Опыт работы «Экологическое воспитание посредством художественно – эстетического развития».
материал (старшая группа)
Опыт работы
«Экологическое воспитание посредством художественно – эстетического развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.odt | 182.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 35 «Вишенка» III категории
Опыт работы
«Экологическое воспитание посредством художественно – эстетического развития».
Есипова Людмила Петровна
воспитатель
с. Новотроицкое Азовского р-на Ростовской обл.
2017
Содержание:
Цель опыта работы ______________________________________________ 3
Задачи, решаемые в опыте ________________________________________ 5
Информационные сведения об опыте _______________________________ 6
Актуальность опыта______________________________________________ 7
Новизна опыта___________________________________________________ 8
Педагогическая технология применения опыта _______________________ 10
Заключительная часть: результативность ____________________________ 12
Список литературы ______________________________________________ 14
Приложение ____________________________________________________ 15
Цель опыта, как и цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Экологическая культура – это часть общей культуры личности. Надо различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие). Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа, растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей: экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они, необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению, укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста. Дошкольники, получающие определенные экологические представления, бережнее относятся к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае. Последние десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов, углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание–это одно из главных направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме, для того чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Если не будет этой любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными. Поэтому истинная экология как наука должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека – требуют разработки системы экологического воспитания, прежде всего в детском саду. В России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом педагогов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. К ним относятся: С. Николаева "Юный эколог; А. Вересова "Мы земляне"; Е. Рылеева "Открой себя"; Н.А. Авдеева и Г.Б. Степанова "Жизнь вокруг нас"; Ж.Л. Васякина Новикова "Паутинка"; В.И., С.Г. Ашиковых "Семицветик"; Т.А. Копцева "Природа и художник"; Н.А. Рюкбейль "Чувство природы"; Н. А. Рыжова "Наш дом - природа". Все эти программы нацелены на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.
Задачи экологического воспитания
1. Понимание человеком самоценности природы. 2. Осознание себя как части природы. 3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий. 4. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе. 5. Воспитание активной жизненной позиции. 6. Обучение азам экологической безопасности. 7. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру. 8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И я желаю этого своим детям. Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам- всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Моя задача и состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному поведению ко всему живому. Формирование такого осознанно- правильного отношения к природе- длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше. Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой, либо человеком. Природа предусмотрела всё, что необходимо для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы адаптации всего живого к сезонным изменениям и так далее. Я хочу научить своих детей благодарить за её щедрые дары. Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой: 1. «Не навреди». 2. «Познавая, не разрушай». 3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо». 4. Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: «Что я хочу сделать? Зачем мне это нужно? Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?» 5. «Подумай о последствиях!»
Данный педагогический опыт проводился в средней разновозрастной группе «Непоседы», в количественном составе 20 человек. В течение 2015-2016 г. г. на базе МБДОУ №35 «Вишенка» с. Новотроицкое, Азовского р-на. В опыте целенаправленно используются известные методики, нацеленные на культурно-экологическое образование детей и инновационные технологии, адаптированные к возрастным особенностям детей. В своей работе я использовала методы и приемы: 1. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам). 2. Наглядные: (рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе). 3.Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические и словесные игры, творческая деятельность детей). При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Родители должны осознать это. Именно поэтому я стараюсь активно взаимодействовать с родителями. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы: 1.Анкетирование; 2.Размещение информации на стенде «Для Вас, родители», в папках передвижках; 3. Консультирование при помощи информационных коммуникативных технологий; 4.Привлечение к совместному творческому труду.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью работы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством художественно эстетического развития или изо-экологии. Изо-экология- еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Изо-экология - это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: 1.Усвоение системы знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях между ними; 2.Формирование представлений об универсальной ценности природы; 3.Воспитание потребности в общении с природой; 4.Привитие трудовых природоведческих навыков; 5.Развитие экологического сознания; 6. Усвоение системы знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях между ними. Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи с решением художественно-эстетических задач: 1.Обучение детей рисованию, лепке, конструированию; 2.Обучение пению, движениям под музыку; 3.Развитие словесного творчества; 4.Воспитание любви к природе, через театральную деятельность; 5.Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке; 6.Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка; 7.Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры; 8. Развивать мелкую моторику, усидчивость, воображение, мышление, память, речь.
НОВИЗНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Процесс обновления образования происходит со значительной скоростью. В сферу инновационной деятельности в настоящее время включается всё большее количество педагогов. Практически в каждом детском саду происходя инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, поисков эффективных моделей организации педагогического процесса. В своем педагогическом опыте я использовала инновационный метод работы с детьми, как твистинг. Игры с шарами для моделирования очень нравятся детям, при этом у детей развивается моторика рук и связная речь, мышление, внимание, воображение и волевые качества. Твистинг вызывает у детей эмоциональный подъем, чем укрепляет полученные знания. Этот метод очень помогает в экологическом воспитании детей. Шары всегда дарят океан счастья и радости маленьким детям. С ними так весело играть, и даже просто посмотреть на них приятно. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. В своем опыте я использовала новые развивающие технологии: -личностно-ориентированные (проблемные вопросы и ситуации); -коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря); -информативно коммуникативные технологии (демонстрация презентаций, разновидности гимнастики, физических минуток, подвижных игр с использованием мультимедийной системы); -игровые (оригинальность сюжета, мотивация); -педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза). 1. Организация изобразительной деятельности при изготовлении поделок из природных и бросовых материалов: -Каменная крошка. -Самый простой печатный материал -картофель. -Рисунок на песке. -Слегка подвяленные, но не пересушенные листья окрашиваем гуашью и делаем оттиски на фоне. -Чудо-аппликация. -Оттиски. -Проступающий рисунок. -Прекрасный строительный материал -различные по форме коробки. -Водные пятна. -Рисование на смятой бумаге. 2.Специфика использования текстильных материалов в изобразительной деятельности дошкольников: - Свободная роспись по ткани. - Волшебные нитки. - Аппликация из пряжи. - Игрушки из носков и перчаток - Куклы из перчаток, носков, варежек. 3.Лепка как вид изобразительной деятельности в детском саду: - Художественная лепка из нетрадиционных пластических материалов (скульптурный и оливковый пластилин). - Работа с воском. 4.Нетрадиционные изобразительные техники в детском саду: -Рисунок воздухом. -Рисуем то, что «унюхали». -Кляксы. -Пуантилизм- пальцевая живопись. -Рисование «По-сырому». -Рисование ладошками, смоченными в краске. -Рисование пластилином. Мягкий пластилин размазать тонким слоем по листу в произвольной форме. - Рисование в воздухе. - Рисунки на воздушных шарах. - Рисование гуашью без воды. - Лист согнуть пополам. В своей работе с детьми активно применяю методы театральной деятельности. «Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним». «Игры -драматизации». «Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок». «Упражнения по формированию выразительности исполнения».
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. И мы должны помочь ему в этом многоцветном и многогранном мире найти красоту и полюбить, понять природу и искусство. Это поможет малышам приобщиться к доброму и светлому, осудить злое и низкое. Именно в этом помогает изо-экология. Осваивая в жизни цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства ребенок постигает прекрасное. Ведущую роль в изо-экологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость. Экологическое воспитание является составной частью эстетического и нравственного воспитания. Поэтому экология–этика– эстетика–это три единства сознания и поведения каждой личности. Для формирования художественно-эстетического сознания ребенка важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности данного вопроса, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Вся работа по теме разделена на три этапа: 1. Рассматривание репродукций пейзажей, натюрмортов, книжной графики. Дидактических пособий с помощью мультимедийных систем. 2. Наблюдение в природе. 3. Раскрытие детских впечатлений посредством художественно эстетического творчества. На первом этапе я опиралась на имеющийся детский опыт, рассматривала с детьми репродукции пейзажей, натюрмортов, портретов с пейзажным фоном известных русских художников. Правильно выбранные репродукции картин для рассматривания с детьми способствуют художественному развитию детей, подводя их к усвоению взаимосвязей между художественными образами изо-искусства, музыки, литературы и наблюдениями в природе. На втором этапе я прививала детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям. Здесь, осуществлять учебно-познавательный процесс помогали игры–путешествия, занятия- рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины. Третий этап - активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности и в свободной творческой деятельности детей. Используя образы живописного искусства, музыки, литературы, как и самой природы, для среднего дошкольного возраста более целостно, обобщенно, затем, по мере взросления ребенка, начинала уделять внимание деталям, признакам, новым граням и оттенкам того же явления или предмета, находя совместно с детьми причинно-следственные связи. Таким образом, от обобщенной формы постепенно перевожу детей к более детальному постижению мира. Дошкольники становятся непосредственными участниками этой деятельности и наблюдая за деятельностью взрослого, и практически участвуя в ней. Наибольшее место в системе работы по теме я отводила совместной деятельности воспитателя с детьми. Организация работы строилась с учетом дифференцированного подхода. В основе деятельности необходимой являлась мотивация. Полученные знания не должны забываться, а поэтому они постоянны, последовательны, систематизированы и постепенно расширяются, углубляются и обобщаются. Музыкальная и изобразительная деятельность и прежде всего художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников, а создание декораций, прорисовка масок, художественное оформление сцены для постановки – это результат долгого процесса творчества детей. Накопленный опыт, материализован в виде консультативных материалов для родителей, перспективного планирования, разработки конспектов, экологических игр, экспериментов, схем, макетов, других наглядных пособий.