РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАДУГА» 2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа (старшая группа)

Тарасова Елена Владимировна

Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshey_gruppy_2019-2020.docx87.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ           УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 61 "ФЛАЖОК" ГОРОД СМОЛЕНСК

РАБОЧАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СТАРШЕЙ ГРУППЫ   «РАДУГА»

2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВОСПИТАТЕЛИ: Тарасова Е.В.

Корнеева А.С.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.        Пояснительная записка

1.1  Цели и задачи реализации Программы для детей старшего дошкольного возраста.

1.2        Принципы и подходы к формированию Программы для детей старшего дошкольного возраста.

  1.3        Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

2.       Планируемые результаты освоения Программы.

  2.1 Требования к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных  отношений, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных отличий детей старшего дошкольного возраста.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

1.         Описание образовательной деятельности в группе "Радуга"  в соответствии с направлениями развития ребенка.

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных   особенностей воспитанников старшей группы.

3. Способы и направления поддержки детской инициативы в старшей группе.

4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

1. Специфика национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в старшей группе.

2. Парциальные образовательные программы, применяемые в старшей группе.

3. Формы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Традиции группы «Радуга».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.        Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения воспитания в группе "Радуга".

2.        Распорядок и режим дня в старшей группе.

3.      Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.

4.        Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Радуга».

  1. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка

Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

  • создание условий развития воспитанника старшего дошкольного возраста, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды в группе "Радуга", которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации воспитанников.

Содержание Программы  старшей группы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

1.1 Цели и задачи реализации Программы

Цель: разностороннее, полноценное и гармоничное развитие личности воспитанника старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников старшей группы, их художественно-эстетическому, познавательному, речевому и социально- коммуникативному развитию;
  2. Создать благоприятные условия развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
  3. Способствовать формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников старшего дошкольного возраста;
  4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников группы "Радуга".
  5. Формировать гражданскую позицию всех субъектов образовательных отношений.

1.2  Принципы и подходы к формированию Программы в группе "Радуга"

Принципы:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей в старшей группе;
  • уважение личности ребенка группы "Радуга";
  • учет индивидуальных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности;
  • обогащение художественного опыта детей: содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования;
  • совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
  •  развитие художественного восприятия и творческого освоения цвета, формы, ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства;
  • создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа;
  • развитие и свободное проявление художественного творчества.

Подходы к формированию Программы в старшей группе

Личностно-ориентированный подход - организация образовательного процесса группы "Радуга" с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.

Деятельностный подход - организация целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса.

Аксиологический (ценностный) подход -  организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Компетентностный  подход -   формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.

Диалогический (полисубъектный) подход - становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект -субъектных отношений.

Системный подход –   методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

Средовой подход-  использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

Образовательная программа в группе  реализуется  с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников.

  • Индивидуальные особенности воспитанников.
  • Физическое состояние и здоровье (группа здоровья, хронические заболевания, особенности нервной системы) воспитанников.  

1.3 Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей  по содержанию интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако, дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и

т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии т. д..  Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе, ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

2. Планируемые результаты освоения программы детьми старшей группы

2.1Требования к целевым ориентирам в старшей группе

Образовательные области

Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства в том числе, чувство веры в себя; старается разрешать конфликты; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,  во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.  Сформировано толерантное отношение к людям других  национальностей, любовь к большой и малой Родине.

Познавательное развитие

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, способен выбрать себе род занятий. Ребенок обладает развитым воображением. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок обладает знаниями  о себе, имеет представление  о социокультурных ценностях своего  народа, о традициях и праздниках.

Речевое развитие

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; знаком с произведениями детской литературы; знаком с фольклором и произведениями смоленских писателей и поэтов.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в художественной продуктивной деятельности; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обладает развитым воображением; знаком с произведениями детской литературы; владеет основными музыкальными движениями. Проявляет интерес к искусству смоленских авторов (произведения художников, музыкальное искусство, фольклор и литература).

