РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
статья по теме
В статье рассматриваются основные подходы к разработке дидактических материалов, исполльзуемых в образовательной деятельности. Сформулированы рекомендации к оформлению и демонстрации слайдов и презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_didakticheskikh_materialov_dlya_provedeniya_nod_s_ispolzovaniem_ikt.docx | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом, который определяет в соответствии с избранными программами содержание, методику и технологию занятий с различными возрастными группами.
Образовательная деятельность с дошкольниками состоит из трех основных частей:
1) создание мотивации к деятельности, постановка проблемной задачи
2) самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка;
3) анализ выполнения задания и его оценка.
В работе с детьми дошкольного возраста воспитатели стремятся изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. Поэтому, говоря о подготовке к занятиям, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала.
Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается. Восстановление же фонда наглядных материалов – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах детских садов, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Например, для ознакомления детей с историей и культурой родного города демонстрационный материал должен содержать огромное количество качественных иллюстраций с видами Санкт-Петербурга и его пригородов, материалов по темам «В магазине», «Правила поведения на улице», «В парикмахерской», «На почте» и др. Где найти такой объем качественного демонстрационного материала?
Именно в таких ситуациях компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог может осуществить поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление. Важно помнить, что использование компьютерных технологий не заменяет другие виды деятельности. От ролевых игр отказываться нельзя ни в коем случае: ребенок должен не только получить знания, но и закрепить их в играх соответствующей тематики.
Остановимся более подробно на подготовке слайдов со звуковым сопровождением. Термин «слайд» известен уже достаточно давно и ассоциируется у большинства с диапроектором, экраном и набором вставленных в оправы фотоснимков на специальной пленке. Звуковое сопровождение предполагает наличие магнитофона и проигрывателя. В персональном компьютере все эти технологии объединены. Создание слайдов со звуковым и даже видеосопровождением требует наличия собственно ПК, программного обеспечения и периферийных устройств: колонок для групповой и фронтальной работы или наушников для индивидуальной.
В персональных компьютерах с операционной системой Windows используется пакет программ Microsoft Office, в состав которого входит программа PowerPoint, предназначенная для создания презентаций. Сегодня именно эта программа является самой популярной у педагогов.
При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации.
Приведем некоторые рекомендации по оформлению слайдов:
- Фон слайдов не должен быть слишком ярким;
- Изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
- Изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;
- На каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
- Для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
- Объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;
- Должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;
- Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);
- Надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);
- Использование анимации должно быть оправданным;
- Если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;
- В заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм); смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;
- Общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.
При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:
- Следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам;
- Сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;
- Стремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;
- Выделить время для проведения физкультминутки.
Образовательная деятельность с использованием презентаций может проводиться по разным образовательным областям: познание, коммуникация, безопасность, художественное творчество, музыка, т.д.
С помощью презентации можно работать на этапе изложения нового материала – сопровождать рассказ демонстрацией, делая его более живым и увлекательным, и на этапе закрепления
С использованием презентаций можно организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу.
Рис. 1 Задание «Подбери картинку»
На рис. 1 представлено задание «Составь новое слово». Из названий картинок необходимо выделить первый звук. Ребенок называет звук – появляется нужная буква, называет новое слово – появляется соответствующая картинка
В руках творческого педагога демонстрация презентации с помощью мультимедийной установки при групповой работе или персонального компьютера при индивидуальной способна произвести на детей сильное впечатление и служит мощным средством развития мотивации к учебной деятельности, инструментом воспитания и способом формирования хорошего вкуса, проникновения в мир прекрасного.
ЛИТЕРАТУРА
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий.
СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в разработке дидактических материалов парциальной программы "Мой любимый город Канск"
Парциальная программа "Мой любимый город Канск"...
Участие в разработке дидактических материалов парциальной программы "Мой любимый город Канск"
Перечень учебно - методических пособий к парциальной программе "Мой любимый город Канск" (выдержка)...
Участие в разработке дидактических материалов парциальной программы "Мой любимый город Канск"
Представлен перечень учебно - методических и дидактических материалов к парциальной программе "Мой любимый город Канск" (отрывок)...
Разработка методических материалов по проведению родительских собраний
Родительские собрания – это действенная форма общения педагога с родителями. Именно на собраниях у педагога есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами ...
ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Правила визуализации при создании дидактических материалов для проведения учебно-воспитательных занятий»
Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в связи с...
Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ в ДОУ
Современную жизнь XXI века невозможно представить без компьютера. Достоинства обучения с помощью ИКТ очевидны, а необходимость освоения компьютерными знаниями, неоспорима.Таким образом, использование ...
Разработки дидактических материалов
В данном разделе представлены описания дидактических пособий, игр используемых в педагогической детятельности с детьми....