ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа)
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. На основе требований ФГОС игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Опираясь на возрастные особенности дошкольников, было отмечено, что одной из современных тенденций становится использование интерактивных игр для детей дошкольного возраста, особенно для осуществления работы по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_igry_kak_sredstvo_formirovaniya_ekologicheskoy_kultury.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Введение ФГОС ДО закрепило позицию экологического образования детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС экологическое воспитание детей дошкольного возраста входит в образовательную область - познавательное развитие. Эффективность системы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста предполагает введение в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Постепенно компьютерные технологии все больше внедряются в воспитательно-образовательный процесс, причем в большинстве случаев такие новшества помогают сделать процесс обучения интереснее и продуктивнее.
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. На основе требований ФГОС игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Опираясь на возрастные особенности дошкольников, было отмечено, что одной из современных тенденций становится использование интерактивных игр для детей дошкольного возраста, особенно для осуществления работы по экологическому воспитанию. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. А компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам.
Изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой цель.
Цель – повышение уровня формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами игр экологического содержания и воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
- Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях;
- Развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- Закреплять первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Сформировать элементарные навыки работы на интерактивной доске, как средства получения новых знаний.
Интерактивные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и явлениях неживой природы. Например, играя в игру «Чей малыш?», дети учатся сопоставлять животных с их детёнышами, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля. Игра «Деревья наших лесов» закрепляет знания о деревьях в наших лесах. Также усвоить знания о растительном и животном мире леса помогают игры: «Ягоды», «Парочки» (цветы, животные, птицы). Игра «Кто здесь лишний?» позволяет проверить знания детей о животных – домашних и диких, впадающих в спячку и ведущих активный образ жизни зимой. Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Кого не стало?» развивают умственные способности, умение сосредотачивать внимание. Удачно и быстро найденное решение в игре оказывает положительное воздействие на ребенка. Игра «На лесной поляне» с помощью загадок помогает запомнить названия съедобных грибов и несъедобных. Одобрение детей со стороны воспитателя активизирует их мышление.
Благодаря тому, что интерактивные компьютерные игры сочетают в себе все виды представления информации: изображение, звук, видео, графика, анимация стало возможным: создать яркий, насыщенный, динамичный образ изучаемого объекта, явления; демонстрировать сложные для восприятия ребёнка процессы и причинно-следственные связи, происходящие в природе; создать увлекательные интерактивные дидактические игры или развёрнуть воображаемую ситуацию путешествия по Родному краю; помочь лучше воспринять, осмыслить, запомнить изучаемый материал; вызвать у детей заинтересованность, эмоциональный отклик, соучастие, сопереживание, суждение, оценку, что обеспечивает воспитание нравственно-экологической позиции; побудить к инициативе, активности, предоставить роль не пассивного зрителя, а роль активного участника событий; развивать слуховое, зрительное восприятие, мыслительные процессы, любознательность.
С целью закрепления знаний детей о родном крае используются интерактивные дидактические игры «Подбери правильно», «Мой родной город», «Мой дом, моя улица», «Деревья нашего края», «Где я нахожусь» и др., которые позволяют уточнять представления детей по каждой теме регионального компонента. Анимация, звуковые эффекты, озвученные голосовые комментарии, визуализация соответствующего образа при выборе правильного и неправильного ответа позволяют ребёнку осуществить самоконтроль своего ответа.
Широко применяем в работе с детьми игры-путешествия, в которых дети с помощью ИКТ попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.
При организации интерактивных игр мы используем системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы. Привлекаем всех детей, а особенно малоактивных, поощряем детей за активное решение задач.
Таким образом, результатом использования интерактивных игр стало повышение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры средствами информационно-коммуникационных технологий. Практика внедрения системы работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ показала результативность данной работы. На протяжении всей игры наблюдается активная работа детей, дети помогают друг другу, а главное – учатся правильно относиться к окружающему миру. В результате проделанной работы дети стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти познавательный интерес к природе, к родному краю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Необходимость воспитания экологической культуры. Понятие об игре, классификация игр. Игра как средство формирования личности дошкольника. Классификация детских игр....
МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой. Для привлечения внимания и развития и...
«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».
Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ПРО ЖЁЛТЫЙ ШАРИК», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ПРО ЖЁЛТЫЙ ШАРИК», КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Панарина В.В....