РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАДУГА» 2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа (старшая группа)
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_starshey_gruppy_2019-2020.docx | 87.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 61 "ФЛАЖОК" ГОРОД СМОЛЕНСК
РАБОЧАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СТАРШЕЙ ГРУППЫ «РАДУГА»
2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВОСПИТАТЕЛИ: Тарасова Е.В.
Корнеева А.С.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи реализации Программы для детей старшего дошкольного возраста.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы для детей старшего дошкольного возраста.
1.3 Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Планируемые результаты освоения Программы.
2.1 Требования к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных отличий детей старшего дошкольного возраста.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
1. Описание образовательной деятельности в группе "Радуга" в соответствии с направлениями развития ребенка.
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников старшей группы.
3. Способы и направления поддержки детской инициативы в старшей группе.
4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
1. Специфика национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в старшей группе.
2. Парциальные образовательные программы, применяемые в старшей группе.
3. Формы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Традиции группы «Радуга».
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения воспитания в группе "Радуга".
2. Распорядок и режим дня в старшей группе.
3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.
4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Радуга».
- Целевой раздел.
1. Пояснительная записка
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития воспитанника старшего дошкольного возраста, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды в группе "Радуга", которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации воспитанников.
Содержание Программы старшей группы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
1.1 Цели и задачи реализации Программы
Цель: разностороннее, полноценное и гармоничное развитие личности воспитанника старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников старшей группы, их художественно-эстетическому, познавательному, речевому и социально- коммуникативному развитию;
- Создать благоприятные условия развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- Способствовать формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников старшего дошкольного возраста;
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников группы "Радуга".
- Формировать гражданскую позицию всех субъектов образовательных отношений.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы в группе "Радуга"
Принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей в старшей группе;
- уважение личности ребенка группы "Радуга";
- учет индивидуальных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности;
- обогащение художественного опыта детей: содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования;
- совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
- развитие художественного восприятия и творческого освоения цвета, формы, ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства;
- создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа;
- развитие и свободное проявление художественного творчества.
Подходы к формированию Программы в старшей группе
Личностно-ориентированный подход - организация образовательного процесса группы "Радуга" с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
Деятельностный подход - организация целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса.
Аксиологический (ценностный) подход - организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
Компетентностный подход - формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
Диалогический (полисубъектный) подход - становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект -субъектных отношений.
Системный подход – методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
Средовой подход- использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Образовательная программа в группе реализуется с учетом возрастных психологических особенностей воспитанников.
- Индивидуальные особенности воспитанников.
- Физическое состояние и здоровье (группа здоровья, хронические заболевания, особенности нервной системы) воспитанников.
1.3 Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако, дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и
т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии т. д.. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе, ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2. Планируемые результаты освоения программы детьми старшей группы
2.1Требования к целевым ориентирам в старшей группе
Образовательные области | Целевые ориентиры |
Социально-коммуникативное развитие | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства в том числе, чувство веры в себя; старается разрешать конфликты; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Сформировано толерантное отношение к людям других национальностей, любовь к большой и малой Родине. |
Познавательное развитие | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, способен выбрать себе род занятий. Ребенок обладает развитым воображением. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок обладает знаниями о себе, имеет представление о социокультурных ценностях своего народа, о традициях и праздниках. |
Речевое развитие | Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; знаком с произведениями детской литературы; знаком с фольклором и произведениями смоленских писателей и поэтов. |
Художественно-эстетическое развитие | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в художественной продуктивной деятельности; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обладает развитым воображением; знаком с произведениями детской литературы; владеет основными музыкальными движениями. Проявляет интерес к искусству смоленских авторов (произведения художников, музыкальное искусство, фольклор и литература). |
Физическое развитие | У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями (бег, лазание, прыжки), может контролировать свои движения и управлять ими. Активно взаимодействует со сверстниками, учитывает интересы и чувства других. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. |
- Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в старшей группе в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Основные образовательные области (направления) с учетом ФГОС ДО | Цели и задачи (обязательной и вариативной частей) |
Социально – коммуникативное развитие: -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Задачи: – развитие игровой деятельности детей; – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); – формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). |
Познавательное развитие: -развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. | Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Задачи: – сенсорное развитие; –развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; – формирование элементарных математических представлений; – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
Речевое развитие: - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; | Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: – развитие свободного общения со взрослыми и детьми; – развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; – практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
Художественно – эстетическое развитие: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) | Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи: – развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); – развитие детского творчества; – приобщение к изобразительному искусству. Развитие музыкально-художественной деятельности: – приобщение к музыкальному искусству; - развитие музыкальности детей; - развитие способности эмоционально воспринимать музыку; - приобщение к музыкальному искусству; - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. |
Физическое развитие: - приобретение опыта двигательной деятельности детей, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - формирование опорно-двигательной системы организма; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми и правилами; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Задачи: – развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); – накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - воспитание культурно-гигиенических навыков; – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность воспитанников | Совместная деятельность с семьей | Методы и средства | |
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Наглядные Показ упражнений Использование пособий Словесные Объяснения, пояснения, указания Беседа Рассказ Словесная инструкция Средства ИКТ, наглядность, пособия. | |
Формы работы | |||||
Игровая беседа с элементами движений Утренняя гимнастика Игра Экспериментирование Досуги Проектная деятельность | Игровая беседа с элементами движений Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Игра Контрольно-диагностическая деятельность Экспериментирование | Во всех видах самостоятельной деятельности детей | Беседа Консультации Информационные листы Досуги развлечения Участие в проектах |
3. Способы и направления поддержки детской инициативы в старшей группе
Образовательная область | Направления поддержки детской инициативы |
Физическое развитие | Создание условий для свободного выбора детьми двигательной деятельности участников совместной деятельности. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах двигательной деятельности. Создание ситуации успеха. |
Социально-коммуникативное развитие | Уважительное отношение к ребёнку. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей. Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Словесное поощрение. Стимулирование детской деятельности. Повышение самооценки. Создание ситуации успеха. |
Познавательное развитие | Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей. Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Словесное поощрение. Стимулирование детской деятельности. Повышение самооценки. Создание ситуации успеха |
Речевое развитие | Создание речевой ситуации. Создание успеха. Поощрения. Участие в речевых играх. Конкурсы. Создание предметно – развивающей среды. |
Художественно-эстетическое развитие | Непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организация видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию детей, проектная деятельность. |
4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников группы «Радуга»
Основной целью взаимодействия с родителями мы считаем: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основу совместной деятельности с семьей заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Система работы с родителями включает:
- ознакомление родителей группы "Радуга" (законных представителей) с результатами работы группы на родительских собраниях;
- ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы в группе, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка.
Эффективные формы, технологии взаимодействия с родителями:
- наглядно-информационные и аудио-визуальные технологии - создание и демонстрация презентаций информационного и обучающего характера;
- совместные организации акций, праздников и мероприятий.
В группе сложилась система взаимодействия с семьями воспитанников. В основе этой системы - изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие), образовательных запросов родителей.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
1. Специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность группы "Радуга"
Характерные особенности группы.
Название нашей группы « Радуга».
В группе 37 человек, из которых 14 девочек и 23 мальчика.
Направление группы: речевое.
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижения цели формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
- Овладение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие связной речи
- Развитие речевого творчества
- Знакомство с художественной литературой
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды группы можно выделить следующие:
- Речь педагога.
- Методы и приемы развития разных сторон речи детей.
Уголок речевого развития размещен рядом с книжным уголком, литература в котором меняется соответственно тематическому планированию.
Уголок речевого развития в старшей группе включает в себя:
-игры и упражнения для развития – звукопроизношения (картотека дидактических игр и упражнений; чистоговорок).
-пособия для артикуляции (каталог артикуляционной гимнастики)
-материал для развития мелкой моторики рук (прописи, шнуровки, пальчиковые игры, пазлы, мозайка, мелкий конструктор «Лего» и т. д.);
-словесные игры;
-настольно-печатные игры, лото, настольно-дидактические игры;
-виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр – фланелеграф, магнитный и др.
