Проект по экологическому воспитанию посредством художественно - эстетического развития в средней группе "Зимние чудеса"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 « Звёздочка»
Паспорт проекта "Зимние чудеса"
для детей среднего дошкольного возраста.
(Интегрированное направление - экологическое воспитание посредством художественно - эстетического развития)
Разработала
Педагог дошкольного образования первой квалификационной категории Ткач Светлана Алексеевна
Тверская область, город Бологое, 2022 г
Актуальность
На сегодняшний день экологическое воспитание является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Дошкольный возраст - период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру. В этом возрасте у детей развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций, которые появляются во взаимодействии ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в детском возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно- эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, что должно стимулироваться и подкрепляться художественными средствами. Необходимо учить детей находить красоту в обыденных, казалось бы, вещах, развивать в них способность изумляться необычайной целесообразностью, очаровываться красотой, преклоняться перед мощью, величием и гармонией объектов и явлений природы. Дети ждут ярких впечатлений, и природа даёт их. Они становятся движущей силой, пробуждающей разум, воображение, способность сопереживать, чувствовать, откликаться на красоту и гармонию окружающей природы. А продуктивное творчество ребёнка, обогащаясь от неё выразительностью, фиксирует эмоции и закрепляет их на подсознательном уровне. Таким образом, через природу и творчество мы должны приобщать детей к нравственности, гуманности, развивать творческие способности, эстетическое восприятие и вкус.
Проблема
Часто происходит так, что оказываются незаслуженно обделёнными вниманием педагогов и родителей некоторые чудеса зимней природы, способные произвести на детей ярчайшие впечатления и тем самым способствующие экологическому и патриотическому воспитанию, воспитанию любви к родной природе, к русской зиме.
Тип проекта:
Исследовательско - творческий
Вид проекта:
групповой
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель
Сроки реализации:
среднесрочный (с 1 декабря по 25 февраля)
Цель проекта:
Сформировать заинтересованность детей и их родителей в продуктивном, творческом исследовании зимних явлений и объектов природы с целью приобретения детьми новых впечатлений и деятельного опыта общения с природой.
Образовательные :
- закрепить представления детей о зиме как о времени года ( приметы зимы, зимние явления природы, свойства снега и льда, особенности жизни животных и людей в зимний период);
- обогащать знания детей о зимующих птицах и их повадках, о том, как правильно подкармливать разных птиц;
- знакомить с новыми интересными фактами из жизни животных в зимнее время (" Как зимуют рыбы?", " Куда делись комары?"и др.);
- дать детям элементарные представления о жизни в условиях "вечной зимы" на Северном полюсе и в Антарктиде, о некоторых животных этих климатических зон и их особенностях);
- познакомить с произведениями изобразительного, музыкального и литературного творчества, посвящёнными зиме;
- дать представление об отношении к зиме в русской национальной культуре ( народные художественные промыслы, устное народное творчество);
- обучать различным способам и приёмам(в т.ч. нетрадиционным) изображения зимней природы ( снег, иней на деревьях, сугробы, морозные окна, снежинки, животные зимой);
- сформировать систему правил безопасного и экологически грамотного поведения в зимний период.
Развивающие :
- развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои впечатления и переживания в художественном, музыкальном, и драматическом творчестве;
- развивать исследовательские навыки: наблюдательность, память, логическое мышление, воображение;
- развивать мелкую моторику, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
развивать навыки работы с основными художественными средствами и с нетрадиционным материалом;
- развивать словесное творчество ( описание, загадки, образные сравнения...);
- развивать умение взаимодействовать с ровесниками и со взрослыми в ходе исследовательской и творческой деятельности;
- раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал каждого ребёнка.
Воспитательные:
- формировать эмоционально - положительное отношение к миру,
понимание неповторимости, самоценности и красоты окружающей природы, понимание взаимосвязи и взаимозависимости всего на Земле;
- формировать основные жизненные принципы ребёнка для достижения гармонии с природой:
"не навреди", "познавая, не разрушай", "не бери у природы больше, чем тебе необходимо"," прежде, чем что то делать, подумай о последствиях для природы", "природа - совершенный творец , учись у неё ","нанося вред природе, ты вредишь себе";
- воспитание потребности в общении с природой;
- воспитание любви к родной природе, к русской зиме.
Предполагаемый результат :
1)Хорошо усвоена система соответствующих возрасту детей знаний о природе средней полосы России в зимний период и в районах заполярья.
2)Дети проявляют активную жизненную позицию по отношению к природе (систематически подкармливают зимующих птиц, ветки деревьев не ломают, проявляют заботу о молодых деревцах: освобождают их от тяжести снега;
на клумбах, вокруг деревьев и кустов снег не вытаптывают).
3) Дети с увлечением исследуют и наблюдают объекты и явления природы, эмоционально реагируют на них, стремятся выразить свои впечатления в творчестве.
