ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Правила визуализации при создании дидактических материалов для проведения учебно-воспитательных занятий»
статья (средняя группа)
Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕЗИСЫ
К городскому семинару «Правила визуализации при создании дидактических материалов для проведения учебно-воспитательных
занятий»
на тему «Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста»
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал великий чешский педагог Ян Амос Коменский в XVII веке. Он выдвинул «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами...».
Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала.
Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.
Использование наглядности в педагогическом процессе детского сада способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения.
Особые требования предъявляются к методике использования наглядного материала. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает как будет использованный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения как недостаточное его использование, так и излишки.
В воспитательно – образовательном процессе с детьми используется разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и сюжетные картинки), репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, муляжи, предметы – заменители, игрушки, диафильмы. Наглядным материалом являются как настоящие предметы, так и их изображения.
Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На занятиях по развитию речи используются предметные и сюжетные картинки. С помощью предметных картинок дети знакомятся с разными объектами и их свойствами: внешний вид, цвет, составляют по ним предложения. С помощью сюжетных картинок развивается творческое воображение детей, наглядно – образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты.
Формирование у детей представлений и понятий о величине и форме просто невозможно без наглядности. В связи с этим используются разнообразные фигуры как эталоны формы, графические и модельные изображения формы. Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные плакаты. Пособия-аппликации динамичны, дают возможность варьировать, разнообразить модели. Например, с помощью фланелеграфа удобно перегруппировывать геометрические фигуры, решать арифметические задачи и примеры.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений используется демонстрационный и раздаточный материал: это плоскостные и объемные геометрические фигуры, разноцветные полоски на закрепление знаний о цвете, пирамидки –вкладыши, применяются как предметы – заменители, так и натуральные предметы. Часто используются плакаты для ознакомления детей с животными и их детенышами. На занятиях по изобразительной деятельности применяются иллюстрации, игрушки, предметы – заменители, образцы рисунков, образцы разных видов росписи и т.д.
Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств.
При отборе наглядного материала для работы с детьми учитывается ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, художественная выразительность материала, познавательная содержательность предмета. Так же учитываются и возрастные возможности восприятия детей.
Отличным пособием для современных малышей стала презентация - это обучающий мини мультик, электронная звуковая книжка с красивыми картинками. Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют: диафильмы, слайды, видеофильмы. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Вывод: На занятиях с детьми дошкольного возраста рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, чередуя и сочетая их между собой. При этом роль наглядных средств воспитания и обучения достаточно высока и необходимо вести «живой» диалог с малышами, побуждать их к непосредственным действиям, опираться на детский жизненный опыт. Такие условия для образовательного процесса в детском саду обеспечат его высокую эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
В статье рассматриваются основные подходы к разработке дидактических материалов, исполльзуемых в образовательной деятельности. Сформулированы рекомендации к оформлению и демонстрации слайдов и презент...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...
Практическая работа «Создание дидактических материалов в программе PowerPoint»
Практическая работа «Создание дидактических материалов в программе PowerPoint»...
ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»
Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка....
Семинар - практикум по теме: «Создание дидактических упражнений в LearningApps.org»
Цель семинара-практикума - повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам использования возможностей сетевого социального сервиса learningapps.org. для создания дидактических мат...
Дидактические принципы, условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
Наиболее эффективной для детей раннего возраста формой обучения являются дидактические игры, в которых они незаметно для себя усваивают необходимые и доступные по возрасту сведения, и умения....
Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ в ДОУ
Современную жизнь XXI века невозможно представить без компьютера. Достоинства обучения с помощью ИКТ очевидны, а необходимость освоения компьютерными знаниями, неоспорима.Таким образом, использование ...