-картинки, картины и репродукции картин ( папка с иллюстрациями народных промыслов, серия картинок по временам года, серия сюжетных картинок по профессиям, наборы картинок о животных и насекомых и правилах поведения в быту, природе, обществе и многое др.).
Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно–развивающей среды» в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей. Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.
Реализация программных задач национально-регионального компонента в образовательных областях
Образовательная область | Задачи |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Педагоги развивают у детей представления об истории Смоленского края, знакомят воспитанников со сказками смоленского народа. Формируют представление о том, как жили смоляне, чем занимались, как живут сейчас, как изменился быт. Обеспечивают условия для развития у воспитанников географических представлений о родном крае в соответствии с их возрастными возможностями. Используя в работе энциклопедии, атласы, наборы картин, вырезки из журналов, иллюстрации, педагоги в доступной форме дают знания о Смоленске, способствуют развитию уважения и терпимости к людям разных рас и национальностей, проживающих на территории Смоленской области. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Педагоги развивают интерес к народному декоративно - прикладному искусству смолян. С этой целью в центрах изобразительной деятельности имеются образцы книжек для раскрашивания. Воспитанники знакомятся с творчеством Глинки. Для знакомства детей с музыкальными инструментами имеются сами инструменты и иллюстрации с их изображениями, также имеются дидактические игры «Угадай, что звучит», «Угадай, на чем играю». |
Образовательная область «Речевое развитие» | Педагоги используют в работе потешки, поговорки, пословицы, загадки из устного народного творчества смоленского края. Изучение устного народного творчества проходит в непринужденной обстановке. Чтение художественного произведения, как правило, сочетается с показом иллюстраций, которые могут предшествовать чтению, сопровождать его, либо в заключении. Знакомство с художественными произведениями находит продолжение в играх, изобразительной и театрализованной деятельности детей. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Подвижные игры народов, проживающих на территории смоленской области «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки», «Нитки, шило и игла» и т.д. Использование нестандартного физкультурного оборудования. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Педагоги формируют у воспитанников толерантное отношение к людям других национальностей, любовь к большой и малой Родине, к Смоленску. |
Реализация регионального компонента с учетом условий региона
Особенности | Выводы и рекомендации |
Природно-климатические и экологические | Расширять представления детей о природе своего региона. Рассказывать, что на территории Смоленщины встречаются редкие растения, животные, млекопитающие. Познакомить с «Красной книгой», и с занесенными в Красную книгу Смоленщины обитателями. |
Национально-культурные и этнокультурные | В ходе бесед, чтения произведений, рассматривания фотографий и др. знакомить детей со знаменитыми людьми Смоленска. Организация народных праздников в группе. |
Культурно – исторические | Показ фотографий, слайдов. Организовать экскурсии по достопримечательностям города |
2. Парциальные образовательные программы
«Программа по развитию речи» В. Гербова . Цель: обучение родной речи в дошкольный период— формирование основ коммуникативной функции речи во всех формах ее проявления (подражание, говорение, слушание, рассказывание, пересказ) и создание предпосылок для дальнейшего усвоения всей системы знаний о языке, духовного и интеллектуального развития личности. В основе программы лежит комплексный подход, с учетом возрастных особенностей дошкольников и предполагает в рамках одного занятия практику неоднократной смены форм и видов обучения. Это позволяет поддерживать наибольшую продуктивность и качество усвоения материала при сохранении психологической комфортности.
"Юный эколог" С.Н. Николаева. Программа экологического воспитания в детском саду разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования.
"Нравственное воспитание в детском саду" В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие физических и психических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
"Я - ты - мы" Программа социально - эмоционального развития дошкольников" О.А. Князева. В данной программе подробно раскрывается смысл и значение социально - эмоционального развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных особенностей, формирования нравственных общечеловеческих ценностей.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (старшая группа).
3. Формы организации работы с детьми.
