"Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте"
консультация
Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, воображение, и многие другое. И все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно возраст раннего детства является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте" | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1056
Дошкольное отделение 4
Доклад на тему:
«Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»
Выполнил воспитатель Блинкова А.А.
2021
1 слайд.Первые три года жизни ребенка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, воображение, и многие другое. И все эти способности не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно возраст раннего детства является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
2 слайд.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
3 слайд. Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
4 слайд.
Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов. Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
5 слайд.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Они сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов выступают:
эталоны цвета – это семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности
эталоны формы – это геометрические фигуры
эталоны величины – это метрическая система мер (большой - маленький)
эталон слуха – это фонемы родного языка, музыкальные ноты
эталон вкуса - это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания и т. д.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок же оперирует ими с той же легкостью, как и взрослый, лишь к пяти годам. Но если усвоение знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
6 слайд.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у ребенка.
Задачи сенсорного воспитания:
1. Формирование у детей систем перцептивных действий (перцептивный - это способы обследования или восприятия, выраженные через действия: поглаживание, ощупывание, сжимание, осматривание и т.д.).
2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов (эталон - образец или обобщение представлений о свойствах, качествах, отношениях предмета).
3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности. Принципы организации работы: посильность требований, постепенность усложнений, последовательность.
Методами и приемами сенсорного воспитания являются: наглядные методы, метод сравнения, сопоставления, словесные методы, сочетающиеся с эмоциональной установкой; привлечение внимания, наблюдение за действиями взрослого и сверстников.
7 слайд.
Программа
1 год 6 мес – 2 лет
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Учить различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4–5 колец (от большого к маленькому), из 4–5 колпачков.
Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).
Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.
Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Учить способам конструирования — прикладыванию, накладыванию.
Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать
для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой с сюжетными играми. Учить детей выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры.
Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
8 слайд
2года – 3 лет
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный
мяч — маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.);
тактильных ощущений, температурных различий (чудесный мешочек, теплый — холодный, легкий — тяжелый и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
9 слайд
Для выполнения задач необходимо: использование дидактических игр; создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Принципы организации работы: посильность требований, постепенность усложнений, последовательность.
10 слайд
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Его нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как форму или величину. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом начинают с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего.
Ознакомление детей с цветом проводится поэтапно:
1 этап – различение цветов по принципу “такой – не такой”. На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
2 этап – зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показывают ребенку карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы такого же цвета. После выполнения ребенком задания называют цвет.
3 этап – закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий, в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т.д.), при проведении дидактических игр. (“Подбери по цвету”, “Цветные кубики”, “Ниточки для шариков”, “Веселые гусенички”, “Разложи по коробочкам”, “Разноцветные ленточки”, “Построим башню”, “Наряжаем кукол”, “Четвертый лишний” и др.).
11 слайд
Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму.
Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогаю им сравнить фигуры, показывается как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом. Ознакомление детей с формой проводятся поэтапно:
1 этап – практические действия. Для того, чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (коробка с отверстиями разной формы и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (“такой – не такой”), не называя ее.
2 этап – зрительное восприятие формы. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий.
3 этап – запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет в дошкольном возрасте.
используя специальные дидактические игры (настольные, печатные, подвижные и др.). Например, “Разложи фигуры по местам!”, “Веселый поезд”, “Катится – не катится”, “Фигуры играют в прятки”, “Найди лишнюю фигуру”, “Найди такую же фигуру” и др..
12 слайд
Величина – это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т.д.
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий учим детей:
– сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;
– сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;
– сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляю третий объект – средний по величине;
– параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности использую выразительные жесты. Сначала величину обозначать при помощи слов такой – не такой, затем большой – маленький. Ознакомление детей с величиной проводятся поэтапно:
1 этап – практические действия. При знакомстве детей с величиной используются различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком.
2 этап – зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз.
3 этап – использование знаний о величине в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и продолжается в работе с дошкольниками.
– используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.). Например, “Спрячь в ладошке!”, “Накрой платком!”, “Две коробки”, “Вкладыши и башенки”, “Пирамидки”, “Где мое место”, “Два поезда” и др.
13 Слайд
Можно сделать вывод, что богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Центр сенсорного развития в раннем возрасте является главным центром в структуре развивающей предметно-пространственной среды группы. При его организации в первую очередь надо руководствоваться необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Среда сенсорного центра должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Способы обеспечивающие насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Рабочей программы:
• Наполнение и оснащение средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, инвентарем (в соответствии со спецификой Рабочей программы).
2)Способы обеспечивающие трансформируемость:
• Возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (например, выдвижные ящики, в которых размещен игровой материал может по индивидуальному желанию детей трансформироваться в столик).
3)Способы обеспечивающие полифункциональность:
• наличие в центре полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов (крышки от бутылок, бутылочки, коробочки, прищепки, в том числе бросовых и природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в дидактических играх).
14 слайд
4)Способы обеспечивающие вариативность:
• наличие в разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную (моторную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного опыта ребенка.
5)Способы обеспечивающие доступность:
• свободный доступ детей, в том числе детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности (открытые полки в шкафах);
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)Способы обеспечивающие безопасность:
• предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, особое внимание надо обратить на отсутствие мелких игрушек и деталей.
15 Слайд
Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. В связи с этим актуальность проблемы использования активных форм работы с родителями для развития сенсорных способностей детей очевидна для всех: -консультации, -родительские собрания, -семинары-практикумы, -тематические выставки, -родительские гостиные;
16 слайд
памятки, рекомендации, консультации
17 Слайд
Для педагогов и для родителей, желающих повысить педагогическую компетентность можно порекомендовать данные книги.
1. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Янушко Е.А. В пособии рассматривается сенсорное развитие ребенка, т. е. развитие его восприятия с первого года жизни и до 3-летнего возраста. Даются определения понятий видов сенсорных ощущений, способов действий ребенка с предметами, сенсорной среды (природа, мир людей), сенсорным эталонам (цвета, формы, величины, звуки, запахи, вкусовое восприятие), а также методика организации и проведения занятий по сенсорному развитию в раннем возрасте.
2. Раннее детство. Познавательное развитие. В книге освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, даны психические возможности и педагогические условия познавательного развития, подробно раскрываются вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей первого, второго и третьего годов жизни.
3. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. В пособии представлена технология сенсорного воспитания детей раннего возраста, включающая характеристику ее концептуальных основ, содержательного, процессуального и диагностического компонента. Технология ориентирована на формирование у малышей второго-третьего года жизни перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, что обеспечивает как амплификацию сенсорного развития в раннем возрасте, так и оптимальную подготовленность трехлетних детей к требованиям дошкольной ступени. Адресовано сотрудникам муниципальных и частных ДОО, работающим с детьми раннего возраста, родителям, повышающим свою педагогическую компетентность, а также студентам, изучающим курс "Педагогика раннего возраста".
18 слайд
Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
— во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;
— во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
— в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира.
Значение сенсорного воспитания
- Является основой для интеллектуального развития
- Развивает наблюдательность, внимание
- Позитивно влияет на эстетическое чувство
- Является основой для развития воображения
- Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
- Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- Влияет на расширение словарного запаса ребенка
- Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Игра - это особый вид деятельности ребенка, она всегда носит творческий характер. Малыша привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое дей...
Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте
"Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте"...
Презентация "Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста на примере адаптационной группы кратковременного пребывания"
Сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста, путем создания развивающих игрушек...
Система работы по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста
Система работы по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста ...
Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста
Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста № п/пМероприятияТемыСрок1.Родительские собрания«Роль дидактических игрушек в интеллектуальном ...
Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»
На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой ...