Тематическая беседа "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ
презентация к уроку (старшая группа)

Сливень Оксана Николаевна

Тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ (презентации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста

«Блокада Ленинграда»

с использованием ИКТ

Воспитатель: Сливень О. Н.

Санкт-Петербург

2021

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
  2. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.
  3. Познакомить детей с жизнью людей в то время.
  4. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.

Развивающие:

  1. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
  2.  Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам.

2. Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

3. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.

2. Чтение художественных произведений по теме.

3. Прослушивание песен и музыки военных лет.

4. Беседы с детьми.

Материалы и оборудование: презентация «Блокада Ленинграда», книги и иллюстрации по теме; запись воздушной сирены; запись метронома; 125гр. хлеба.

Ход занятия:

Воспитатель: В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. (Слайд 2).

Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. (Слайд 3).

Воспитатель: Вы догадались, в каком городе жила девочка? (Санкт-Петербурге). (Слайд 4).

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве,

Санкт-Петербург приглашает

И нет прекрасней его на земле!

Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. (Слайд 5).

Воспитатель: В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

22 июня ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

И грозные тучи фашистской блокады

Изверглись над городом Ленинградом.

Запись песни «Вставай, страна огромная».

Воспитатель: Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города. (Слайд 6).

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. (Слайд 7). Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. (Слайд 8, 9,10). Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? Ответы детей: (круг, кольцо) (Слайд 11).

Воспитатель: Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй. (Слайд 12).

Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…Их было 900… это почти 2,5 года. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода. (Слайд 13, 14).

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен,

Низко летят над крышей.

Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме:

«Мама мне страшно,

Мама 125 и больше не грамма».

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами.

В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. (Слайд 15, 16).

Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Воспитатель: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. (Слайд 17). Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Воспитатель: Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей, раненых. (Слайд 18, 19).

Воспитатель: Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, и осталась она одна. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама». День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все». Осталась одна Таня. (Слайд 20).

Воспитатель: Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливали машины — но дорога существовала. Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов.

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Физкультминутка

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)

В январском снегу (Разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)

На морском берегу (Плавные движения руками - волны)

С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)

Строг и красив (Повторить)

Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)

В широкий залив (Повтор)

В блокадные дни (Шагают на месте)

Под обстрелом в снегу (Повторить)

Не сдался, не сдался (Повороты головы)

Наш город врагу (Повтор).

Кружился снег, а город наш бомбили

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

Воспитатель: А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага. В честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Воспитатель: Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо».  Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников. (Слайд 21).

На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней: (Слайд 22)

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Воспитатель: Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Рефлексия

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

4. О каких мемориалах вы узнали?

5. Что вам запомнилось из моего рассказа?

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, вы молодцы. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то, что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блокада Ленинграда Презентация к тематической беседе для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Сливень О. Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно- тематическое занятие с использованием дистанционных образовательных технологий» Тема: Ребенок и его право»

В ходе занятия решаются следующие  задачи:Обучающая: способствовать формированию у детей дошкольного возраста общей культуры, гражданской принадлежности, первоначальных представлений о Конвенции ...

Тематический педсовет с использованием компетентного подхода по работе с родителями и педагогами на тему «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов».

Цель педагогического совета была такова: совершенствовать совместную работу педагогов и родителей по формированию безопасного образа жизни у детей. ...

Конспект физкультурно-тематического развлечения с использованием ИКТ «Как на масленой недели» в подготовительной группы

Цель : развитие познавательных интересов и способностей, воспитание и уважения к народным традициям, родной культуре. Продолжать  Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями в...

Сценарий тематического занятия с использованием ИКТ, посвящённого Дню Победы «Мы помним…»

Сценарий муыкального занятия с использованием ИКТ. Просто. Удобно. Познавательно....

Тематическое занятие с использованием игровой формы обучения "Мы музицыруем и играем"

Цель: Содействовать развитию слуха, ритма, фантазии, посредством игровой формы обучения. Задачи: - развивать артикуляционный аппарат; - активизировать музыкальный слух; - вовлекать детей в сти...

Физкультурно – тематическое занятие с использованием ИКТ «Путешествие в Африку»

Занятие с использованием ИКТ и различных здоровьесберегающих технологий. Занятие является итоговой работой кружковой деятельности. С помощью ИКТ детям было проще окунуться в занятие.Физкул...