Зимние посиделки
материал
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДЕТСКИЙ САД №2566 Г. МОСКВЫ
Конспект занятия
по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа
Тема: «Зимние посиделки»
Выполнил: воспитатель
разновозрастной группы
Борзенкова Е.В.
Москва 2013
Задачи: Приобщать детей к истокам народных традиций: познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание, закрепить знания о малых фольклорных жанрах, умения играть в народные игры. Развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, патриотические чувства, желание показать своё умение и творческие способности.
Обогащение словаря: Промысел, гардероб, холст, завалинка, подзор, покос, жатва, пичужки, талант, предки.
Предварительная работа: Разучивание малых фольклорных жанров, игр, знакомство с вышивкой, разучивание песен, ручной труд - вышивание с детьми швом «верёвочка».
Материал для занятия: Макет русской избы, небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др.; наборы для вышивания (ткань, натянутая на пяльца, игла, цветные нитки «мулине», клубки, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар.
Ход занятия.
Воспитатель: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть. Вам ли сегодня туманиться да печалиться.
Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется. Садитесь дети (сидят полукругом).
В старину
На завалинках, в светёлках
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как!
В «Смешинку», в «Коршун»,
«Ручеёк», «Горелки»!
Ах, все игры хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души!
А теперь –
Быт людей отмечен веком
Поменялся старый мир.
Нынче все по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить!
Вот есть и начало. А доброе начало, как говориться, половина дела!
Принесла я вам, ребята, забавушек на всякий вкус: кому – считалку, кому – загадку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло.
Ребята, в старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Нередко за рукоделием и пели.
Сейчас мы с вами представим, как это было.
Приглашаю заняться вышиванием Леру, Колю, Арину, Лизу. А мы, ребята, будем петь и посмотрим, как ловко вышивают они, как спориться работа в их руках. «С песней труд спорится» - говорят в народе.
(дети размещаются за столом с вышивкой).
Остальные дети поют песню «А я по лугу».
Воспитатель: Ну что, ребята, с песней вам веселее работалось?
Дети:
(садятся на свои места)
Воспитатель: Мы, ребята, познакомились с одним из самых древних в нашей стране художественных промыслов – вышивание.
Увлечёт вас вышивка или нет – кто знает, но расскажу вам немного истории.
С давних времён сеют на нашей земле лён, ткут из него холст на ткацком станке. А из холста шьют одежду. Небогатый гардероб был у наших предков – сарафан, рубаха, порты. На сундуках скатерть, полотенце на зеркало, подзор на кровати – всё изо льна. И все одного цвета – белого. Но вот взялась русская женщина за иголку да за цветную нитку. Вышила. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть – и в избе светло стало. Стало нарядным и полотенце. Ни одно событие без полотенца не обходилось. И свадьба, и рождение. Хлеб-соль гостям на расшитом полотенце подавали. Одна другой краше выходили девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты их сарафаны, у парней рубахи тоже вышивкой украшены. Самые лучшие наряды надевали деревенские жители на покос да на жатву – хлеб убирать с поля считалось праздником. Ну и, конечно, на другие праздники и на свадьбу. Трудная задача доставалась невесте: ни одну долгую зиму просиживала она за иголкой да за пяльцами, готовя своё приданое. Не завянут цветы и узоры на ткани. Вот какое волшебное свойство таится в вышивке. (Показ работ с вышивкой).
Ой, мне ведь надо печку затопить.
(Воспитатель берет поленья) Да здесь, на каждом полене пословицы о труде, да о мастерстве написаны.
(Воспитатель читает) «Делать как-нибудь (дети договаривают: никак не делать)».
(Воспитатель читает) «С ремеслом (дети договаривают: не пропадёшь)».
(Воспитатель читает) «Не игла шьёт (дети договаривают: а рука)».
(Воспитатель читает) «Дело (дети договаривают: мастера боится)».
(Воспитатель читает) «Землю красит солнце (дети договаривают: а человека труд)».
(Воспитатель читает) «Без труда (дети договаривают: не вытащишь и рыбку из пруда)».
(Воспитатель читает) «Скучен день до вечера (дети договаривают: коли делать нечего)».
(Воспитатель читает) «Делу время (дети договаривают: потехе – час)».
Воспитатель: Молодцы. Тогда оставлю я эти поленца, да другим детям расскажу.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец и швец
И на дудочке игрец!
И блоху он подкуёт,
Дом добротный возведёт.
«Делу время, потехе – час» - правильно вы, ребята, подметили.
Вот очередь пришла и для игр-забав.
Смешные диалоги в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки
Да творят насмешки!
1. Конкурс «Кто расскажет смешные диалоги?».
Дети:
Воспитатель: Молодцы.
А сейчас вызываю шустрых, да ловких для игры «Кто быстрее смотает клубочек?».
(Подготовка) Воспитатель вызывает.
Понятно заданье – начинай соревнованье.
2. Игра (повторяется 3-4 раза).
Воспитатель: Молодцы.
А сейчас поиграем все в любимую игру «Ручеёк».
Будем весело играть, себе друга выбирать.
(Звучит русская народная мелодия «Из-под дуба», дети играют).
Воспитатель: Молодцы ребята. Садитесь.
Вот на очереди для вас считалки.
Ты считалку расскажи,
Свою смекалку покажи.
Дети:
3. Конкурс считалок.
Воспитатель: Молодцы.
А теперь я буду говорить считалку. А вы передавайте друг другу бубен. На ком остановится считалка, тот загадывает загадку.
(Воспитатель дает бубен) Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку скажет нам.
4. «Игра с бубном».
Воспитатель: Хорошо играли, загадки все были разные.
А кто из вас скороговорки говорить горазд?
(Воспитатель предлагает)
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
Маша кудри распустила, солнце их позолотило.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Вставай Архип – петух охрип.
Дети: (проговаривают).
Воспитатель: Молодцы.
Выходи играть, плетень заплетать!
6. Игра «Плетень».
Воспитатель: Вот как весело у нас, ноги сами рвутся в пляс!
А вот играми сыт не будешь. На посиделках гостей угощали. Чем же мне вас угостить?
Я вас чаем угощаю, за стол приглашаю.
(Чаепитие) Чай горячий – наша сила, украшение стола. Приятного аппетита!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.
Непосредственно образовательная деятельностиь проводится для детей среднего дошкольного возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...
зимние посиделки.
Знакомство детей с народными праздниками....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»
Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...
Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"
Конспект музыкального развлечения...
«Зимние посиделки у Арины».
Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Воспитывать любовь к народной культуре....
«Зимние посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей интереса к традициям и культуре своего народа.Формирование художественного вкуса ребёнка посредством фольклорного слова, народных песен и хороводов.Воспитание у детей духовной нравств...
Открытое занятие "Зимние посиделки".
Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель)....