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Формирование элементарных знаний, здорового образа жизни, мышления- цели экологического развития дошкольников. Для решения этих целей детский сад работает по программе «От рождения до школы». На основе методических рекомендаций программы, я провела мониторинг. Мониторинг осуществлялся в сентябре 2015года и в мае 2016 года, в средней разновозрастной группе «Непоседы», в количественном составе 20 человек. В начале учебного года мониторинг проводился по пяти образовательным областям: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие. В результате, высокий уровень знаний у детей выявился по таким образовательным областям, как: художественно-эстетическое, физическое развитие; средний уровень знаний: социально-коммуникативное, познавательное развитие; самый низкий уровень знаний: речевое развитие. Таким образом, в ходе мониторинга выявилось, что у детей экологическое развитие находится на уровне среднего. В течение учебного года во всех видах деятельности приоритетным направлением была работа по экологическому воспитанию. Анализ мониторинга в конце учебного года показал, что в ходе работы с детьми уровень знаний по экологии возрос, у детей возросли показатели логического мышления, ребята стали понимать причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Научились самостоятельно проводить анализ и делать соответствующие выводы. Научились грамотно и четко формулировать свои мысли. Трудовые и природоведческие навыки находятся на высоком уровне развития. Так же возрос уровень знаний о природе, ее компонентах и связей между ними. В конце года значительно расширился круг самостоятельных действий детей, развились их отношения со сверстниками, открылись новые возможности для познания мира. Всё это способствовало индивидуализации и социализации детей. Дети научились не только задавать вопросы, но и учились совместными усилиями находить ответы на них. Своим опытом работы я делюсь с коллегами по работе; проводила открытое занятие на семинаре Азовского РМО, выступала на педсоветах, проводила открытое занятие в ДОУ, участвовала в районном конкурсе «Эколята»- II место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.С. Николаева «Юный эколог»- М.: Мозаика- синтез, 2016- 208 с.
2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г. 3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001. 5.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с. 6.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с. 7.Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с. 8.Сахарова О.М. Я рисую пальчиками Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с. 9.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры у детей»
Уважаемые наши родители! Мне хочется начать наше с вами общение. Пусть в этом сотрудничестве, отношении к детям и между нами, преобладает доброжелательность, благородство и взаимопонимание. Если мы хотим получить хорошие результаты в воспитании детей, то давайте поощрять их познавательные результаты и интересы. Давайте осознаем, что наши дети учатся жить у нас, т .е. многое они черпают из окружающего мира. Если ребёнок живёт в понимании, то он учится находить любовь в этом мире: любовь к природе, ко всему живому, к Родине. И всему этому дети учатся у нас, взрослых. Наша задача в детском саду - к выпуску детей научить их узнавать растения, ухаживать за ними, за животными; бережно и с любовью относится ко всему живому, начиная с мелких насекомых и заканчивая домашними животными. Когда такая работа проводится совместно, результаты видно сразу. Без помощи родителей, наши усилия бесполезны. Все наши начинания должны закрепляться дома. Всему мы учимся играя. Всё, что постигают наши дети, они это делают через игры: дидактические, сюжетно-ролевые. Я их вам продемонстрирую, некоторые из них вы сможете изготовить сами и играть со своими детьми дома, развивая умственные способности детей, воспитывая знания детей об окружающем мире (животных, растениях). Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья. Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребёнок, системы дополнительного образования, особенно, как я уже говорила, на начальном этапе развития экологической культуры. Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам. Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что нельзя рвать цветочки, когда их сорвешь, они быстро завянут, а на полянке будут расти и долго радовать всех. Не всякое желание малыша может выполняться, и в этом нужно быть настойчивым, и не идти на поводу у ребенка. Когда родители поступают иначе – у ребенка формируется потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми в тех семьях, где есть животные (рыбки, попугаи, собаки) и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семье, где взрослые равнодушно и с неприязнью относятся к природе. Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания, родители могут способствовать разными способами: например, когда дома выращивают комнатные растения, нужно не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом, цветением. Для этого нужны простейшие комнатные цветы: «Ванька мокрый», бегонии и т.д. В процессе экологического воспитания ребенка в семье нужно знакомить его с содержанием домашних животных, если таковые имеются. Где спят, что кушают, как играют. Дети с большим интересом рассказывают о братьях наших меньших. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, наблюдений на прогулках. Так происходит познание окружающей среды в природе, осознание ее неповторимости хрупкости. Огромное значение в воспитании любви к природе имеют семейные походы на природу. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам: не рвать цветы, убирать за собой мусор, не разжигать огонь. Детям необходимо разъяснять элементарные правила поведения в природе, правила сбора ягод и фруктов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Консультация для родителей
Советы родителям для улучшения художественно эстетического развития детей дошкольного возраста.
› Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;
› Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;
› Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т. п.;
› Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
› Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т.п.;
› Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
› Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;
› Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
› Взвешенно относитесь к выбору ребенком музыкальных произведений для прослушивания, предлагайте ему не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую;
› Упражняйте дошкольников в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется;
› Используйте музыку в аудио - и видеозаписях;
› Организуйте просмотр доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, посещение концертов, музеев;
› Научите ребенка различать «музыку природы» - пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и отличное;
› Используйте высокохудожественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую ребенок может по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения танца и т. д.;
› Развивайте вокальные данные дошкольника, его музыкальные и актерские способности, - упражняйте ребенка в умении петь громко, легко, правильно интонируя мелодию; › Вызывайте у дошкольника возвышенное, радостное самочувствие от пения;
› Учите восприимчивости к эмоциональной реакции на музыкальное произведение;
› Привлекайте ребенка к совместному пению;
› Способствуйте возникновению желания придумывать несложные мелодии; › Привлекайте к театрально-игровой деятельности;
› Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
› Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;
› Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;
› Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
› Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Взаимодействие с родителями
Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители!
Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию. ФИО______________________________________________________________
Возрастная группа___________________________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ___________________________________________________________________
2. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников? • Да • Нет • Не знаю
3. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ___
___________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды? • Да • Нет • Не знаю
5. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье? • Беседы с ребенком о природе • Подкормка птиц • Отдых на природе • Наблюдение за природными объектами • Чтение художественной литературы природоведческого содержания • Другие формы_____________________________________________________
6. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка? • Высоки • Средний • Низкий
7. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? • Да • Нет
8. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников __________________________
___________________________________________________________________
9. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? __________________________________________
10.Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии_________________________
___________________________________________________________________
11. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _________________
12.Нужно ли это делать? _____________________________________________
13. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...)
___________________________________________________________________
14. Ваши предложения, пожелания.
___________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Белая береза»
(интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования, познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.
Задачи:
Образовательные задачи:
продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования.
Развивающие задачи:
развивать образное мышление, мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание
Воспитательные задачи:
воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке , любовь к березе, как к исконно русскому дереву, эко-позитивное отношение к природе.
Методические приемы:
-Мотивация (путешествие в лес)
-Беседа
-Загадки
-Игра «Чего не хватает»
-Физ. минутка
-Беседа о березе
-Показ слайдов по временам года
-Чтение стихотворения С. Есенина
-Физ. минутка «Березка»
-Рисование.
Материалы: лист бумаги, простой карандаш, гуашь белого и черного цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола, аудиозапись «звуки леса», картинки деревьев, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествия? Я хочу вам предложить отправиться в сказочный лес. Хотите? (ответы детей)
- Тогда закрывайте глазки, а я буду произносить волшебные слова:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Начинает звучать аудиозапись "звуки леса" (пение птиц и т.д.)
- Теперь открывайте глаза, слышите - мы уже в сказочном лесу
- Какие звуки вы слышите? (дети прислушиваются, говорят чьи голоса и какие звуки они слышат).
- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
- А теперь, послушайте и отгадайте загадки о деревьях:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. Дети: Ель (Показ картинки)
Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит. Дети: Осина (Показ картинки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это… Дети: Клен (Показ картинки)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это… Дети: Дуб (Показ картинки)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане. Дети: береза.( Показ картинки)
-Молодцы ребята, правильно ответили.
