Статья: "Палеонтология для детей, как фактор развития Soft skills".
статья (старшая, подготовительная группа)
На сегодняшний день, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Дошкольный возраст - это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребенка. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к воспитанию и развитию детей, которые могли бы развивать особые навыки – Soft Skills.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paleontologiya_dlya_detey.docx | 19.4 КБ |
tsentr_paleontologii_i_arheologii_v_detskom_sadu.pptx | 840.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Палеонтология для детей, как фактор развития Soft skills.
Разработала воспитатель
Хабарова Светлана Валерьевна.
Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто
обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем,
что сегодня называют Soft skills, обладают и креативным, и плановым,
и другими мышлениями.
Владимир Путин.
На сегодняшний день, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Дошкольный возраст - это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребенка. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к воспитанию и развитию детей, которые могли бы развивать особые навыки – Soft Skills.
Что же такое Soft skills?
Soft skills (софт скилз, мягкие навыки, гибкие навыки) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Об этих навыках всё чаще говорят как о навыках будущего, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок. А. Федосова.
Другими словами именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности человека.
Какие Soft skills развивать у детей?
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Коммуникативные навыки. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе, играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
Лидерские качества. Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.
Определение уровня сформированности навыков Soft skills.
Мы подготовили список вопросов и способов проверки, которые помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка и подскажут, над чем нужно поработать.
1) Коммуникативные навыки:
· Насколько легко ребенок общается с одногодками и взрослыми людьми? Понаблюдайте, комфортно ли он чувствует себя в обществе.
· Может ли он исполнять конкретную роль в командной игре? Организуйте ролевую игру, например, в больницу.
· Может ли он объяснять свои выводы и решения? Насколько они последовательны и логичны? Спросите, почему он совершил какой-то поступок.
2) Управленческие навыки:
· Может ли он сам организовать какой-либо процесс. Приготовьте семейное несложное блюдо, попросите ребенка распределить обязанности и проследить за их выполнением.
3) Мышление:
· Проявляет ли он креативность в решении разных вопросов? Попросите его принести вам что-то, что ему физически будет сложно достать. Понаблюдайте, какие действия он будет предпринимать.
· Насколько он внимателен к деталям? Попросите его описать какой-либо предмет или придумать о нем загадку. При составлении ему придется подмечать особенности и свойства объекта.
4) Self-менеджмент:
· Может ли он долго фокусироваться на выполнении задачи? Попросите его полностью раскрасить какую-то объемную картинку.
· Доводит ли он дело до конца? Например, рисунки, сборку моделей.
Изучив, материалы по развитию Soft skills у детей, я как воспитатель разновозрастной группы находилось в поиске разнообразных форм работы в данном направлении. Из множества предложенных мной идей, самым востребованным оказалась сюжетно-ролевая игра «Палеонтологи», «Археологи» и я пошла по пути «от детей».
Работа велась в трех направлениях:
- создание условий – организация центра «Палеонтология, археология» в развивающей предметно-пространственной среде группы;
- обогащение игрового опыта детей;
- как результат свободная игра, инициируемая самостоятельно детьми.
Мною был создан центр палеонтологии и археологии, в котором разместила оформленные картинки с названиями разных динозавров, раскраски с заданиями - раскрась динозавра по образцу, соедини контур по цифрам и раскрась, разрезные картинки-пазлы «Динозавры», пополняется электронная коллекция видео фильмами о жизни динозавров, видео экскурсии, предоставленные Московским музеем «Палеонтологии». Разместили на полках энциклопедии, которые дети по желанию берут и листают, рассматривая древних животных. В дальнейшем нами был создан макет, изображающий окружающую среду мезозойской эры, появились фигурки динозавров, с которыми дети так же в свободной деятельности развивают свою игру. Центр обогащался и пополнялся, в нем разместили кинетический песок, инструменты для раскопок (молоточек, зубило, кисточки, скребки), и игровые обучающие блоки «палеонтология» оживи легендарных тираннозавра и мамонта, распространяет эти блоки фирма Clementoni, сделаны в Италии. После работы с блоками, в центре появились раскопанные детьми элементы частей динозавров, от сюда появилась необходимость выделить место для организации мини музея «Назад в прошлое».
Для заинтересованности детей игры в данном центре, мной разработаны конспекты совместной организованной деятельности с детьми «Путешествие к динозаврам», в ходе которых детям демонстрируются видео фильмы о жизни динозавров, в практическом этапе занятия детям старшего возраста предлагается глиняный блок с инструментами для раскопок. Это очень увлекательная игра, ведь разбить глиняный блок бывает очень сложно, и иногда на это уходит несколько дней. Во время раскопок дети знакомятся со свойствами разной глины, узнают, что есть пористая сухая глина, которая быстрее поддается, чем мелкая, которая очень твердая и из которой трудно извлечь фигурку динозавра. Для детей младшего возраста использую кинетический песок, в него закапываются фигурки динозавров и дети при помощи маленькой лопатки и кисточки извлекают их. Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Далее дети старшего возраста очищенные элементы собирают в фигуру по схеме самостоятельно, с детьми младшего возраста разыгрывается сюжетная игра. Тем самым происходит обогащение игрового опыта детей, а это в свою очередь становится фундаментом для развития «гибких навыков» Soft skills таких как: коммуникативных навыков, лидерских качеств, работы в команде.