Физическое развитие

У  ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями (бег, лазание, прыжки), может контролировать свои движения и управлять ими. Активно взаимодействует со сверстниками, учитывает интересы и чувства других. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам  в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в старшей группе в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Основные образовательные области (направления) с учетом ФГОС ДО

Цели и задачи (обязательной и вариативной частей)

Социально – коммуникативное развитие:

 -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Задачи:

 – развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Познавательное развитие:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.

Задачи:

– сенсорное развитие;

–развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Речевое развитие:

- владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной        речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественно – эстетическое развитие:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

 – развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– развитие детского творчества;

– приобщение к изобразительному искусству.

Развитие  музыкально-художественной деятельности:

– приобщение к музыкальному искусству;

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку;

- приобщение к музыкальному искусству;

- формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Физическое развитие:

- приобретение опыта двигательной деятельности детей, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- формирование опорно-двигательной системы организма;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми и правилами;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

 - воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность воспитанников

Совместная деятельность с семьей

Методы и средства

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Наглядные

Показ упражнений

Использование пособий

Словесные

Объяснения, пояснения, указания

Беседа

Рассказ

Словесная инструкция

Средства

ИКТ, наглядность, пособия.

Формы работы

Игровая беседа с элементами движений

Утренняя гимнастика

Игра

Экспериментирование

Досуги

Проектная деятельность

Игровая беседа с элементами движений

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Игра

Контрольно-диагностическая деятельность

Экспериментирование

Во всех видах самостоятельной деятельности детей

Беседа

Консультации

Информационные листы

Досуги развлечения

Участие в проектах

3. Способы и направления поддержки детской инициативы в старшей группе

Образовательная область

Направления поддержки детской инициативы

Физическое развитие

Создание условий для свободного выбора детьми двигательной деятельности участников совместной деятельности. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах двигательной деятельности. Создание ситуации успеха.

Социально-коммуникативное развитие

Уважительное отношение к ребёнку. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей. Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Словесное поощрение. Стимулирование детской деятельности. Повышение самооценки. Создание ситуации успеха.

Познавательное развитие

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей. Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Словесное поощрение. Стимулирование детской деятельности. Повышение самооценки. Создание ситуации успеха

Речевое развитие

Создание речевой ситуации. Создание успеха. Поощрения. Участие в речевых играх. Конкурсы. Создание предметно – развивающей среды.

Художественно-эстетическое развитие

Непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, создание условий для свободного выбора  детьми деятельности, создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организация видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию детей, проектная деятельность.

4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников группы «Радуга»

 Основной целью  взаимодействия с родителями мы считаем:  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В основу совместной деятельности с семьей  заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Система работы с родителями  включает:

  • ознакомление родителей  группы "Радуга" (законных представителей) с результатами работы группы на  родительских собраниях;
  • ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы  в группе, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка.

Эффективные формы, технологии взаимодействия с родителями:

  • наглядно-информационные и аудио-визуальные технологии - создание и демонстрация презентаций  информационного и обучающего характера;
  •       совместные  организации акций, праздников и мероприятий.

В группе сложилась система взаимодействия с семьями  воспитанников. В основе этой системы - изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие), образовательных запросов родителей.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

1. Специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность группы "Радуга"

         Характерные особенности группы.

Название нашей группы « Радуга».

В группе 37 человек, из которых 14 девочек и 23 мальчика.

Направление группы: речевое.

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижения цели формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

- Овладение речью, как средством общения

- Обогащение активного словаря

- Развитие звуковой культуры речи

- Развитие связной речи

- Развитие речевого творчества

- Знакомство с художественной литературой

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды группы можно выделить следующие:

- Речь педагога.

- Методы и приемы развития  разных сторон речи детей.

Уголок речевого развития размещен рядом с книжным уголком, литература в котором меняется соответственно  тематическому планированию.

Уголок речевого развития в старшей группе включает в себя:

-игры и упражнения для развития – звукопроизношения (картотека дидактических игр и упражнений; чистоговорок).

-пособия для артикуляции (каталог артикуляционной гимнастики)

-материал для развития мелкой моторики рук (прописи, шнуровки, пальчиковые игры, пазлы, мозайка, мелкий конструктор «Лего» и т. д.);

-словесные игры;

-настольно-печатные игры, лото, настольно-дидактические игры;

-виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр – фланелеграф, магнитный и др.

