Развитие исследовательской активности детей в средней группе посредством реджио подхода (2020-2021)
проект (средняя группа)
Иновационная тема
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста
посредством Реджио-подхода» (средняя группа № 11)
Цель:
Развитие познавательных способностей через экологическое воспитание с применением Реджио-подхода.
Задачи:
Изучение исследовательской активности детей.
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
Формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.).
Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей.
Формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Актуальность выбранной темы:
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаѐтся личностному развитию ребѐнка. Реджио учит детей представлять свои идеи и мысли разными способами.
Гораздо важнее научить ребенка добывать знания, чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он не умеет применять. Для своей работы я выбрала эту тему, потому что считаю Реджио-подход одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, мыслить нестандартно, опираясь на свои ощущения, интересы, любопытство, фантазию, желание исследовать и изучать окружающий мир вещей и явлений самыми разнообразными способами. Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.
Актуальность для обучающихся.
Благодаря опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются представления о способах исследования объектов, о некоторых материалах, природных явлениях; развивается способность сравнивать, делать элементарные выводы, высказывать суждения и умозаключения. Следовательно, развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес процессу.
Предполагаемые результаты:
У детей формируется стойкий интерес к экспериментированию, стремление экспериментировать дома, используя приобретенные знания и умения.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы (лед: твердый, гладкий, скользящий; снег: сыпучий, мокрый, липкий; вода: прозрачная, без запаха, льется.)
Этапы реализации.
Первым этапом моей работы по данной проблеме было изучение реджио педагогики, и ее подхода к воспитанию и развитию детей, подбор, изучение детской экспериментальной деятельности, изложенных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), научно-методической литературе, интернет ресурсах, а так же создание картотеки «Игры и эксперименты для детей.» «Живая экология» (Творческий Центр «Сфера» М., 2007.) под редакцией А.И.Ивановой.
На втором (практическом) этапе мною было разработано перспективное планирование, был осуществлен подбор материала, оборудования для исследовательской деятельности. В течение года с детьми нашей группы проводились игры-экспериментирования., наблюдения на прогулке, в повседневной деятельности. В своей работе я старалась использовать эксперименты и опыты, которые соответствуют возможностям и интересам детей .
Метод экспериментирования - это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые годы жизни - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил выдающийся педагог Л.С.Выготский в своих трудах. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и очень прочными. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. К.Д Ушинский. Значение периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по психологии. М.,1987.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. В течение года мною велась работа по повышению теоретических и практических знаний родителей. Использовались следующие формы взаимодействия и сотрудничества: беседы, консультации, оформление информационных стендов и папок-передвижек с рекомендациями, привлечение к участию в экспериментировании.
Взаимодействие с родителями
Средняя группа 2020- 2021 уч. г.
Воспитатель: Белова Е.Г
№ | Форма работы | Сентябрь | Ответственные |
1 | Папки-передвижки | «Бросаем в воду все подряд! » | Воспитатель |
2 | Консультация | «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка» | Воспитатель |
Октябрь
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | Папка-передвижка | «Роль семьи в развитии познавательного интереса ребенка» | Воспитатели, психолог. |
Ноябрь
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | Консультация | «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» | Воспитатель |
Декабрь
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | Интернет - конкурс. | «Время знаний» по познавательному экспериментированию | Воспитатель |
Январь
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | Фотогазета со стихами | «Зимняя прогулка с мамой!». «Зимой гуляем, наблюдаем» | Родители |
Февраль
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | Родительское собрание | «Особенности развития детей 5 года жизни». | Воспитатель |
Март
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | Фотовыставка с размещением на личном сайте педагога и в вк | «Мы экспериментируем» | Воспитатель, родители. |
Апрель
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | Консультация. | Игра – в жизни детей» | Воспитатель. |
Презентация | «Наши новые открытия» | Воспитатели. |
Май
№ | Форма работы | Ответственные | |
1 | . Папка - передвижка: | «Чем занять ребенка летом». | Воспитатель |
Перспективный план работы с детьми.
Октябрь
Тема № 1 «Игры с водой и красками»
Опыт №1 «Разноцветные краски»
Опыт №2. « Цветная капуста»
Опыт № 3. «Вода принимает форму».
