Степ-аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Яковлева Татьяна Васильевна

«Как разработать такую систему физического воспитания, которая не заорганизовывала бы детей, а решала бы задачи целого эмоционально – интеллектуально – физического комплекса и просто нравилась детям?» - В.Г.Алямовская. По мнению А.Б.Лагутина, «работа по единой, жестко регламентированной программе  неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества». В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых нетрадиционных форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из таких форм является аэробика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_step-erobika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель инструктор по физической культуре МДОУ «Центр развития ребенка д/с №178» города Чебоксары Чувашия

Яковлева Татьяна Васильевна педагогический стаж-7 лет.

Степ-аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников.

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования. 

Исследованиями Е.А. Пимоновой  установлено, «что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста».    Как сделать работу инструктора по физкультуре интересной для себя и для детей? «Как разработать такую систему физического воспитания, которая не заорганизовывала бы детей, а решала бы задачи целого эмоционально – интеллектуально – физического комплекса и просто нравилась детям?» - В.Г.Алямовская. По мнению А.Б.Лагутина, «работа по единой, жестко регламентированной программе  неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества». В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых нетрадиционных форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

 Одной из таких форм является аэробика. Происхождение этого термина идет от слова "аэробный", то есть идущий с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу.  Степ-аэробика – один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. Степ-аэробика постепенно завоевывает свое место в дошкольной физической культуре.  Этому способствуют положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение,   необычное  сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ - аэробики заключается в комплексном развитии у занимающихся двигательных качеств, в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы). Все упражнения аэробики направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений.    

  В отличие от других массовых форм физической культуры степ – аэробика позволяет решать очень широкий круг задач и в этом отношении уникальна. Одними из главных задач являются:

1.Укрепление здоровья детей:

  • способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма;

2.Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.

 В ходе занятий степ - аэробикой повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство занятий степ - аэробикой — ее оздоровительный эффект. Продумывая содержание занятий аэробикой,  учитываются морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития.

Комплекс степ-аэробики оздоровительно-тренирующей

направленности для старших дошкольников

        В хорошо проветренном зале на полу в три ряда разложены степы. (Дети занимаются босиком, в облегченной одежде.)

Вводная часть

1. Наклон головы вправо-влево.

2. Поднимание плеч вверх-вниз.

3. Ходьба обычная на месте на степе.

4. Приставной шаг вперед со степа на пол и обратно на степ.

5. Приставной шаг назад.

6. Приставной шаг вправо (влево) со степа, вернуться в и.п.

7. Приставной шаг вперед-назад; вправо-влево.

8. Ногу назад, за степ-доску — руки вверх, вернуться в и.п.

9. Выпад ногой вперед, руки в стороны.

Основная часть

1. Правую ногу в сторону, за степ; правую руку в сторону. Левую ногу в сторону, левую руку в сторону. Вернуться в и.п.

2. Правую (левую) ногу вперед перед степом поставить на носок, правую (левую) руку резко вытянуть вперед. Вернуться в и.п.

3. То же вправо-влево от степа. Назад от степа.

4. Правую (левую) ногу поставить резко вперед; вправо (влево); назад и вернуться в и.п.

5. Полукруг. Нарисовать правой (левой) ногой полукруг вокруг степа; вернуться в и.п.

6. Приставной шаг на степ с полуприседанием (упражнения повторить два раза).

7. Поворот вправо (влево), ногу назад за степ-доску, руки в стороны; вернуться в и.п.

8. Стоя на полу перед степом, поставить правую (левую) ногу на степ, руки резко вверх; вернуться в и.п.

9. И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, ладони на колено; вернуться в и.п. (упражнения повторить два раза).

10. Выпады ногой вправо; влево; назад, стоя на степе.

11. «Покачивания».

12. Беговые упражнения.

13. Полуприседания с круговыми движениями руками.

14. Беговые упражнения.

15. Прыжковые упражнения.

16. Кружение на степе в правую и левую стороны вокруг себя, руки в стороны.

17. Прыжковые упражнения.

18. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.

19. Ногу вперед, за степ-доску, руки резко в стороны; вернуться в и.п.

20. Ходьба обычная на месте.

21. Шаг вперед; шаг назад; ноги ставить широко.

22. Перестроение со степами в круг. Ходьба на степах на месте.