-картинки, картины и репродукции картин ( папка с иллюстрациями народных промыслов, серия картинок по временам года, серия сюжетных картинок по профессиям, наборы картинок о животных и насекомых и правилах поведения в быту, природе, обществе и многое др.).

Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно–развивающей  среды» в группе несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей. Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.

Реализация программных задач национально-регионального компонента в образовательных областях

Образовательная область

Задачи

Образовательная область «Познавательное развитие»

Педагоги развивают у детей представления об истории Смоленского края, знакомят воспитанников со сказками смоленского народа. Формируют представление о том, как жили смоляне, чем занимались, как живут сейчас, как изменился быт. Обеспечивают условия для развития у воспитанников географических представлений о родном крае в соответствии с их возрастными возможностями.  Используя в работе энциклопедии, атласы, наборы картин, вырезки из журналов, иллюстрации, педагоги в доступной форме дают знания о Смоленске,   способствуют развитию уважения и терпимости к людям разных рас и национальностей, проживающих на территории Смоленской области.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Педагоги  развивают интерес к народному декоративно - прикладному искусству смолян. С этой целью в центрах изобразительной деятельности  имеются   образцы  книжек для раскрашивания. Воспитанники знакомятся с творчеством Глинки. Для знакомства детей с музыкальными инструментами имеются сами инструменты и иллюстрации с их изображениями, также имеются дидактические игры «Угадай, что звучит», «Угадай, на чем играю».

Образовательная область «Речевое развитие»

Педагоги   используют в работе потешки, поговорки, пословицы, загадки  из устного народного творчества смоленского края. Изучение устного народного творчества проходит в непринужденной обстановке. Чтение художественного произведения, как правило, сочетается с показом иллюстраций, которые могут предшествовать чтению, сопровождать его, либо в заключении. Знакомство с художественными произведениями находит продолжение в играх, изобразительной и театрализованной деятельности детей.

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры народов, проживающих на территории смоленской области «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки», «Нитки, шило и игла» и т.д.

Использование нестандартного физкультурного оборудования.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Педагоги формируют у воспитанников  толерантное отношение к людям других  национальностей, любовь к большой и малой Родине, к Смоленску.

Реализация регионального компонента  с учетом условий региона

Особенности

Выводы и рекомендации

Природно-климатические и экологические

Расширять представления детей о природе своего региона.

Рассказывать, что на территории  Смоленщины   встречаются редкие растения, животные, млекопитающие.   Познакомить   с «Красной книгой»,  и с  занесенными в Красную книгу Смоленщины обитателями.

Национально-культурные и этнокультурные

В ходе бесед, чтения произведений, рассматривания фотографий и др. знакомить детей со знаменитыми людьми Смоленска.

Организация народных праздников в группе.

Культурно – исторические

Показ фотографий, слайдов.

 Организовать экскурсии по достопримечательностям города

2. Парциальные образовательные программы

«Программа по развитию речи» В. Гербова . Цель:  обучение родной речи в дошкольный период— формирование основ коммуникативной функции речи во всех формах ее проявления (подражание, говорение, слушание, рассказывание, пересказ) и создание предпосылок для дальнейшего усвоения всей системы знаний о языке, духовного и интеллектуального развития личности. В основе программы лежит комплексный подход, с учетом возрастных особенностей дошкольников и предполагает в рамках одного занятия практику неоднократной смены форм и видов обучения. Это позволяет поддерживать наибольшую продуктивность и качество усвоения материала при сохранении психологической комфортности.

"Юный эколог" С.Н. Николаева. Программа экологического воспитания в детском саду разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования.

"Нравственное воспитание в детском саду" В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие физических и психических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

"Я - ты - мы" Программа социально - эмоционального развития дошкольников" О.А. Князева. В данной программе подробно раскрывается смысл и значение социально - эмоционального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (старшая группа).

3. Формы организации работы с детьми.

№ п/п

Режимные моменты

Формы организации и формы работы с детьми

1.

Прием, осмотр, разнообразная детская деятельность

(с учетом перечня, групповых традиций,  событий) в соответствии с темой

Самостоятельная деятельность воспитанников

Совместная деятельность: подгрупповая и индивидуальная. Формы работы: беседа, игры с правилами, чтение художественной литературы, поручения и т.д.