Игра «Чего не хватает?»
Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.
Физкульт. минутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания- руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания- руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд-
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
(Дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)
Воспитатель: Леса- величайшие источники вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и понимать прекрасное. Лес дал людям первые орудия труда, он кормил, защищал их от солнца и ветра, познакомил с огнем; из деревьев строили дома, делали посуду, обувь… Наши предки относились к природе бережно, они верили в ее природную силу. Люди научились строить корабли и небоскребы, погружаться на дно океана и летать в космос. Человечество так занято неизведанным и далеким, что порой не замечает, как где-то рядом горят леса и вырубаются березовые рощи. Люди не замечают, а деревья не могут рассказать о безалаберности туристов, о том, как одолевают их миллионы прожорливых гусениц. Среди древних людей ходили легенды про каждую травинку, про каждое дерево, а значит, и про ель, и про…(осину…), и, конечно же, про красавицу березку.
(Показать картинку березки)
Воспитатель: Береза- любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.
Русская березка красива в любое время года. Вспомните, какая береза бывает весной? Дети: береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые, клейкие, нежные листочки.
(Показ ,слайда «Березка весной»)
Воспитатель: наступило лето, и чем же береза радует нас? Дети: березы наряжаются в красивый зеленый наряд. На ветвях березы птицы вьют гнезда и поют свои песни.
(Показ слайда «Березка летом»)
Воспитатель: что происходит с березой осенью? Дети: осенью березка меняет зеленые листочки на желтые, становится, словно, «золотой». Под березой вырастают грибы подберезовики.
(Показ слайда «Березка осенью»)
Воспитатель: а, какая березка зимой? Дети: на березке нет листьев, она покрыта снегом.
(Показ ,слайда «Березка зимой»)
Воспитатель: послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке.
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
- Что это за серебро, которым принакрылась березка? Дети: березка накрылась снегом или инеем.
Воспитатель: сейчас зима, на деревьях нет листьев. Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой? Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом. Снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.
Физкульт. минутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Имитация посадки дерева.
Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте опять глазки. Я опять буду говорить волшебные слова:
До свиданья, лес! Сосны до небес.
Берёзы и дубы, ягоды, грибы:
Звериные тропинки,
Пригорки, да низинки,
Мягкая трава, не суку сова
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый.
- Открывайте глаза: Вот мы снова и в детском саду.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе не совсем обычным способом. Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево.
Упражнение «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
- Для рисунка нам понадобятся: лист бумаги, краски, кисточка, клей ПВА и соль. - Что нужно сделать, чтобы рисунок получился красивым?
Дети:- Нужно постараться и выполнить рисунок аккуратно.
- Возьмите лист бумаги, положите вертикально и возьмите простой карандаш.
Проводим линию снизу вверх, чуть изогнутую снизу.
Проводим еще одну линию снизу вверх, чуть изогнутую в другую сторону. Линии должны сойтись в одной точке вверху.
Это ствол нашей березки.
Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче.
Около ствола ветки утолщаем.
Снизу рисуем корни дерева.
Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.
На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.
Ствол и крупные ветки окрашиваем белой гуашью.
На белом фоне ствола и крупных веток рисуем черной гуашью пятнышки. Корни дерева рисуем крупными линиями черной гуашью.
После того, как высохнет гуашь, ветки дерева покрываем клеем ПВА.
Когда все ветки покрыты клеем ПВА, все дерево посыпаем солью.
Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом».
Теперь около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА.
На клей насыпаем соль.
Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы».
Вот такая березка в зимнем уборе у нас получилась.
Воспитатель объясняет, показывает, проводит индивидуальную работу. Воспитатель:- Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!
Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия выставка получившихся работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"
В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...
План работы с детьми по художественно-эстетическому развитию посредством использования нетрадиционных методов и приемов рисования.
План работы с детьми по художественно-эстетическому развитию посредством использования нетрадиционных методов и приемов рисования....
План работы с детьми по художественно-эстетическому развитию посредством использования нетрадиционных методов и приемов рисования.
Для всех групп....
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Опыт работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры....
Проект по экологическому воспитанию посредством художественно - эстетического развития в средней группе "Зимние чудеса"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 « Звёздочка» Паспорт проекта "Зимние чудеса" дл...
Конспект НОД по экологическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений, животных и птиц Приморского края....