«Птицы - наши друзья»
материал

Карасева Светлана Сергеевна

 

  • Учить наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
  • Развивать познавательно-исследовательский интерес, путем установления связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
  • Раскрыть значение поговорки: «Как с гуся вода». Упражнять в образовании однокоренных слов.
  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства объектов. Воспитывать любовь и заботливое отношение к живой природе (птицам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_nashi_druzya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Птицы - наши друзья»

Программные задачи:

  • Учить наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
  • Развивать познавательно-исследовательский интерес, путем установления связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
  • Раскрыть значение поговорки: «Как с гуся вода». Упражнять в образовании однокоренных слов.
  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства объектов. Воспитывать любовь и заботливое отношение к живой природе (птицам).

Материал:

  1. Кормушка, пёрышко, магниты, магнитная доска.
  2. Геометрические фигуры большого формата (овал, круг, два треугольника, три прямоугольника).
  3. Дидактическое пособие – дерево выпиленное из ДСП.
  4. Дидактическая игра «Найди птенцов» (дерево на большом формате: птицы сидят в гнёздах).
  5. Демонстрационный материал: картинки (зимующие птицы, перелетные, птенцы, синичка).
  6. Для экспериментальной деятельности педагога с детьми: макет водоплавающей птицы – утки, таз, лейка с водой.
  7. Для индивидуальной экспериментальной деятельности детей: тазы с водой, кисти, листы белой бумаги, доски, салфетки бумажные, подсолнечное масло в чашечках.
  8. Для художественно-эстетического развития запись «Пение птиц».

Заготовки птиц из пластилина, доски для лепки, перья в тарелочках, стеки, бумажные салфетки.

Предварительная работа:

  1. Словесные игры: «Назови части тела птицы», «Угадай птицу по описанию».
  2. Дидактические игры: «К кому прилетела сорока белобока», «Сложи птицу», «Чем отличается?», «Птичья столовая».
  3. Чтение русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка».
  4. Заучивание скороговорок: «Кукушка кукушонку купила капюшон…», «Проворонила ворона вороненка…». Заучивание физминутки «Лебеди».
  5. Беседы на тему: «Письмо снегирю», «Птичья столовая», «Первые вестники».
  6. Художественное творчество: лепка птиц, рисование «Синичка-невеличка», «Красногрудые снегири».
  7. Праздник «Мы друзья природы».
  8. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу и вижу на нашей кормушке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать? Ну тогда мальчики пойдут к доске и из геометрических фигур сложат модель птицы. (Выполняют)

Кто же это? Как вы догадались? Скажите, что у нашей синички треугольной формы? А что прямоугольной? А какой формы у птицы туловище? А какой формы голова? Ребята, а вы знаете что синичка – кочующая птица. А называют её кочующей потому, что весной она улетает в лес, там проводит всё лето, а осенью возвращается к нам в город и здесь проводит зиму.

Ребята, мы всю зиму подкармливали птиц на нашем участке, приносили им в кормушку хлеб, семечки, кусочки сала и т.д. А как же одним словом назвать тех птиц, которые здесь зимовали? (Зимующие).  А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково».

Я вам буду называть большое слово,  а вы мне его уменьшительно-ласкательную форму:

большая голова, а маленькая …;

хвост -  ….;

крылья - …;

клюв - …;

лапы - …;

глаз - ….

Дети, а как назвать одним словом птиц, которые осенью улетели, а весной к нам в город вернулись? (Перелётные). Молодцы!

Воспитатель:Что-то наша березка совсем опустела. Давайте позовем наших друзей птиц. Пойдут девочки и посадят на наше дерево только перелетных птиц. Назовите их: грач, скворец, жаворонок, соловей, гусь, лебедь, утка, аист, журавль, цапля и т.д. Как они называются одним словом – перелётные. А почему не посадили ворону, сороку, дятла, воробья, голубя? (Зимующие).

Ребята, а что весной делают птицы? Чем они заняты?

(Звучит тревожная музыка, запись крика птиц).

Ой что это? Почему птицы так расшумелись?

(Показ большого дерева на ватмане с птицами в гнёздах).

Наши птицы тоже свили себе гнёзда, но где же их птенцы? Налетел ураган, ветер и нес всех беззащитных птенцов из гнёзд. Давайте им поможем, посадим каждого птенца в своё гнездо к своей маме-птице и правильно его назовём. Посмотрите как это сделаю я: у грача – грачонок (у галки – галчонок, у воробья – воробушек, у голубя – голубёнок, у журавля – журавлёнок, у цапли – цаплёнок, у кукушки – кукушонок, у скворца – скворчонок, у сороки – сорочёнок, у утки – утёнок, у гуся – гусёнок, у аиста – аистёнок, у лебедя – лебёдыш).

Спасибо ребята, помогли птенцам отыскать своих мам-птиц. Пора и отдохнуть.

Физминутка: Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качают головой, прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает макет гуся)

Кто это? Потрогайте его, погладьте.

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Посмотрите, я из лейки лью на гуся воду, а перья не намокают, вода с них скатывается и стекает. Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны  жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное.

Воспитатель:Дети, а могут ли птицы жить без перьев? Почему? Правильно, перья сохраняют тепло, перья дают возможность птицам летать. У нас сейчас ранняя весна и наши птицы, которых мы слепили, тоже могут замерзнуть без перьев. Давайте их оденем в оперение.

Дети садятся на свои рабочие места, берут заготовки птиц из пластилина и украшают их пёрышками.

Подводится итог образовательной деятельности. Что понравилось? Что нового узнали? Чем больше понравилось заниматься? Что нового еще хотят узнать? Закрепить дома название птенцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...