В ходе данного режимного момента происходит создание предметно-развивающей среды в соответствии с содержанием образовательных областей.

2.

Утренняя гимнастика

Совместная деятельность взрослых и воспитанников

3.

Подготовка к завтраку, завтрак

Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная)

Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

4.

Разнообразная детская деятельность

Совместная деятельность взрослых и детей. Самостоятельная деятельность воспитанников.

Формы работы: подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные игры, игры с правилами, подвижные игры (с музыкальным сопровождением), музыкально–дидактическая игра, соревнования, реализация проектов, беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, совместные действия, дежурство, поручение, задание, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, слушание, исполнение, импровизация, чтение, обсуждение, разучивание.

5.

Непосредственная образовательная деятельность

 Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в соответствии с СанПиН, а так же все виды самостоятельной деятельности.

6.

Подготовка к прогулке

Совместная деятельность взрослых и детей. Самостоятельная деятельность детей.

7.

Прогулка

Совместная деятельность взрослых и воспитанников. Самостоятельная деятельность воспитанников.

Формы работы: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные игры, игры с правилами, соревнования, беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, совместные действия, поручение, задание, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, слушание, исполнение, импровизация, чтение, обсуждение.

8.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

Совместная и самостоятельная деятельность.

9.

Обед

Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная). Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

10.

Подготовка ко сну

Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная).

Формы работы: чтение любимой книги (отрывок). Проанализировать работу дежурных по столовой. Закреплять навык аккуратно складывать одежду.

11.

Постепенный подъем, воздушные, водные   процедуры.

Совместная деятельность взрослых и детей.

Самостоятельная деятельность детей

12.

Полдник

Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная).

Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

13

Подготовка к прогулке

Совместная деятельность взрослых и воспитанников.

Самостоятельная деятельность воспитанников.

14.

Прогулка

Совместная и самостоятельная деятельность.

Формы работы: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные игры, игры с правилами, соревнования, реализация проектов, беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, совместные действия, дежурство, поручение, задание, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование,  чтение, обсуждение.

16.

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

Совместная деятельность взрослых и воспитанников.

 Самостоятельная деятельность воспитанников.

17.

Ужин

Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная).

Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация).

18.

Уход домой

Самостоятельная деятельность воспитанников (по инициативе и желанию ребенка).

Совместная деятельность: подгрупповая и индивидуальная.

Формы работы: беседа, игры с правилами, чтение художественной литературы, поручения и т.д.

4. Традиции группы  "Радуга"

Традиции

Праздники и развлечения

Досуги

Выставки

Акции

Культурно-массовые мероприятия

Дни рождения.

Обсуждение с детьми вечером итогов дня. Обсуждение планов на текущий день, предстоящие выходные, каникулы.

Золотая

осень.

Новый год.

День

Защитника Отечества.

Весна пришла.

День защиты детей.

День города.

8 Марта.

Азбука безопасности.

Народные игры и забавы.

Спортивные праздники, эстафеты.

Дары осени. Зимние фантазии.

Золотые руки наших мам.

 

Покормите птиц зимой. Письмо для ветеранов.

Посещение  театров, планетария.

Экскурсии к  памятным местам.

Конкурсы.

  1. Организационный раздел:

1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания в старшей группе "Радуга"

Образовательные

области

Программа

Парциальные программы

Методические пособия

Социально-коммуникативное развитие

Основная образовательная программа ДОУ

 

«Я-ТЫ-МЫ»-программа социально-эмоционального развития дошкольников / О. Л. Князева, — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник "Нравственное воспитание в детском саду", Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006

Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007

О. А. Степанова "Развитие игровой деятельности ребенка. М.- ТЦ Сфера, 2009

О.Н. Пахомова "Добрые сказки" Этика для малышей. М.: Книголюб, 2004

Е.А. Алябьева"Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты".-М.:ТЦ Сфера, 2005

О.М. Дьяченко "Чего на свете не бывает".М.: Просвещение, 1991

Л.Ю. Субботина "Развитие воображения у детей". Ярославль: Академия развития, 1997

