Мини проект "Недели по цветам"
проект (младшая группа)
Изучение технологии метода проектов в работе с детьми раннего возраста позволило мне создать проект «Недели по цветам».
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что обогащение сенсорного опыта является основой познавательного развития детей раннего возраста.
Проблема
Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в детском саду, в школе и для многих видов труда. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии детей раннего возраста, организации работы в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать проект «Цветные недели», создать РППС в группе, которая включает соответствующие материалы, гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактур, цветовой гаммы предметов, привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.
Цель проекта: Создать условия для усвоения детьми знаний основных цветов, опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.
Задачи проекта:
Развивать умение различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сенсорного развития детей.
Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений.
Пополнять развивающую предметно – пространственную среду в группе.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Вид проекта: практико-ориентированный.
Тип проекта: групповой.
Срок реализации: 4 недели
Участники: дети раннего возраста (2-3 года, в количестве 13 человек, родители, воспитатели группы.)
Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач) групповая, подгрупповая, индивидуальное решение частной задачи.
Виды деятельности: предметная, экспериментирование, двигательная, восприятие смысла сказок и стихов, рассматривание картинок.
Методы реализации проекта: игровой, наглядный, практический, использование художественного слова, самостоятельная игра.
Ресурсы проекта: в группе созданы условия для реализации проекта. Оформлен каталог педагогической, детской художественной литературы; картотека дидактических игр, экспериментов, утренней гимнастики. Имеются технические средства: фотоаппарат, колонка.
Перспективное планирование и этапы реализации проекта
Деятельность педагога Совместная деятельность взрослого с детьми Деятельность родителей
1этап – Подготовительный
Цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности за счет создания игровой ситуации.
1. Изучение литературы (законодательной, научнометодической, популярной).
2. Составление плана мероприятий, создание проекта.
3. Презентация проекта для родителей.
4. Введение детей в игровую ситуацию:
5. Беседа с родителями, подготовка к проекту
6. Участие в оформлении интерьера группы (подготовка к цветной неделе: украшение группы и приёмной комнаты)
7. Помощь в создании дидактического материала для реализации проекта
2этап – Основной
Цель: обеспечить активную совместную деятельность родителей и детей по реализации проекта.
1неделя – красная
Оформление картотеки гимнастики, подвижных, дидактических игр
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, приёмной комнаты в красном цвете.
Организация и проведение итогового мероприятия
Ритуал «Утреннее приветствие» - Воспитатель в одежде красного цвета и с красным шариком встречает детей в приёмной комнате. Дети так же переодеваются в одежду красного цвета и приносят шарики(Заранее нужно договорится об этом с родителями) Утренняя гимнастика с флажками красного цвета. Дидактические игры: «Что бывает красного цвета», , «Волшебный мешочек», «Мозаика». Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик». Эксперимент «Окрашивание воды в красный цвет», рисование цветной водой (красного цвета), «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Фрукты и овощи».
Выставка совместного творчества детей и родителей.
Изготовление пособий, атрибутов красного цвета.
Подготовка элемента одежды для ребёнка красного цвета.
2 неделя - жёлтая
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, приёмной комнаты в желтом цвете.
Ритуал «Утреннее приветствие» - Воспитатель в одежде жёлтого цвета и с жёлтым шариком встречает детей в приёмной комнате. Дети так же переодеваются в одежду жёлтого цвета и приносят шарики(Заранее нужно договорится об этом с родителями). Утренняя гимнастика с платочками желтого цвета. Дидактические игры: «Что бывает желтого цвета», «Веселые крышечки», «Цветные стёклышки», «Волшебный мешочек», «Мозаика». Подвижные игры: «Найди домик», «Автомо-биль». Эксперимент «Окрашивание воды в жёлтый цвет», рисование цветной водой,«Тонет не тонет».ЧХЛ «Стихи о жёлтом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Путешествие по сказке репка».
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества»:Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Цыплё-нок»); «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Цыплёнок и солнышко»);«Радужные краски» (рисование ватными палочками «Цыпленок на лугу»). Изготовления пособий, участие в оформ-лении интерьера группы, приёмной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка жёлтого цвета.