Ноябрь
Тема №2 «Ветер по морю гуляет»
Опыт № 1 «Мыльные пузыри»
Опыт № 2 «Подушка из пены»
Опыт №3 «Воздух есть везде»
Опыт №4 «Волны»
Декабрь Тема № 3 «Почему все звучит?» Серия игр с различными шумовыми, музыкальными инструментами. Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Январь |
Тема № 4 «Как растения пьют воду?»
Цель: Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.
Февраль
Тема № 5 «Свойства снега»
Опыт № 1 «Превращение «чистого» снега в воду»
Цель: познакомить со свойствами снега собирать частицы пыли и грязи из воздуха.
Опыт № 2 «Снег сохраняет тепло».
Цель: выяснить, сохраняет ли снег тепло?
Март
Тема №6 «Свойства солнечных лучей»
Цель: Опытным путем показать свойства солнечных лучей нагревать предметы
Апрель
Тема № 7 «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: Выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.
Май
Тема № 9 «Травка зеленеет, солнышко блестит».
Опыт № 1 «Огород на окне»
Опыт № 2 «Веточка березы»
«Калейдоскоп фокусов» – развлечение для детей и родителей.
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ИНАВЫКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
№ п/п | Ф. И. ребенка | |||||||||||||
Проявляет исследовательский интерес | Придумывает интересные комментарии в ходе экспериментирования(ленточки танцуют с ветром, они говорят «До свидания») | Способен провести простейшие наблюдения | Умеет делать простейшие выводы, устанавливает причинно-следственные связи | Итог | ||||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |||||
1 | Афанасьев П | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
2 | Белинский М | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
3 | Девальд С | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
4 | Елсуков А | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
5 | Елсукова В | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||
6 | Залозная Д | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||
7 | Корытникова | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
8 | Калина В | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
9 | Киселева М | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
10 | Партыка Д | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
11 | Мирасов С | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | |||
12 | Никитин М | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||
13 | Паламарчук Т | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
14 | Пискарева К | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | |||
15 | Сутягин А | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
16 | Тихонова А | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||
17 | Торопова Е | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||
18 | Туркин С | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
19 | Ушаков С | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
20 | Федоров Е | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
21 | Хильченко Т | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | |||
22 | Шигизданов М | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
23 | Штефанюк Т | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
24 | Шуваев Д | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||
25 | Южакова Т | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | |||
Итого (количество детей, %) | В 0 С 21 Н 4 | В 7 С 17 Н 1 | В 0 С 15 Н 10 | В 5 С 16 Н 4 | В 0 С 22 Н 3 | В 8 С 16 Н 1 | В 0 С 18 Н 7 | В 7 С 16 Н 2 | В 0 С 20 80% Н 5 20% | В 8 36% С 16 64% Н 0 | ||||
Высокий 4 Соответствует возрасту 3 Отдельные компоненты неразвиты 2 Низкий 1 |
Целесообразность проводимой работы доказывается результатами отслеживания динамики детей на начало и конец учебного года. На начало учебного года по результатам мониторинга формирования исследовательских умений и навыков дети с высоким уровнем развития отсутствовали, детей со средним уровнем развития 80%, с низким уровнем – 20%. Так как на конец года детей с высоким уровнем развития 36%, со средним уровнем 64%, с низким-0%. Увеличилось количество детей с высоким уровнем и нет детей с низким уровнем, что подтверждает динамику развития.
Проблемной стороной в осуществляемой работе оказалось то, что не все дети посещали дошкольное учреждение, как бы этого хотелось, много ребят часто и длительно болели .Так же тяжело было лично для меня распланировать работу так, чтобы дети по максимуму сами добывали знания из окружающей среды в силу разных причин, например отсутствия зимних прогулок и наблюдений.
Работа по данной теме вызвала интерес, как у меня, так и у детей, поэтому я решила использовать элементы реджио-подхода в повседневной жизни.
В процессе работы была создана « Картотека игр-экспериментов для детей », так же презентация с фото детей в процессе работы. Материалы размещены на моем личном сайте презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей в средней группе через экспериментальную деятельность.
Развитие познавательной активности детей в средней группе через экспериментальную деятельность.Совместную деятельность вне занятий с детьми среднею возраста организую 1 раз в неделю по 15-20 минут, по...
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим ус...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».
Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр...
Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Современные дети растут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания с...
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик- семицветик"
Развитие коммуникативных навыков, формирование у детеу сензитивности в общении с другими людми и социальной активности дошкольников....