На сегодняшний день центр «Палеонтология, археология» не бывает пустым, в нем обязательно происходят какие-то действия, например старшие ребята, организовывают экспедицию поиск пропавших динозавров, с помощью карты мира, на которую нанесены места нахождения динозавров, выбирается точка, и экспедиция направляется туда для раскопок, все найденное затем передается в мини-музей. Для совершения путешествия в прошлое, детьми с помощью мягких модулей собирается машина времени, обычная веревка становится натянутой лианой, стульчики поставленные друг на друга и накрытые куском ткани превращается в вулкан, разворачивается сюжет встречи с разными видами классификаций динозавров. С травоядными можно поиграть, а от хищников лучше спрятаться. Многие ребята в будущем хотят свою жизнь связать с палеонтологией и археологией.
Знать или уметь? Современное образование требует от детей знания фактов, а мир – умение мыслить и взаимодействовать. Пока мы не уберем этот разрыв, дети к будущему готовы не будут.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучив, материалы по развитию Soft skills у детей, я как воспитатель разновозрастной группы находилось в поиске разнообразных форм работы в данном направлении. Из множества предложенных мной идей, самым востребованным оказалась сюжетно-ролевая игра «Палеонтологи», «Археологи» и я пошла по пути «от детей».
Работа велась в трех направлениях: создание условий – организация центра «Палеонтология, археология» в развивающей предметно-пространственной среде группы; обогащение игрового опыта детей; как результат свободная игра, инициируемая самостоятельно детьми.
Мною был создан центр палеонтологии и археологии, в котором разместила оформленные картинки с названиями разных динозавров.
Раскраски с заданиями - раскрась динозавра по образцу, соедини контур по цифрам и раскрась, разрезные картинки-пазлы «Динозавры ».
Разместили на полках энциклопедии, которые дети по желанию берут и листают, рассматривая древних животных.
Центр обогащался и пополнялся, в нем разместили кинетический песок.
Инструменты для раскопок (молоточек, зубило, кисточки, скребки), и игровые обучающие блоки «палеонтология» оживи легендарных тираннозавра и мамонта, распространяет эти блоки фирма Clementoni , сделаны в Италии.
После работы с блоками, в центре появились раскопанные детьми элементы частей динозавров, от сюда появилась необходимость выделить место для организации мини музея «Назад в прошлое».
Это очень увлекательная игра, ведь разбить глиняный блок бывает очень сложно, и иногда на это уходит несколько дней. Во время раскопок дети знакомятся со свойствами разной глины, узнают, что есть пористая сухая глина, которая быстрее поддается, чем мелкая, которая очень твердая и из которой трудно извлечь фигурку динозавра.
Для детей младшего возраста использую кинетический песок, в него закапываются фигурки динозавров и дети при помощи маленькой лопатки и кисточки извлекают их.
Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.
С детьми младшего возраста разыгрывается сюжетная игра.
Происходит обогащение игрового опыта детей, а это в свою очередь становится фундаментом для развития «гибких навыков» Soft skills таких как: коммуникативных навыков, лидерских качеств, работы в команде.
На сегодняшний день центр «Палеонтология, археология» не бывает пустым, в нем обязательно происходят какие-то действия, например старшие ребята, организовывают экспедицию поиск пропавших динозавров, с помощью карты мира, на которую нанесены места нахождения динозавров, выбирается точка, и экспедиция направляется туда для раскопок, все найденное затем передается в мини-музей.
Знать или уметь? Современное образование требует от детей знания фактов, а мир – умение мыслить и взаимодействовать. Пока мы не уберем этот разрыв, дети к будущему готовы не будут.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие soft skills педагога, через использование инновационных методик»
статья предназначена для педагогов ДОУ, методистов, руководителей....
Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки».
Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки»....
Деловая игра "Развитие Soft skills компетенции у педагогов Доу"
Для воспитателей, старших воспитателей, методистов....
Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников.
Статья Развитие soft-skills (гибкие навыки) по средствам квест-технологии в направлении финансовой грамотности дошкольников....
Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"
Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...
Развитие Soft skills у детей дошкольного возраста
Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через реализацию инновационных педагогических практик...
7 упражнений для развития soft skills у дошкольников
Понятие soft skills «молодеет» на глазах: если раньше его употребляли в основном специалисты по подбору кадров, то сейчас уже вовсю используют в школе и детском са...