Анализ современных методик обучения чтению детей дошкольного возраста
статья
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_analiz_sovremennyh_metodik_obucheniya_chteniyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Казаринова Елена Михайловна,
воспитатель ГБДОУ №88 Красногвардейского района
Анализ современных методик обучения чтению детей дошкольного возраста
Аннотация
В данной статье анализируются наиболее распространённые методики обучения чтению. Рассматриваются методы обучения, лежащие в основе методик, их особенности, достоинства и недостатки.
Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь. При выборе методики ориентируйтесь на темперамент ребенка, на его способность воспринимать изучаемый материал, на доступность методики, и, не в последнюю очередь, должен учитываться интерес самого обучающего, к основным правилам конкретной методики.
Целью работы является помочь родителям и педагогам выбрать из множества существующих, наиболее оптимальную методику в соответствии с возрастом и развитием ребёнка.
При обучении чтению стоит соблюдать ряд правил:
- самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;
- процесс обучения должен быть основан на игровой деятельности и продолжаться столько, сколько захочет сам ребенок;
- занятие не должно превышать 10 минут;
- наберитесь терпения. Для каждого ребенка свой темп освоения материала, не торопитесь.
- ребенок должен захотеть научиться читать сам, без принуждения; не заставляйте его читать сразу и по слогам- это кропотливый труд для ученика.
- выберите подходящую для вас методику.
В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них.
Звукобуквенная методика
Авторы: Д.Б. Эльконин, Н.В. Дурова, Л.Е.Журова
Рекомендована с 4-летнего возраста, хотя была рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.
Самая распространённая, официально-признанная. Этот способ обучения используется в школе.
Суть методики в том, что вначале обучения изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам.
Плюсы:
-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);
-избавляет от дефектов речи;
-обучать можно в любом месте.
Минусы:
-подходит старшим дошкольникам, но не подходит для раннего развития;
-поначалу ребенок не понимает, что читает.
Методика обучения чтению Г.Домана
В своей книге «Гармоничное развитие ребёнка» Г. Доман выделил основные тезисы своей методики:
-родители – лучшие учителя для своего ребёнка;
-маленькие дети имеют наибольшую способность к обучению, по сравнению с остальными;
-обучение – это своего рода игра, которую необходимо прекратить раньше, чем ребёнок устанет;
-не стоит проверять знания ребёнка;
-любознательность всегда поддерживается новизной и быстротой;
-человеческий мозг развивается в процессе его использования, а также и растет благодаря использованию и завершается фактически к 6 годам.
Наиболее важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Домана заключается в том, чтобы оба участника (родитель и ребёнок) спокойно и радостно воспринимали процесс обучения чтению в качестве забавной, желанной игры. Родителю ни в коем случае не стоит забывать о том, что обучение – это не работа, а весьма увлекательная игра жизни.
Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.
Плюсы:
- возможность обучения с раннего возраста;
- игровая форма;
-способствует расширению кругозора малыша;
- хорошо развивается память.
Минусы:
- сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;
-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);
-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.
Методика обучения по кубикам Зайцева
В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А. Пособие состоит из таблиц, кубиков и складовых картинок.
Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения предлагает.
Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
При работе с 2-летними малышами используются кубики. На гранях пособия нанесены склады и отдельные буквы.
Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
Не стоит долго объяснять – покажите ребенку.
Зайцев отметил, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.
Плюсы:
-игровая форма обучения;
-возможность обучения с раннего возраста;
- заниматься можно недолго по времени;
-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).
-ребенок быстро осваивает чтение.
Минусы:
- дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;
- детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);
-дорогостоящие пособия.
Методика обучения чтению по системе Марии Монтессори.
Мария Монтессори предлагала способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.
В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать с 4 до 6 лет. Так как, после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную ребенком работу.
Методика рассчитана на занятия в группе детского сада. В связи с громоздкостью материалов, наличием особого места, столов и полок.
Этапы освоения чтения:
1.Штрихуем и обводим.
2.Ощупываем буквы
3.Составляем слова
4.Пишем слова
5.Читаем.
Плюсы:
- развивается аналитическое мышление и логику, мелкую моторику.
- ребёнок приучается к самостоятельности и порядку
- ребёнок быстро учится читать без ошибок.
Минусы:
- страдает навык чтения вслух
- не уделяется внимание развитию фантазии ребёнка.
- взрослый выступает только, как наблюдатель.
- не подойдёт для обучения детей – непосед.
Это конечно же не все методики обучения чтению, поэтому коротко стоит упомянуть о других методиках, бесспорно интересных и полезных.
Методика Ольги Соболевой
Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить, нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.
Методика А.М. Кушнира
Рассчитана на детей с 5,5 лет. Не подходит гиперактивным детям, с неустойчивым вниманием.
Использование игр В.В. Воскобовича в системе обучения чтению. Расcчитана от 2- 7 лет.
Принцип методики: интерес-познание- творчество.
Безусловно, каждая методика хороша по-своему. У каждой есть свои достоинства и недостатки, есть нюансы, которые нельзя не учитывать. Взяв одну из методик за основу, её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая методику, учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Тогда обучение пройдет легко, и без сложностей, а чтение будет без принуждения.
Список литературы:
1.Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. Л., Жедек П. С- и др. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1993.
2.Алексеева И. А. Планирование занятий и новые формы работы по чтению с детьми от трех до семи лет. — М., 1997.
3.Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. — М.: Творческая педагогика, 1993.
4.Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. — М., 1 995 .
5.Журова Л.Е. Варенцова Н.С., Дурова Н. В. и др. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. — М.; Школа-Пресс, 1998.
6.Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка / пер. с англ. – М.: Аквариум, 2000. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных методик в оздоровлении детей дошкольного возраста»
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа ж...
Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева
Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева...
Обучение чтению детей дошкольного возраста с использованием методики Н.А. Зайцева.
От степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. От того хорошо читает ребенок или нет, в значительной мере зависит его грамотность. Исп...
Конспект занятия по обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева
Конспект занятия по обучению чтению...
Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста
Основное внимание уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты....
Методика «Создание книги» для обучения чтению детей дошкольного возраста.
Уель: закрепление слияния слогов в слово с опорой на картинку. Упражнение для детей на понимание прочитанного....
Подготовка детей с ТНР к обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А.Зайцева
Подготовка детей с ТНР к обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А.Зайцева...