«Степ – аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»
статья
Проект
«Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка»
Введение
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Не более 14% детей рождаются физически зрелыми. До 60% детей страдают хроническими заболеваниями. 25 – 35% детей пришедших в 1 класс имеют физические недостатки или хронические заболевания.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность оказывает самое благоприятное воздействие на организм, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности , не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видиокасет и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.
Таким образом, можно выделить противоречие: с одной стороны необходимость организации оптимальной двигательной активности дошкольников, и с другой стороны тенденция к увеличению количества малоподвижных игр и занятий детей этого возраста.
Из противоречия вытекает проблема: как организовать оптимальную двигательную активность детей в условиях современного двигательного образования.
Выходя из проблемы, тема звучит таким образом: развитие степ – аэробики, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.
Объект исследования – процесс развития двигательной активности.
Предмет исследования – степ – аэробика, как средство развития двигательной активности.
Гипотеза: если использовать степ- аэробику при организации двигательной активности, детей, то это будет способствовать их физическому развитию.
Цель: определить значение степ – аэробики в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу
2. Определить основные направления по привитию детям навыков степ – аэробики.
3. Разработать систему мероприятий по использованию степ – аэробики с детьми 5-7 лет.
4. Разработать музыкально игровые комплексы степ – аэробики.
5. Организовать работу по взаимодействию с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.
6. Определить эффективность разработанной системой по использованию степ – аэробики.
Глава I Теоретические аспекты развития двигательной активности у детей дошкольного возраста
1.1.Теоретическое обоснование степ – аэробики в детском саду
Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.
Степ–аэробика - это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. Платформа изготовлена из плотного полиэтиленового или деревянного каркаса, который выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партнерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.
Необходимо соблюдать правила работы на степ - платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила эти касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки и т.п. (см. памятку по технике безопасности в приложении)
Основным содержанием занятий являются базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Очень эффективно и разнообразно использование степ – платформ в силовой тренировке.
Оборудование для степ – аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см. Правила степ – аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей.
Структура занятия и музыкальное сопровождение.
Занятие аэробики имеет три четко выраженные части (каждая состоит из подчастей).
Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.
Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.
Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.
Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.
На занятиях физической культуры скамейку – степ можно применять:
- В вводной части: ходьба по и между скамейками (для формирования правильной осанки);
- При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
- В основных видах движений: прыжки, бег и т.д.;
- В подвижных играх: «Аист и лягушки», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички».
Базовые шаги в степ – аэробики.
Все шаги в степ – аэробики делятся на основные – с одной ведущей ноги, и переменные – с чередованием ведущей ноги. Полный цикл основного шага – от 2 до 4 счетов, переменного – от 4 до 8 счетов.
Основные исходные положения (подходы) в степ – аэробике.
Стрелками обозначено направление ног при подходе к платформе.
Обозначения при описании: П – правая нога, Л – левая нога.
1. Базовый шаг – основной. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – вниз. Цикл основного шага (с одной ноги) – 4 счета, переменного шага (считается вход на платформу обеими ногами) – 8 счетов.
2. Приставной шаг наверху – внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.
Выполнение: П – наверх, Л – приставить на верху, Л – вниз, П – приставить внизу. Цикл – 4 счета.
3. Приставной шаг наверху. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – приставить, Л – вниз, П – вниз; далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.
4. Приставной шаг внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – приставить, далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.
5. Ви – шаг – основной и переменный. Подход – спереди.
Выполнение: П – вверх врозь, Л – вверх врозь, П – вниз вместе, Л – вниз вместе. Цикл – 4-8 счетов.
6. Шаг с подъемом колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – поднять колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8 счетов.
7. Разновидности подъема ноги (в сторону, скрестно, захлест голени).
Выполнение переменного и основного шага из всех видов подходов.
8.Шаг с поворотом – переменный. Подход – сбоку.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх по диагонали, П – вниз с поворотом левым боком, Л – вниз, приставить к правой. Цикл – 8 счетов.
9. Через платформу – переменный шаг. Подход – сбоку.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, с другой стороны платформы, Л – вниз, приставить к правой ноге.
10. Выпады. Выполняются на полу, на пол назад сверху платформы.
11. Шаг врозь наверх – основной и переменный.
12. Шаг врозь вниз – основной и переменный. Подход – сверху.
Выполнение: П – вниз врозь, Л – вниз врозь, П- вверх на платформу, Л – вверх на платформу. Цикл – 4-8 счетов. Подход - по сторонам.
Выполнение: П – врозь вверх, Л – врозь вверх, П – вниз врозь, Л – вниз врозь. Цикл – 4-8 счетов.