№ п/п | Режимные моменты | Формы организации и формы работы с детьми |
1. | Прием, осмотр, разнообразная детская деятельность (с учетом перечня, групповых традиций, событий) в соответствии с темой | Самостоятельная деятельность воспитанников Совместная деятельность: подгрупповая и индивидуальная. Формы работы: беседа, игры с правилами, чтение художественной литературы, поручения и т.д. В ходе данного режимного момента происходит создание предметно-развивающей среды в соответствии с содержанием образовательных областей. |
2. | Утренняя гимнастика | Совместная деятельность взрослых и воспитанников |
3. | Подготовка к завтраку, завтрак | Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная) Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). |
4. | Разнообразная детская деятельность | Совместная деятельность взрослых и детей. Самостоятельная деятельность воспитанников. Формы работы: подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные игры, игры с правилами, подвижные игры (с музыкальным сопровождением), музыкально–дидактическая игра, соревнования, реализация проектов, беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, совместные действия, дежурство, поручение, задание, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, слушание, исполнение, импровизация, чтение, обсуждение, разучивание. |
5. | Непосредственная образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в соответствии с СанПиН, а так же все виды самостоятельной деятельности. |
6. | Подготовка к прогулке | Совместная деятельность взрослых и детей. Самостоятельная деятельность детей. |
7. | Прогулка | Совместная деятельность взрослых и воспитанников. Самостоятельная деятельность воспитанников. Формы работы: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные игры, игры с правилами, соревнования, беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, совместные действия, поручение, задание, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, слушание, исполнение, импровизация, чтение, обсуждение. |
8. | Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | Совместная и самостоятельная деятельность. |
9. | Обед | Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная). Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). |
10. | Подготовка ко сну | Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная). Формы работы: чтение любимой книги (отрывок). Проанализировать работу дежурных по столовой. Закреплять навык аккуратно складывать одежду. |
11. | Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. | Совместная деятельность взрослых и детей. Самостоятельная деятельность детей |
12. | Полдник | Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная). Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). |
13 | Подготовка к прогулке | Совместная деятельность взрослых и воспитанников. Самостоятельная деятельность воспитанников. |
14. | Прогулка | Совместная и самостоятельная деятельность. Формы работы: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, сюжетные игры, игры с правилами, соревнования, реализация проектов, беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, совместные действия, дежурство, поручение, задание, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, обсуждение. |
16. | Возвращение с прогулки, подготовка к ужину | Совместная деятельность взрослых и воспитанников. Самостоятельная деятельность воспитанников. |
17. | Ужин | Совместная деятельность (подгрупповая, индивидуальная). Формы работы: рассказ педагога, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). |
18. | Уход домой | Самостоятельная деятельность воспитанников (по инициативе и желанию ребенка). Совместная деятельность: подгрупповая и индивидуальная. Формы работы: беседа, игры с правилами, чтение художественной литературы, поручения и т.д. |
4. Традиции группы "Радуга"
Традиции | Праздники и развлечения | Досуги | Выставки | Акции | Культурно-массовые мероприятия |
Дни рождения. Обсуждение с детьми вечером итогов дня. Обсуждение планов на текущий день, предстоящие выходные, каникулы. | Золотая осень. Новый год. День Защитника Отечества. Весна пришла. День защиты детей. День города. 8 Марта. | Азбука безопасности. Народные игры и забавы. Спортивные праздники, эстафеты. | Дары осени. Зимние фантазии. Золотые руки наших мам.
