом: «Зоопарк для редких животных» | Привлечение родителей к созданию авторской экологической сказки совместно с детьми. |
6. | Март | 1.Организация конкурса «Фоторамка своими руками». 2.Организация цикла занятий и опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Растения – факторы жизни» | 1.Цикл бесед: «Человек и его воздействие на природу» (положительное и отрицательное). 2. Опытно-экспериментальная деятельность «Без воды и света нет жизни для растений». 3. Просмотр видеофильма «Неживая природа (воздух, почва, вода) – как факторы, влияющие на функционирование живых организмов». Чтение стих-я Л. Николаенко «Глаза распахните». 4. Праздничное развлечение «В гостях у Лесовичка» | Привлечение родителей к конкурсу «Фоторамка из природного материала своими руками» |
7. | Апрель | 1. Организация акций «Чистая среда». 2. Организация экологического праздника: «День Земли». | 1.Беседа и наблюдение «Куда девается мусор?» 2.Трудовая деятельность «Спасем землю от мусора» 3.Творческая мастерская «Вторая жизнь отходам» - продуктивная деятельность. 4. Просмотр и обсуждение презентаций на тему загрязнения окружающей среды. 5.Экспериментирование «Свалка и дождь». | Участие в акции на субботнике по благоустройству территории лицея. 2. Участие родителей в сборе макулатуры. |
8. | Май | 1.Оформление стенда: «Мы – маленькие защитники природы». 2. Проведение круглого стола для воспитателей «Природа и ребёнок» 3. Организация на участках гостиницы для насекомых. | 1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсия по экологической тропе, обучение детей умению определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. 2. Высаживание вместе с детьми семян цветов на групповом участке. 3. Завершение эксперимента «Мусор и Земля» (изучение мусора, закопанного ранее, занесение результатов в дневник, выводы). | 1. Участие в озеленении группового участка вместе с детьми. 2. Участие в изготовлении гостиницы для насекомых. |
9. | Июнь | Творческий отчёт коллектива о проведённых мероприятиях. Обобщение результатов проведения проекта членами творческой группы. | Продуктивная деятельность: 1.Рисование природоохранных знаков; 2. Изготовление самодельной книги «Жалобная книга Природы». | Участие в составлении «Жалобной книги Природы». |
3 этап – заключительный и диагностический | ||||
10. | Июль | 1. Оформление стенда для родителей с фотографиями по результатам экологического проекта. 2. Итоговое заседание творческой группы «Экологический калейдоскоп»: Анализ достижения целей и результатов проекта. | Закрепление полученных знаний формулирование выводов с детьми. Диагностирование уровня экологических знаний по окончанию проекта. |
Литература:
-Аксёнова З.А. Войди в природу другом. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
-Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду//Учитель.- Волгоград, 2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева- М., Мозака-Синтез, 2002. – 128 с.
- Рыжова Н. А. Наш дом природа. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. Си
-Система экологического воспитания в ДОУ: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработка заня тий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. / авт.сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Смирнова С.Н. Балуева Н.И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Кружок «Юные баскетболисты», календарно – тематическое планирование для детей 6-7 лет (подготовительная группа, второй год обучения)
Как и обещала второй год обучения дошкольников игре в баскетбол....
Методическая разработка: проект "Юные экологи"
Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли ...
Методическая разработка "Клуб юных пешеходов" по обучению дошкольников правилам дорожного движения и формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.
В методической разработке "Клуб юных пешеходов" предложен материал по изучению с детьми старшего дошкольного возраста ПДД: беседы, сценарии мероприятий, дидактические и подвижные игры , худо...
Методическая разработка (сценарий) "Юный эколог"
Методическая разработка (сценарий) совместного мероприятия детей, родителей и педагогов под названием «Юный эколог»....
Методическая разработка мероприятия "Юные космонавты"
Развлечение "Юные космонавты" проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие способствует развитию у детей интереса к космосу, закрепляются знания детей о летчика...
Методическая разработка по ознакомлению с природой и экспериментирование. ТЕМА: «Мир природы».
Цель: расширить и уточнить представления детей о природе Обучающие задачи: ✓ формировать представления детей о взаимодействии живой и неживой природы ✓ учить детей рассказывать о значении солнца и воз...
Методическая разработка «Мы — юные помощники по ПДД»
Сценарий спортивного мероприятия...