3 неделя – синяя
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, приёмнной комнаты в синий цвет. Оформление уголка «Что бывает синего цвета» (игрушки, конструк-тор, кубики, др.). Ритуал «Утреннее приветствие» - Воспитатель в одежде синего цвета и с синим шариком встречает детей в приёмной комнате. Дети так же переодеваются в одежду синего цвета и приносят шарики(Заранее нужно договорится об этом с родителями) Утренняя гимнастика с мячами синего цвета.Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Мозаика», «Тактильный мешочек», «Выложи картки». Эксперименты «Окрашивание воды в синий цвет», рисование цветной водой, «Тонет - не тонет».Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота». ЧХЛ «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Путешествие водяной капельки».
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества»:Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Грузовик»); «Радужные краски» (рисование ватными палочками «Весёлые снежинки»). Участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка синего цвета.
4 неделя – зелёная декабрь, 4 неделя)
Подготовка пособий, материалов для совмест-ной деятельности с деть-ми. Оформление интерьера группы, приёмной комнаты в зеленый цвет. Организация и проведение итогового мероприятия
Оформление выставки «Что бывает зелёного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.). Ритуал «Утреннее приветствие» - Воспитатель в одежде зелёного цвета и с зелёным шариком встречает детей в приёмной комнате. Дети так же переодеваются в одежду зелёного цвета и приносят шарики(Заранее нужно договорится об этом с родителями) Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета.Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры».Эксперимент «Окрашивание воды в зелёный цвет», рисо-вание цветной водой, «Тонет, не тонет».Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота». ЧХЛ «Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксаментье-ва Е. С.).
НОД: «Комнатные растения».
Итоговое мероприятие: «Вечер свободного творчест-ва»:Станция: «Веселые фигу-ры» (аппликация из геометрических фигур «Веточка с зелеными листочками»);«Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Дерево с зелеными листочка-ми»); «Радужные крас-ки» (рисование ватными палочками «Дерево с зеленными листочками»). Участие в оформлении интерьера группы, разде-вальной комнаты. Подготовка элемента одеж-ды для ребёнка зелёного цвета. Изготовление зелёного ме-шочка, предос-тавление пред-метов и игру-шек зелёного цвета.
Участие в мероприятии
3 этап – заключительный
Продукт: Оформление фотовыставки «Недели по цветам». Презентация «Реализация проекта «Недели по цветам» для родителей группы, воспитателей групп раннего возраста.
Рассматривание фотовыставки. Помощь в оформлении фотовыставки. Поощрение родителей благодарностями за участие в реализации проекта.
Ожидаемые результаты
Дети будут знать: основные цвета – красный, зеленый, синий, желтый.
Родители получат необходимые психолого- педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми,тем самым решая задачу ФГОС: вовлечение родителей в образовательный процесс.
Рефлексия. Анализ проделанной работы
Для реализации проекта в группе были созданы все необходимые условия . Дети интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Удалось установить доверительно – деловые контракты с родителями, вовлечь их в образовательный процесс.
Перспектива проекта:
Продолжать пополнение группы дидактическим материалом, в соответствии с возрастом детей. Внести изменения в Портфолио «Развивающая предметно – пространственная среда в группе».
Внести корректировку в комплексно – тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» сенсорное развитие (ранний возраст).
Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.
Провести презентацию проекта «Цветные недели» для ДОУ. Опубликовать опыт реализации проекта «Цветные недели» на сайте.
Содержание работы с родителями по реализации проекта
Перед началом проекта проинформировали о нем родителей. Рассказали суть, методы, намеченные планы. Просили обращать внимание на объявл-ния, в которых просим приводить детей в одежде того цвета, который изучаем на этой неделе. Выставление папок передвижек в приемной «Изучаем цвета с ребенком», «Дидактические игры для детей 2-3 лет по сенсорному развитию».