13. Перелет – основной и переменный. Подход – с конца боком.
Выполнение: П – вверх прыжком смена ног, Л – вверх прыжком, П – вниз, Л – вниз. Цикл – 4-8 счетов.
14. Тройной подъем колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.
Выполнение: П – вверх, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8-16 счетов.
Увеличить интенсивность занятия степ – аэробики можно с помощью увеличения высоты платформы, увеличение темпа музыки, в основной части занятия; увеличения рычага движения; увеличения амплитуды движения.
Визуальные команды.
На занятиях степ – аэробики могут применяться жесты (визуальные команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические жесты поясняют направление движения, количество повторений. Помогает и мимика – кивок головой, улыбка. Например, движение вверх (на платформу) – рука ладонью вверх; вперед через платформу – круг рукой над головой и вперед ладонью показать направление вперед; вниз (с ход с платформы) – рука ладонью вниз; количество повторов – показать 1 или 2,3,4 пальца согнутой в локте или поднятой вверх руки; назад – показать согнутой в локте рукой, пальцы стопы в кулак, большой палец отведен назад и показывает направление движения; вокруг – круговое движение указательным пальцем над головой; сначала – открытая ладонь над головой; влево – (зеркально) правая рука прямая в право ладонью вперед; внимание – две руки подняты вверх ладонями внутрь.
Основные правила музыкального сопровождения занятия.
Подовая условные сигналы к началу или окончанию физических упражнений, выполняемых под музыку, руководителю надо иметь в виду, что сигнал на начало упражнения подается в конце музыкальной фазы, чтобы начало следующей музыкальной фразы совпадало с началом нового упражнения. Окончание упражнения должно органически совпадать с окончанием музыкального произведения или его части. Невыполнение этих условий нарушает ритмическую согласованность двигательных действий и снижает эффективность занятия. Составляя музыкальные фонограммы, необходимо учитывать пол и возраст занимающихся, чтобы избежать нежелательного воздействия музыкальных произведений на технику и поведение занимающихся. Каждая конкретная программа музыкального сопровождения составляет согласованно с развернутым планом – конспектом занятия. Фонограмма записывается с учетом всех нарастаний и спадов интенсивности запланированной работы, количества повторений.
Следует помнить, что разная физическая подготовленность занимающихся может быть компенсирована увеличением или уменьшением амплитуды движений.
Требования к оптимально необходимому оборудованию для физического развития детей
Разнообразное физическое оборудование и пособия являются составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствует более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствует формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.
Предметы физкультурного и спортивного – игрового оборудования в дошкольном учреждении необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразное оборудование необходимо для оснащения физкультурных, физкультурно – музыкальных, тренажерных залов, бассейнов, физкультурных и групповых площадок на участках дошкольного учреждения. Нужно позаботиться также о приобретении оборудования для специализированных кабинетов, предназначенных для лечебно – профилактической и физкультурно – оздоровительной работы. Также нужно иметь измерительные приборы которые необходимы для проведения диагностики физической подготовленности комплексной оценки двигательной активности, определения физической нагрузки и функционального состояния организма ребенка.
Рациональный подбор физкультурного и спортивного – игрового оборудования поможет обеспечить реализацию содержания самых разных видов занятий по физической культуре.
Но менее важно иметь необходимый набор оборудования для оптимального обеспечения организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей. Наличие разных видов оборудования и пособий позволит наиболее рационально применять их в различных видах занятий, создавать разнообразные варианты упражнений для утреней гимнастики, двигательной разминки, гимнастики после дневного сна, подвижных игр, полос препятствий и т.д.
Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находиться в физкультурных залах. Расстановка пособий зависит от их предназначения. Мелкое физкультурное оборудование желательно разместить в секционных шкафах.
С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях.
Располагать оборудованием следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы.
Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.
В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и групповых комнатах.
Необходимый спортивно – игровой инвентарь для развития двигательной активности: гимнастическая скамейка, гимнастический набор (обручи, рейки, палки, подставки, зажимы), палка гимнастическая короткая, скакалка короткая, кегли, мешочек с грузом, мяч утяжеленный.
Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно – игровым оборудованием.
В настоящее время существует большое разнообразие физкультурного и игрового оборудования для детских садов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР»
Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР» Актуальность темы. Вся деятельность дош...
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...
Степ-аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников.
«Как разработать такую систему физического воспитания, которая не заорганизовывала бы детей, а решала бы задачи целого эмоционально – интеллектуально – физического комплекса и просто нравилась детям?»...
Физкультурные досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников.
Физкультурные досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников....
Степ- аэробика как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому в нашем детско...
Мастер- класс «Степ- аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи спе...