Методическая разработка: проект "Юные экологи"
проект (старшая группа)
Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка: проект "Юные экологи" | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Юные экологи»
Информационная карта проекта:
1 | Полное название проекта | «Юные экологи» |
2 | Специализация проекта | Экологический проект |
3 | Образовательные области | Интеграция: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
4 | Тип проекта | Познавательно-исследовательский |
5 | По времени продолжения | 1 год (старший возраст) |
6 | По характеру контактов | в контакте с семьей и воспитателей |
7 | Участники проекта: | 1.Воспитанники группы 2.Педагоги 3.Родители (законные представители) |
8 | География проекта | г. Санкт - Петербург |
9 | Краткое описание проекта | В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группе, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников. |
10 | Эффективность проекта | Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе. |
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В моей группе детского сада создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. С учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Цель: Воспитание основ экологической культуры личности, воспитание у дошкольников эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи:
•Формировать основы экологической культуры дошкольников: экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;
•Популяризировать экологическое образование и воспитание дошкольников;
•Развивать познавательно – поисковую деятельность воспитанников, способность к наблюдениям и моделированию;
•Обогащать воспитанников знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
•Формировать познавательно – исследовательскую деятельность воспитанников в процессе проведения опытно – экспериментальной работы.
Пути реализации экологической работы:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с воспитанниками;
-активизация экологического просвещения родителей (законных представителей).
-экологические мероприятия повысят у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру, осознание ребёнком собственного «Я» как части природы. Дети узнают, что такое мусор и отходы, и в чем разница, как сохранить природу и сделать мир краше. Данная деятельность создаст условия развития, социализации, успешности ребенка в будущем, его личного развития.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- выбор темы проекта;
-составление плана мероприятий с воспитанниками и родителями (законными представителями);
- подборка соответствующих методических пособий;
- работа с интернет – ресурсами;
-участие в городском конкурсе г. Санкт – Петербург «Экология глазами детей».
Основной этап:
1 блок – работа с воспитанниками – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
2 блок – работа с родителями (законными представителями), задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
3 блок – работа с социальным окружением.
План реализации экологического проекта «Юные экологи»
Сроки проведения | Название акции | Основные мероприятия
|
1 блок Работа с воспитанниками | ||
Сентябрь-Октябрь | Под проекты:
3.«Удивительное рядом».
|
Беседа «Экология - что это?»
|
Ноябрь - Декабрь | 1.Уголки природы; 2. Лаборатории природы, экологическая тропа. 3. Участие в акции «Бумажный бум» по сбору макулатуры. | 1.Изготовление стенгазеты «Берегите природу!» 2.Цикл занятий по охране окружающей среды «Мы природу бережем!» 3. Конкурс словотворчества «Составление рассказов и сказок экологического содержания». |
Январь - Февраль | Акции: 1. «Красная книга. Санкт – Петербурга и ленинградской области»; 2. «Покормите птиц зимой»; | 1.Презентация для детей «Красная книга» 2. Создание альбомов экологического содержания.
|
Март – Апрель | Акции: 1.«Огород на подоконнике»; 2. «Веселые скворечники» 3. «День земли» |
• «Мы друзья природы»
|
Май – Июнь | «Защитим окружающую среду» | 1. Выставка детского творчества «Цветочный город» (рисунки, аппликация, лепка) 3.Развлечение «Зеленые сказки» 4. Экскурсия в музей «Почвоведения» 5. Всемирный день защиты и охраны окружающей среды. Беседы с детьми на тему – «Мусор и люди». 6. ЭКО - квест «Мы – дети Земли», посвящённый Дню защиты и охраны окружающей среды и Дню защиты детей. |
2 блок - работа с родителями (законными представителями) | ||
Сентябрь - Октябрь | 1.Анкетирование родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье» 2.Индивидуальные консультации по результатам анкетирования | |
Ноябрь-Декабрь | 1.Экологический театр (подборка экологических пьес и сказок для постановок). 2.Показ экологического театра, постановка «Спаси и сохрани» | |
Январь-Февраль | 1.Консультации с родителями: • «Наш чистый город» • «Научите детей любить природу»
| |
Март-Апрель | в рамках «Книжной недели» (23.04. по 30.04.) | 1.Участие в субботнике «Каждую соринку – в корзинку». 2. «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево» 3.Посадка деревьев, цветов, кустарников на территории ДОУ |
Май-Июнь | 1.Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения. 2. Тайны природы (родительское собрание-КВН) 3.Выставка совместного детско-родительского творчества поделок из вторичного сырья «Мусор смело пустим в дело!» | |
Июль-Август | 1.Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников) 2. Семейный фотоконкурс «Как я провел лето» | |
В течение года | 1.Участие в конкурсах, выставках, акциях. 2. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников. 3. Участие в мастер-классах. | |
3 блок – работа с социальным окружением | ||
В течение года | Библиотека филиал №4 Калининского района |
Механизм оценки результатов.
Оценку эффективности проекта осуществляют педагоги, родители.
Методы оценки эффективности проекта:
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- диагностическое исследование.
Полезная литература:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – СПб:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;
- Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей – СПб: «Детство-Пресс», 2000;
Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной. Р.Б. «Безопасность» – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
-"Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа. ФГОС"
- Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1 - №2 (старший дошкольный возраст) Салмина Е. Е.
-Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.
-Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»
-Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду Теплюк С. Н.
-Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки по экологии для начинающих воспитателей детского сада
для экологии можно найти столько материалла, что порой теряешься, все ли ты провела,ничего не упустила? поэтому я решила разработать себе план, в который постаралась ввести все, что можно провести с д...
Методическая разработка по экологии (экспериментирование)
В работе представлены занятия с детьми дошкольного возраста по экологии (экспериментирование)...
Методическая разработка по экологии для детей средней группы «Кому нужна вода?»
Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в активн...
Методическая разработка по экологии : Перспективное планирование работы по теме: Ознакомление дошкольников с миром неживой природы и космосом"
Мир неживой природы и космос - достаточно интересная тема для дошкольников. С объектами неживой природы дети сталкиваются каждый день: воздух, вода, почва, космические объекты. Но они не всегда уделяю...
Методическая разработка по экологии.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ.для дошкольников средней группы .В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узн...
методическая разработка по экологии.
Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмо...
Методическая разработка по экологии "Свойства воды" для детей старшего дошкольного возраста.
Материал по изучению свойств воды и значению воды для всего живого....