Г.Н. Жучкова "Нравственные беседы с детьми 4-6 лет". М.: 2001

О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова "Играем. Играем".- М.:Скрипторий, 2005

А.Н. Ионова "Играем, гуляем, развиваем".- М.: Экзамен, 2010

Т.А. Шорыгина "Беседы о правилах пожарной безопасности".-М.: ТЦ Сфера, 2010

Алямовская В.Г. "Беседы о поведении ребенка за столом".- М.: ТЦ Сфера, 2005

А.Е. Позднякова "Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении".- В.: Учитель, 2008

Познавательное

развитие

А.И. Иванова "Мир растений" Программы ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2010

«Юный эколог». Николаева С.Н. Программа экологического воспитания в детском саду — М., 2010.

О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду" старшая группа. Программа.-М.: Мозаика-Синтез, М. 2015

О.А. Соломенникова "Экологическое воспитание в детском саду ". Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008

Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие".-М.: ТЦ Сфера, 2010

А.А. Смоленцева "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием".М.: Просвещение, 1993

М.Н. Сигимова "Познание мира животных. Занятия с детьми 3-7 лет".- Волгоград: Учитель, 2008

Занятия по правилам дорожного движения. Составитель Н.А. Извекова.-М.: ТЦ Сфера, 2005

Т.А. Шорыгина "Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет".-М.:ТЦ Сфера, 2010

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников".- М.: Вако, 2005

Речевое

развитие

В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду. Старшая группа" - М.: Мозаика - Синтез, 2015

Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007

Т.И. Подрезова "Планирование и конспекты занятий по развитию речи в ДОУ. Патриотическое воспитание." -М.:Айрис Дидактика, 2007

Л.Н. Смирнова "Логопедия в детском саду"- М.: Мозаика-Синтез, 2006

Т.И. Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания."-М.: Айрис Пресс, 2008

Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина " Развитие речи".-М.: Вако, 2005

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой".-М.:ТЦ Сфера, 2003

Арушанова А.Г. "Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет".-М.: Мозаика-Синтез, 2004

О. Новиковская "1000 игр, заданий и упражнений для развития речи".- СПб.: Сова, 2008

В. Цвынтарный "играем пальчиками - развиваем речь.- М.: Центрполиграф, 2004

Художественно-эстетическое развитие

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (старшая группа). — М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007

И.А. Лыкова "Художественный труд в детском саду. Конспекты занятий и методические рекомендации. Старшая группа".-М.Издательский дом "Цветной мир", 2011.

Физическое

развитие

Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007

Л.И. Пензулаева "Оздоровительная гимнастика" комплексы упражнений  для детей 3-7 лет.-М.: Мозаика - Синтез, 2013

Т.Л. Богина "Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях".- М.: Мозаика-Синтез, 2005

Т.А. Шорыгина "Беседы о здоровье".-М.: ТЦ Сфера, 2010

2. Распорядок и режим дня в старшей группе "Радуга"

Режим пребывания детей в группе

Деятельность

Старшая группа

Прием в группе

  • беседы с детьми
  • наблюдения в природном уголке
  • свободные игры
  • индивидуальные и подгрупповые дидактические игры
  • чтение художественной литературы
  • самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества

7.00-8.15

Зарядка

8.15-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.45

Подготовка к НОД

8.45-9.00

НОД

9.00-10.05

Второй завтрак

10.10-10.20

Подготовка к прогулке

 Прогулка  

  • наблюдение в природе  
  • труд в природе и в быту
  • подвижные игры
  • сюжетно - ролевые игры
  • индивидуальная работа по развитию движений  
  • дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим
  • беседы с детьми  

Самостоятельная деятельность

10.20-12.10

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду

Обед

12.10-12.40

Подготовка ко сну

 Дневной сон

12.40-13.00

13.00-15.00

Полдник

15.00-15.30

НОД, дополнительное образование

15.30-16.00

Прогулка

16.00-17.00

Ужин

17.15-17.30

Подготовка к прогулке, прогулка

17.35-19.00

Уход домой

18.00- 19.00

3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Темы

Срок реализации

Цели

День знаний

1 сентября

1 неделя сентября

Формирование  первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения в школе (предметам, урокам, оценкам, школьным

принадлежностям, распорядку дня школьника, новой роли ученика  и др.), труду учителя.