Этапы реализации проекта; Каждый день в детском саду проходил необычно, интересно, с новыми сюрпризными моментами. Всю недельку дети носили одежду, соответствующую цвету дня. При знакомстве с красным цветом дети встретились с Красной шапочкой. Она принесла красное яблоко, ягоды – клубнику, смородину, читала стихи о красном цвете, поиграла в игры на закрепление красного цвета. Очень ярким получился желтый день детей встречало солнышко, лучик солнышка каждому говорил комплементы, для подвижных игр подарил платочки для гимнастики желтого цвета. Во вторую половину дня дети играли в сюжетно-ролевую игру «Магазин», где можно было купить только красные и желтые фрукты и овощи, а так же смотрели сказку «Репка", . А как красиво смотрелась гимнастика вопервых одежда, вовторых разные атрибуты, в красный день флажки, желтый день платочки, синий день мячики, в зелёный день кубики. Проводили ежедневные эксперименты с водой. Окрашивали воду в определённый цвет проводили опыт с бумагой тонет не тонет, .Самыми любимыми играми стали: «Найди по цвету», «Раз, два, три у кого желтый бантик ко мне подойди», Назови, что бывает красным, Чудесный мешочек и другие. Играли в подвижные игры, Подвижно – дидактическая игра «Прокати шарик через ворота», «Найди свой домик», «Автомобилили».
Дети систематически закрепляли основные цветав практической деятельности: НОД по художественно-эстетическому развитию рисованию использовали нетрадиционные техники рисования – это рисование пальчиками и ладошками в красный день рисовали мячики для зайчат, в синий день раскрашивали грузовичок, в зелёный день горошек для петушка, в жёлтый день создали коллективную работу «Цыпленок на прогулке», на аппликации наклеивали разноцветные геометрические фигуры создали коллективные работы «Домик для куклы Кати, Жёлтенький утёнок. У детей на протяжении всего проекта пополнился словарный запас, стали эмоционально – отзывчивыми, более дружелюбными и внимательными к окружающим. Хочется отметить, что в ходе реализации проекта дети научились называть цвета, у них развилось цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Также хочется поблагодарить родителей группы, которые каждый день подбирали для своих детей гардероб соответствующего цвета. Родители приготовили своими руками поделки из фетра для изучения определённого цвета и формы.
Новизна технологии сенсорного воспитания детей группы раннего возраста, по формированию у дошкольников сенсорной культуры, заключается в реализации интегрированного подхода в воспитании и организации совместной игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Список литературы
1. Венгер Л. А.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977 – 143 с.
3. Как работать с ребёнком раннего возраста?: учебно – методическое пособие к образовательной программе повышения квалификации и модуля / авт. – сост. Е. П. Штогрина, Л. Ю. Махова –Архангельск: изд–во АО ИОО, 2016.
4. Колос Г. Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
5.. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие. –Челябинск: Издательство ЧИППК РО, 2011.
6. Печора К. Л. Дети раннего возрастав дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. –Л: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.
8. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
9. Савельева Н. М. Гениальные малыши. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2014. – 64с. – (Служба ранней помощи в ДОУ)
10. Свирская З. Л.Методика планирования совместной деятельности взрос-лых с детьми: план – дело – анализ. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "Цветы"
В мини -музее "Цветы" высталены поделки из разных материалов: вязанный цветы, цветы из пластиковых бутылок, поделки-картины, цветы из бумаги и т. д. Есть дидактические игры на тему цветы, загадки. раз...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. ...
Паспорт мини-музея "Мир цветов"
Цель: знакомство детей с многообразием цветов, их строением, со взаимосвязями растений и животных, значением цветов в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к ми...
Презентация Мини - музей "Коричневый цвет вокруг нас"
Формирование у дошкольников представления о музее, формирование экологической культуры дошкольников, формирование умение наблюдать и видеть разнообразие оттенков одной краски в природе и быту (коричне...
Экологический мини-проект «Бархатцы – цветы солнца»
Название: «Бархатцы – цветы солнца»Тип проекта: краткосрочныйВид проекта: познавательно-исследовательский.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Предметно-пространственная ра...