Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
методическая разработка (подготовительная группа)
Современные дети растут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, побеждает нерешительность и неуверенность в себе, становится способным преодолевать трудности. Очень ценно, когда наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел…», таким образом, умеют рассуждать, наблюдать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Современные дети растут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, побеждает нерешительность и неуверенность в себе, становится способным преодолевать трудности. Очень ценно, когда наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел…», таким образом, умеют рассуждать, наблюдать, делать выводы.
Чтобы этого добиться, мы решили в системе использовать в работе с детьми опытно-экспериментальную деятельность.
Поставили перед собой цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Исходя из этой цели, определили задачи: развитие внимания, познавательного интереса, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы.
Поскольку одним из условий решения данных задач по опытно - экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, мы начали свою работу с создания в группе мини-лаборатории, поместив в неё:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты.
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл, керамика, стекло);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла и др.
Создали картотеку опытов и проблемных ситуаций в соответствии с возрастом детей. У каждого ребёнка появилась «папка исследователя», в которую мы помещали впоследствии схемы, зарисовки, сделанные детьми после проведения опытов.
Чтобы исследовательская деятельность проходила успешно, мы поставили перед собой прежде всего задачу научить детей:
- Видеть проблемы;
- Выдвигать гипотезы;
- Задавать вопросы;
- Наблюдать;
- Делать выводы и умозаключения.
Чтобы дети смогли увидеть проблему, использовали специальные упражнения: например, упражнение «Смотреть на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого мы учим детей ставить себя на место другого человека, животного, растения или даже неодушевлённого предмета. Например: читаем рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами. И пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Задание: продолжить рассказ, но сделать это надо несколькими способами: Ты просто гуляешь… Ты сидишь за рулём автобуса или за штурвалом самолёта… Ты птица, сидящая на дереве… Какой-нибудь зверёк в лесу и т.д.
Или, например, игра «Волшебные превращения». На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть? Что случится со снегом в группе? Что будет, если исчезнут все деревья, животные и т. д.
Использовали упражнения: «Наблюдаем настроение» - исследовали настроения, чувства, мотивы поведения других людей, в зарисовках старались передать эти настроения.
Игры типа «Карусель» создают ощущение быстрой смены событий. Предлагаем детям мысленно «сесть на карусель». Дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого оборота происходит остановка в разных мирах: мире Воды, Воздуха, Огня, разных временах года, экосистемах и т.д. Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру.
Выдвигать гипотезы и предположения мы учились, используя ТРИЗ-технологию. Её цель - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить нестандартно, фантазировать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Мы создаём условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли знание для себя – это основа ФГОС дошкольного образования.
Например: упражнения «Давайте вместе подумаем…»: Как птицы узнают дорогу домой? Почему поют птицы? Почему самолёты летают? и т.д. Или предлагаем ситуации: Что будет, если … Снег не растает? (всегда будет холод , всегда надо будет тепло одеваться, никогда не расцветут цветы, трава, не будет насекомых, птицы будут погибать, если мы не будем их кормить, животные не смогут сделать запасы на зиму и будут тоже погибать, жизнь на земле остановится).
Другие варианты: а если cолнце не зайдет за горизонт? (тогда ночи не будет, у нас не будет сил, потому что мы не сможем спать. Мы никогда не увидим красивых звёзд на небе, не сможем загадать желание, не сможем поиграть в снежки. Могут быть солнечные удары, вода в реке сильно нагреется и нельзя будет купаться. Медведь не сможет уйти в спячку. Постоянно будет хотеться покупать много мороженого, а это плохо – может заболеть горло.
Или: исчезли все учебники. Откуда получать знания? Варианты, которые предлагали дети: (можно узнавать новое из Интернета, из телевизора, спрашивать у учителей, у других взрослых, у братьев и сестёр, которые учатся в школе, узнавать из книг, из энциклопедий).
Предлагали детям дать несколько вариантов ответа на вопросы:
-Почему весной тает снег?
-Почему зимой идет снег, а летом только дождь?
-Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Предлагаем представить себе, что воробьи стали размером с больших орлов, люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас. Что бы произошло? Даём задание придумать несколько гипотез.
При этом соблюдаем определённые правила:
Не давим на ребёнка такими словами, как «давай скорее», «думай сам», это неправильно»;
Выслушиваем каждого желающего, любое мнение имеет право на существование.
Даём только положительные оценки, они раскрепощают ребёнка;
Не навязываем своего мнения;
Учим детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то или доказывая.
Таким образом, гипотезы, предположения позволяют детям ставить реальные и мысленные эксперименты.
С целью научить детей задавать вопросы использовали такие упражнения: найти стихотворение любое с большим количеством разных героев и дать детям задание – задать вопросы каждому герою стихотворения (вопросы могут быть разного типа – на установление сходства и различия, установления причинно-следственных связей и др.)
Показывали картинки с изображением людей, животных и предлагали задать вопросы тому, кто изображен.
Играли в игру «Что в чудесном мешочке?»: кладём в мешочек любой знакомый детям предмет и говорим о том, что дети его увидят, когда отгадают, что это. А для этого надо задавать вопросы.
Использовали различные варианты игры «Да-нет».
Чтобы сформировать наблюдательность, использовали парные картинки, содержащие различия и давали задание найти два одинаковых предмета или найти ошибки художника.
Использовали ещё один приём: ставили перед детьми яркую игрушку или предмет с множеством деталей, рассматривали его, а затем предлагали закрыть глаза – убирали предмет и просили детей вспомнить и назвать все детали, вспомнить, что назвали, а что нет, нарисовать предмет по памяти.
Упражняли в развитии внимания и наблюдательности в таких упражнениях, как:
«Найди ошибку художника»
«Что изменилось?»
«Найди несколько отличий»
«Найди два одинаковых предмета»
Учили детей делать выводы и умозаключения следующим образом: например, применяя упражнение: «Как люди смотрят на мир»: на листе бумаги или на доске рисовали несложные композиции из геометрических тел и линий, не изображающих ничего конкретного, спрашивали детей – «Что здесь изображено?»
Выслушав все высказывания детей, делали вывод, что все правы по-своему, т.к. разные люди на мир смотрят по-разному.
Использовали и такие упражнения: «Объясните значение выражения» (коллективное обсуждение несложных знакомых пословиц и поговорок);
«Скажите, на что похожи» (узоры на ковре, очертания деревьев за окном и т.д.).
Давали задание: назвать как можно больше живых существ с определёнными признаками.
После проведённой работы дети научились наблюдать, делать простейшие выводы, умозаключения.
Опытно-исследовательскую деятельность мы проводили систематически, в соответствии с перспективным планированием. Но это могли быть и случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требовали. Они проводились экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в группе или на участке. Мы постоянно были готовы разглядеть в природе что-то новое и интересное.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Выбирали объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщали задачу, которая должна быть решена, давали время на обдумывание и затем привлекали детей к обсуждению хода эксперимента. В процессе работы поощряли детей, ищущих собственные способы решения задачи. Заключительным этапом эксперимента было подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети зарисовывали схему опыта и помещали её в «папку исследователя», впоследствии, глядя на схемы, вспоминали, в какой последовательности проводили опыт и какие выводы сделали.
Спонтанно возникали и эксперименты как ответ на детские вопросы.
Всю опытно – экспериментальную деятельность мы проводили по следующим направлениям:
- Знакомство с живой и неживой природой.
- Физические явления.
- Я – человек.
- Рукотворный мир.
В первом направлении - «Знакомство с живой и неживой природой» дети познавали, что природа может быть живая и неживая, что вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, что она жидкая и может поменять цвет в зависимости от использованных красок.
Исследуя камни и песок, дети узнают, что камни бывают разные по размеру, цвету, структуре и различной породы, что их добывают и используют люди в своих целях; о том, что песок имеет различные характеристики – когда он сырой и когда сухой и т.д.
При изучении живой природы мы создавали мини-огороды в группах и на своих участках. Они знакомились с различными семенами, сами сажали их, ухаживали и наблюдали за ними. В процессе роста растений вели дневники наблюдений. В этих экспериментах подводили детей к выводу, что живая природа не может существовать без неживой природы.
Мониторинг проводим 3 раза в год (ноябрь, февраль, май) с целью выявления исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
Результаты диагностики по овладению детьми опытно-экспериментальной деятельностью за 2016-2017г. (старшая группа).
Месяц Уровни | Ноябрь | Февраль | Май |
Количество детей и % | |||
Высокий | 2 – 7% | 5 – 18% | 9 – 32% |
Средний | 10 – 36% | 16 – 57% | 18 – 64% |
Низкий | 16 – 57% | 7 – 25% | 1– 4% |
Проведённый мониторинг показал, что усвоение программы с 7% высокого уровня возросло до 32%, а низкий уровень усвоения программы с 57% снизился до 4%, средний уровень с 36% повысился до 64%.
С высоким уровнем развития дети самостоятельно видят проблему, выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, используют аргументацию и доказательства, самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Они осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.
В перспективе мы планируем организацию исследовательских детско-родительских индивидуальных проектов по интересующим детей вопросам и проведение конференции по итогам проектов совместно с детьми, родителями и педагогами.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. И здесь важно стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Подводя итог, мы убедились, что только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Это основа ФГОС и на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в нашу практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....
Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Опыт работы по организации экспериментальной деятельности вдетском саду...
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Для детей старшего дошкольного возраста...
Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...
План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»
Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....