Анализ современных методик обучения чтению детей дошкольного возраста
статья

Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Казаринова Елена Михайловна,

                                       воспитатель ГБДОУ №88 Красногвардейского района

Анализ современных методик обучения чтению детей дошкольного возраста

Аннотация

В данной статье анализируются наиболее распространённые  методики обучения чтению. Рассматриваются методы обучения, лежащие в основе методик, их особенности, достоинства и недостатки.

Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь. При выборе методики ориентируйтесь на темперамент ребенка, на его способность воспринимать изучаемый материал, на доступность методики, и, не в последнюю очередь, должен учитываться интерес самого обучающего, к основным правилам конкретной методики.

Целью работы является помочь родителям и педагогам выбрать из множества существующих, наиболее оптимальную методику в соответствии с возрастом и развитием ребёнка. 

При обучении  чтению стоит соблюдать ряд правил:

- самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;

- процесс обучения должен быть основан на игровой деятельности и продолжаться столько, сколько захочет сам ребенок;

- занятие не должно превышать 10 минут;

- наберитесь терпения. Для каждого ребенка свой темп освоения материала, не торопитесь.

- ребенок должен захотеть научиться читать сам, без принуждения; не заставляйте его читать сразу и по слогам- это кропотливый труд для ученика.

- выберите подходящую для вас методику.

В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них.

Звукобуквенная методика  

Авторы: Д.Б. Эльконин, Н.В. Дурова, Л.Е.Журова

Рекомендована с 4-летнего возраста, хотя была рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

Самая распространённая, официально-признанная. Этот способ обучения используется в школе.

Суть методики в том, что вначале обучения изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам.

Плюсы:

-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);

-избавляет от дефектов речи;

-обучать можно в любом месте.

Минусы:

-подходит старшим дошкольникам, но не подходит для раннего развития;

-поначалу ребенок не понимает, что читает.

Методика обучения чтению Г.Домана

В своей книге «Гармоничное развитие ребёнка» Г. Доман выделил основные тезисы своей методики:

-родители – лучшие учителя для своего ребёнка;

-маленькие дети имеют наибольшую способность к обучению, по сравнению с остальными;

-обучение – это своего рода игра, которую необходимо прекратить раньше, чем ребёнок устанет;

-не стоит проверять знания ребёнка;

-любознательность всегда поддерживается новизной и быстротой;

-человеческий мозг развивается в процессе его использования, а также и растет благодаря использованию и завершается фактически к 6 годам.

Наиболее важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Домана заключается в том, чтобы оба участника (родитель и ребёнок) спокойно и радостно воспринимали процесс обучения чтению в качестве забавной, желанной игры. Родителю ни в коем случае не стоит забывать о том, что обучение – это не работа, а весьма увлекательная игра жизни.

Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.

Плюсы:

- возможность обучения с раннего возраста;

- игровая форма;

-способствует расширению кругозора малыша;

- хорошо развивается память.

Минусы:

- сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;

-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);

-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.

Методика обучения по кубикам Зайцева

В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А. Пособие состоит из таблиц, кубиков и складовых картинок.

Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения предлагает.

Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.

При работе с 2-летними малышами используются кубики. На гранях пособия нанесены склады и отдельные буквы.

Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.

Не стоит долго объяснять – покажите ребенку.

Зайцев отметил, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.

Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.

Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.

Плюсы:

-игровая форма обучения;

-возможность обучения с раннего возраста;

- заниматься можно недолго по времени;

-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).

-ребенок быстро осваивает чтение.

Минусы:

- дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;

- детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);

-дорогостоящие пособия.

Методика обучения чтению по системе Марии Монтессори.

Мария Монтессори предлагала способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать с 4 до 6 лет. Так как, после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную ребенком работу.

Методика рассчитана на занятия в группе детского сада. В связи с громоздкостью материалов, наличием особого места, столов и полок.

Этапы освоения чтения:

1.Штрихуем и обводим.

2.Ощупываем буквы

3.Составляем слова

4.Пишем слова

5.Читаем.

Плюсы:

- развивается аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.

- ребёнок приучается к самостоятельности и порядку

- ребёнок быстро учится читать без ошибок.

Минусы:

- страдает навык чтения вслух

- не уделяется внимание развитию фантазии ребёнка.

- взрослый выступает только, как наблюдатель.

- не подойдёт для обучения детей – непосед.

Это конечно же не все методики обучения чтению, поэтому коротко стоит упомянуть о других методиках, бесспорно интересных и полезных.

Методика Ольги Соболевой

Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить, нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.

Методика А.М. Кушнира

Рассчитана на детей с 5,5 лет. Не подходит гиперактивным детям, с неустойчивым вниманием.

Использование игр В.В. Воскобовича в системе обучения чтению. Расcчитана от 2- 7 лет.

Принцип методики: интерес-познание- творчество.

Безусловно, каждая методика хороша по-своему. У каждой есть свои достоинства и недостатки, есть нюансы, которые нельзя не учитывать. Взяв одну из методик за основу, её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая методику, учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Тогда обучение пройдет легко, и без сложностей, а чтение будет без принуждения.

Список литературы:

1.Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. Л., Жедек П. С- и др. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1993.

2.Алексеева И. А. Планирование занятий и новые формы работы по чтению с детьми от трех до семи лет. — М., 1997.

3.Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Творческая педагогика, 1993.

4.Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. — М., 1 995 .

5.Журова Л.Е. Варенцова Н.С., Дурова Н. В. и др. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. — М.; Школа-Пресс, 1998.

6.Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка / пер. с англ. – М.: Аквариум, 2000. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных методик в оздоровлении детей дошкольного возраста»

   Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа ж...

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева...

Обучение чтению детей дошкольного возраста с использованием методики Н.А. Зайцева.

     От степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. От того хорошо читает ребенок или нет, в значительной мере зависит его грамотность. Исп...

Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста

Основное внимание уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты....

Методика «Создание книги» для обучения чтению детей дошкольного возраста.

Уель: закрепление слияния слогов в слово с опорой на картинку. Упражнение для детей на понимание прочитанного....

Подготовка детей с ТНР к обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А.Зайцева

Подготовка детей с ТНР к обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А.Зайцева...