| Покормите птиц зимой. Письмо для ветеранов. | Посещение театров, планетария. Экскурсии к памятным местам. Конкурсы. |
- Организационный раздел:
1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания в старшей группе "Радуга"
Образовательные области | Программа | Парциальные программы | Методические пособия |
Социально-коммуникативное развитие | Основная образовательная программа ДОУ |
«Я-ТЫ-МЫ»-программа социально-эмоционального развития дошкольников / О. Л. Князева, — М.: Мозаика-Синтез, 2005. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник "Нравственное воспитание в детском саду", Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006 | Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007 О. А. Степанова "Развитие игровой деятельности ребенка. М.- ТЦ Сфера, 2009 О.Н. Пахомова "Добрые сказки" Этика для малышей. М.: Книголюб, 2004 Е.А. Алябьева"Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты".-М.:ТЦ Сфера, 2005 О.М. Дьяченко "Чего на свете не бывает".М.: Просвещение, 1991 Л.Ю. Субботина "Развитие воображения у детей". Ярославль: Академия развития, 1997 Г.Н. Жучкова "Нравственные беседы с детьми 4-6 лет". М.: 2001 О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова "Играем. Играем".- М.:Скрипторий, 2005 А.Н. Ионова "Играем, гуляем, развиваем".- М.: Экзамен, 2010 Т.А. Шорыгина "Беседы о правилах пожарной безопасности".-М.: ТЦ Сфера, 2010 Алямовская В.Г. "Беседы о поведении ребенка за столом".- М.: ТЦ Сфера, 2005 А.Е. Позднякова "Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении".- В.: Учитель, 2008 |
Познавательное развитие | А.И. Иванова "Мир растений" Программы ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2010 «Юный эколог». Николаева С.Н. Программа экологического воспитания в детском саду — М., 2010. О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду" старшая группа. Программа.-М.: Мозаика-Синтез, М. 2015 О.А. Соломенникова "Экологическое воспитание в детском саду ". Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008 | Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007 Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие".-М.: ТЦ Сфера, 2010 А.А. Смоленцева "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием".М.: Просвещение, 1993 М.Н. Сигимова "Познание мира животных. Занятия с детьми 3-7 лет".- Волгоград: Учитель, 2008 Занятия по правилам дорожного движения. Составитель Н.А. Извекова.-М.: ТЦ Сфера, 2005 Т.А. Шорыгина "Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет".-М.:ТЦ Сфера, 2010 Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников".- М.: Вако, 2005 | |
Речевое развитие | В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду. Старшая группа" - М.: Мозаика - Синтез, 2015 | Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007 Т.И. Подрезова "Планирование и конспекты занятий по развитию речи в ДОУ. Патриотическое воспитание." -М.:Айрис Дидактика, 2007 Л.Н. Смирнова "Логопедия в детском саду"- М.: Мозаика-Синтез, 2006 Т.И. Подрезова "Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания."-М.: Айрис Пресс, 2008 Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина " Развитие речи".-М.: Вако, 2005 О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой".-М.:ТЦ Сфера, 2003 Арушанова А.Г. "Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет".-М.: Мозаика-Синтез, 2004 О. Новиковская "1000 игр, заданий и упражнений для развития речи".- СПб.: Сова, 2008 В. Цвынтарный "играем пальчиками - развиваем речь.- М.: Центрполиграф, 2004 | |
Художественно-эстетическое развитие | Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (старшая группа). — М.: Карапуз-Дидактика, 2007. | Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007 И.А. Лыкова "Художественный труд в детском саду. Конспекты занятий и методические рекомендации. Старшая группа".-М.Издательский дом "Цветной мир", 2011. | |
Физическое развитие | Л.А. Парамонова "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет".-М.:Олма, 2007 Л.И. Пензулаева "Оздоровительная гимнастика" комплексы упражнений для детей 3-7 лет.-М.: Мозаика - Синтез, 2013 Т.Л. Богина "Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях".- М.: Мозаика-Синтез, 2005 Т.А. Шорыгина "Беседы о здоровье".-М.: ТЦ Сфера, 2010 |
2. Распорядок и режим дня в старшей группе "Радуга"
Режим пребывания детей в группе
Деятельность | Старшая группа |
Прием в группе
| 7.00-8.15 |
Зарядка | 8.15-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.45 |
Подготовка к НОД | 8.45-9.00 |
НОД | 9.00-10.05 |
Второй завтрак | 10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке Прогулка
Самостоятельная деятельность | 10.20-12.10 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду Обед | 12.10-12.40 |
Подготовка ко сну Дневной сон | 12.40-13.00 13.00-15.00 |
Полдник | 15.00-15.30 |
НОД, дополнительное образование | 15.30-16.00 |
Прогулка | 16.00-17.00 |
Ужин | 17.15-17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 17.35-19.00 |
Уход домой | 18.00- 19.00 |
3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Темы | Срок реализации | Цели |
День знаний | 1 сентября 1 неделя сентября | Формирование первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения в школе (предметам, урокам, оценкам, школьным принадлежностям, распорядку дня школьника, новой роли ученика и др.), труду учителя. |