Осенины

20 сентября

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года,

последовательности месяцев в году. Формировать обобщенные представления  о приспособленности растений и животных к

изменениям в природе, явлениях природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.  Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального).

День города

25 сентября

Познакомить с историей своей малой родины  -городом Смоленском.

День народного единства

4 ноября

Формирование первичных ценностных представлений о России как о  многонациональной, но единой  стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей. Москва - столица нашей родины. Закреплять знания о флаге, гимне, гербе России.

День матери

3 неделя ноября

Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

Новый год к нам спешит!

3-4 неделя декабря

Формирование представлений о Новом годе,  как  веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы;  совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра;  поздравления и подарки;  зимние месяцы.

 Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

Народные праздники, развлечения (Колядки)

2 неделя января

Формирование позитивного отношения к истории и культуре народа. Дать детям сведения о народных праздниках. Воспитывать желание участвовать в праздниках.

Масленица

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

День защитника Отечества

3 неделя февраля

Формирование первичных представлений о Российской армии,  о мужчинах как защитниках «малой» и  «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Международный женский день

1 неделя марта

8 Марта

Воспитание чувства любви и уважения к женщине,  желания помогать им, заботиться о них.

Сороки

22 марта

Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека. Формировать обобщенное представление  о зимующих и перелетных птицах,   учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять  представления о причинах отлета и прилета. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

День смеха

1 апреля

Развитие чувства юмора у детей.

Всемирный день детской книги

2 апреля

Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге.

День космонавтики

12 апреля

Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей, беседы о нашем земляке – первом космонавте планеты –

Ю. А. Гагарине.

Праздник весны и труда

1мая

Формирование первичных ценностных представлений о труде. Воспитание положительного отношения к выполнению трудовых обязанностей.

День Победы

9 мая

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне. Познакомить с памятниками героям ВОВ. Рассказать о воинских наградах. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев ВОВ.

4.  Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Радуга"

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет.  Правильно организованная взрослыми среда, в которой растет ребенок, способствует его развитию.  Наша группа оборудована современной мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы "Радуга" построена на основе:

1). Насыщенности среды, которая обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2).Трансформируемости пространства, которая предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

3).Полифункциональности материалов:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.  

4).Вариативности среды:

  • наличие в группе пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.

5) Доступности среды:

  • доступность для воспитанников всех уголков, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей группы к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасности предметно-пространственной среды, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе « Радуга»

Образовательная область

Помещения и их оснащения

 Физическое развитие

 Спортивный уголок, оснащенный нестандартным физкультурным оборудованием

Социально-коммуникативное развитие

1.    Уголок дежурного

2.    Зона сюжетно - ролевых игр

 Познавательное  развитие

 1.   Уголок ОЭД

2.   Центр конструирования  

 3.   Уголок природы

 4.   Мини-музей " Моя родная сторона, Смоленщина моя»

5. Проектная деятельность « дружба начинается с улыбки»

Речевое развитие

1.Дидактические игры

2. Библиотека детской художественной литературы

3. Наглядные пособия

Художественно-эстетическое развитие

1.   Уголок изобразительного творчества

 2. Уголок театрализованной деятельности.

  1. Краткая презентация программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя старшей группы на 2019-2020 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273, Федеральным государственным образовательным станд...

Рабочая программа старшей группы на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа  старшей группы....

Аналитический отчет по программе старшей группы за 2019 - 2020 учебный год

Аналитический отчет дает возможность тщательно проанализировать успехи и промахи в педагогической работе, проведенной в течение учебного года с детьми старшей группы....

Рабочая образовательная программа старшей группы общеразвивающей направленности № 1 «Каруселька» (возраст детей 5-6 лет) по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Ромашка» на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа для детей старшей группы № 1 «Каруселька» (Далее - Программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Ромашка» и соответствии с введением в...

Рабочая образовательная программа старшей группы на 2022-2023 учебный год

Цели и задачи данной программы определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Уставом ДОУ, Инновационной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕН...

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...