23. Взявшись за руки, приставной шаг вправо по кругу.

24. И.п. то же; четыре шага вперед-назад.

Заключительная часть

Упражнения на релаксацию и дыхательные упражнения.

Разнообразные по содержанию занятия с использованием степ – аэробики проводятся и с использованием различных предметов (гимнастической паки, гимнастического мяча и малого мяча).

Комплекс степ-аэробики с гимнастической палкой.

Вводная часть

Построение в шеренгу, проверка осанки.

Ходьба в колонне по одному, палка в правой руке, прижата к плечу. Ходьба на носках, палка вверх; ходьба на пятках, палка на плечи; ходьба в полуприседе, палка вперед. Бег, палка в обеих руках. Боковой галоп, палка вперед. Ходьба, перестроение в две колонны, встав у степа.

Основная часть.

  1. Ходьба на месте на полу, палка в одной руке, прижата к плечу, перекладывая с одной руки в другую.
  2. Ходьба на степе, на 1-4 поднимая и опуская палку вверх и вниз.
  3. Ходьба вокруг степа, палка вертикально на степе, одна рука на палке.
  4. То же в другую сторону.
  5. И.П.-стоя на степе, палка к груди. Сойти со степа, палку вперед; вернуться в И.П.
  6. То же назад.
  7. И.П.-стоя на степе, палка вниз. Выпад вправо со степа, палку вперед; вернуться в И.П. То же в другую сторону.
  8. И.П.-стоя на степе, палка вперед. Поочередные махи ногами.
  9. Ходьба на степе, выполняя круг палкой вправо и влево.
  10. И.П.-стоя на степе, палка вертикально в обеих руках. Повороты палкой в прямых руках.
  11. И.П.-стоя на полу ноги врозь, палка на степе вертикально, руки на палке. Пружинистые наклоны вперед, прогибаясь в пояснице.
  12. Повторить упражнение №2
  13. И.П.- стоя на полу, палка внизу. Шаг на степ, палку вперед, согнутую ногу в колене вверх-вперед; вернуться в И.П. То же с другой ноги.
  14. Легкий бег на степе.
  15. Бег на полу, захлестывая голени назад, поднимая и опуская палку вверх- вниз.
  16. Ходьба на степе.
  17. И.П.- упор лежа, руки на степе. Поочередные махи ногами назад-вверх.
  18. И.П.-то же. Прыжком упор присев; вернуться в И.П.
  19. Повторить упражнение №9.
  20. И.П.-сидя на степе, ноги врозь. Наклоны вперед, передвигая палку пальцами рук; вернуться в И.П.
  21. И.П.-сидя на степе, руки в упоре сзади. Поднять прямые ноги вверх; развести в стороны; вернуться в И.П.
  22. Повторить упражнение №3.
  23. И.П.-стоя на полу, палка вниз. Поставить ногу на степ на носок, палку вперед; вернуться в И.П. То же с другой ноги.
  24. И.П.-то же. Шаг на степ, палку вперед, достать коленом палку; вернуться в И.П. То же с другой ноги.
  25. И.П.-стоя на степе, палку к груди. Шаг правой ногой вправо, шаг левой- влево, палку вперед; вернуться в И.П.
  26. Ходьба вокруг степа, перекатом с пятки на носок. Палка за спиной.
  27. Боковой галоп двумя колоннами, палка на плечах.
  28. Ходьба «змейкой» между степами, складывая гимнастические палки.
  29. Прыжки через степы в одной колонне. Ходьба к своим степам.
  30. Прыжки ноги врозь на полу, ноги вместе на степ. Чередовать с ходьбой на степе.

П/и «Кто последний?»- бег врассыпную по залу. По сигналу занять любой степ (степов на один или два меньше количества детей).

Заключительная часть.

Упражнения на релаксацию под музыкальное сопровождение.

        Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию степ – аэробики, базирующейся на учете возрастных особенностях детей дошкольного возраста, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику показателей физической подготовленности, а также на формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР»

Тема:  «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры  у старших дошкольников с ОНР» Актуальность темы.  Вся деятельность дош...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

Физкультурные досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников.

Физкультурные  досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников....

«Степ – аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»

Проект«Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка»...

Методы и средства воспитания культуры поведения старших дошкольников

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей мо...

Мастер- класс «Степ- аэробика как средство повышения культуры движений старших дошкольников»

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи спе...