Осенины | 20 сентября | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Формировать обобщенные представления о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). |
День города | 25 сентября | Познакомить с историей своей малой родины -городом Смоленском. |
День народного единства | 4 ноября | Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей. Москва - столица нашей родины. Закреплять знания о флаге, гимне, гербе России. |
День матери | 3 неделя ноября | Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. |
Новый год к нам спешит! | 3-4 неделя декабря | Формирование представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; зимние месяцы. Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки. |
Народные праздники, развлечения (Колядки) | 2 неделя января | Формирование позитивного отношения к истории и культуре народа. Дать детям сведения о народных праздниках. Воспитывать желание участвовать в праздниках. |
Масленица | Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа. | |
День защитника Отечества | 3 неделя февраля | Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества. |
Международный женский день | 1 неделя марта 8 Марта | Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. |
Сороки | 22 марта | Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета и прилета. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. |
День смеха | 1 апреля | Развитие чувства юмора у детей. |
Всемирный день детской книги | 2 апреля | Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге. |
День космонавтики | 12 апреля | Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей, беседы о нашем земляке – первом космонавте планеты – Ю. А. Гагарине. |
Праздник весны и труда | 1мая | Формирование первичных ценностных представлений о труде. Воспитание положительного отношения к выполнению трудовых обязанностей. |
День Победы | 9 мая | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне. Познакомить с памятниками героям ВОВ. Рассказать о воинских наградах. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев ВОВ. |
4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Радуга"
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Правильно организованная взрослыми среда, в которой растет ребенок, способствует его развитию. Наша группа оборудована современной мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.
Развивающая предметно-пространственная среда группы "Радуга" построена на основе:
1). Насыщенности среды, которая обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2).Трансформируемости пространства, которая предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
3).Полифункциональности материалов:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
4).Вариативности среды:
- наличие в группе пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.
5) Доступности среды:
- доступность для воспитанников всех уголков, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей группы к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасности предметно-пространственной среды, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе « Радуга»
Образовательная область | Помещения и их оснащения |
Физическое развитие | Спортивный уголок, оснащенный нестандартным физкультурным оборудованием |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Уголок дежурного 2. Зона сюжетно - ролевых игр |
Познавательное развитие | 1. Уголок ОЭД 2. Центр конструирования 3. Уголок природы 4. Мини-музей " Моя родная сторона, Смоленщина моя» 5. Проектная деятельность « дружба начинается с улыбки» |
Речевое развитие | 1.Дидактические игры 2. Библиотека детской художественной литературы 3. Наглядные пособия |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Уголок изобразительного творчества 2. Уголок театрализованной деятельности. |
- Краткая презентация программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе на 2019 - 2020 учебный год «Я ПОЗНАЮ МИР»
рабочая программа...
Рабочая программа воспитателя старшей группы на 2019-2020 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273, Федеральным государственным образовательным станд...
Рабочая программа старшей группы на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа старшей группы....
Аналитический отчет по программе старшей группы за 2019 - 2020 учебный год
Аналитический отчет дает возможность тщательно проанализировать успехи и промахи в педагогической работе, проведенной в течение учебного года с детьми старшей группы....
Рабочая образовательная программа старшей группы общеразвивающей направленности № 1 «Каруселька» (возраст детей 5-6 лет) по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Ромашка» на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа для детей старшей группы № 1 «Каруселька» (Далее - Программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Ромашка» и соответствии с введением в...
Рабочая образовательная программа старшей группы на 2022-2023 учебный год
Цели и задачи данной программы определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Уставом ДОУ, Инновационной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕН...
Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год
Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...