4) Обогатился словарный запас речи детей (образные сравнения, стихи о зимней природе, элементы малых фольклорных жанров...).
5) Дети овладели дополнительными практическими природоведческими знаниями и интересными фактами.
6) С помощью родителей заметно обогатилась развивающая среда в группе и на прогулочной площадке(постройки из снега и снежные скульптуры)
7) Дети намного увереннее владеют художественным материалом.
8) В семье родители больше времени уделяют совместной с детьми творческой и исследовательской деятельности.
9)Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: (С 1.12 по 20.12 )
- Изучение компетентности детей и родителей по данному направлению, выявление (при непосредственном участии детей) и формулировка проблемы, определение целей проекта, доведение до воспитанников и родителей сведений о важности данной проблемы, о целях и задачах проекта.
- Подбор научно- популярной и художественной литературы, подбор иллюстративного материала( предложить родителям принять участие в создании альбомов "Ледяные чудеса", "Снежные чудеса", "Чудо - иней").
- Привлечение музыкального руководителя в работу проекта( помощь в подготовке и музыкальное сопровождение итогового мероприятия, подбор музыкальных произведений, наиболее соответствующих для восприятия детьми 4 - 5 лет).
- Подбор и изготовление атрибутов и дидактических пособий для игровой и познавательной деятельности, подготовка художественного материала для продуктивной деятельности.
- Разработка плана мероприятий и ознакомление с ним родителей.
План мероприятий
Мероприятие | Сроки | Для детей | Для родителей | Обогащение ППРС |
Экологическая акция "Не мёрзнет ёлочка зимой, не просит брать её домой!" | с 20 декабря по 29 декабря | Экскурсия в лес "Как ты, ёлочка, живёшь?" (Любуемся лесом в зимнем убранстве, рассматриваем ёлочки, закрепляем умение отличать их от сосны) Конструирование ёлочки из кругов в подарок родителям (на обратной стороне поделки размещено стихотворение, призывающее использовать как новогодний атрибут искусственную ёлку. | Помощь в организации экскурсии. | Дидактическая игра "Кому нужна ёлочка в лесу?"; фотоальбом "Новогодние модницы"; «Ёлочки» для драматизаций. |
День снеговика | 18 января | Физкультурный досуг на прогулке "С днём рождения, Снеговик!" | Обустройство площадки снежными постройками "Снежная полоса препятствий" | Полоса препятствий на площадке. |
Экологическая акция "Покормите птиц зимой" | с 10 .01 по 15 .01 | "Старичок - лесовичок в гостях у ребят: "Как помочь зимующим птицам?" | Совместное с детьми изготовление кормушек для "Птичкиной столовой". | Изготовление дидактического пособия на липучках "Зимующие птицы" для коврографа и шапочек - масок "Зимующие птицы" для драматизации. |
Выставка- вернисаж "Там, где всегда мороз" | с 31.01 по 15.02 | художественные вечера, на которых дети знакомятся с различными способами изображения животных , обитающих на северном полюсе и в Антарктиде. | предложить участие в выставке (семейное творчество: рисунки, поделки на тему) | организация в приёмной группы выставки- вернисажа "Там, где всегда мороз". |
Итоговое мероприятие Музыкально - поэтический вечер "До свиданья, Зимушка!" | 25 февраля | При помощи родителей, воспитателя и музыкального руководителя подготовить номера художественной самодеятельности. | подготовить костюмы . | оформить музыкальный зал, подготовить аудиоресурсы и мультимединое оборудование , оформить в приёмной выставку картин современного художника - иллюстратора Ирины Егоровой. |
Планирование НОД по проекту
17 декабря - НОД по рисованию "Белая берёза";
20 декабря - НОД по ФКЦМ "Кто как в лесу зимует?";
22 декабря - НОД по аппликации с элементами пластилинографии "Рябинка под снегом";
24 декабря - НОД по рисованию "Зимний лес";
27 декабря - НОД по ФКЦМ "С кем дружит ёлочка в лесу?";
29 декабря - НОД по конструированию из бумаги "Ёлочка";
14 января - НОД по рисованию "Новый год в лесу";
17 января НОД по ФЦКМ "Оглянись вокруг" (о зимующих птицах);
18 января - НОД по ФЭМП "У кормушки"( с использованием коврографа и дидактического пособия на липучках "Зимующие птицы";
19 января - НОД по лепке из пластилина "Воробьи в кормушке";
21января - НОД по рисованию "Зимующие птицы";
24 января - НОД по ФКЦМ "Тайны Снежной королевы"(о свойствах и значении снега);
26 января - НОД по лепке( пластилинографии) "Снежинка";
27 января - НОД по развитию речи "Чародейкою зимою..."(чтение стихотворений о зиме");
31 января - НОД по ФКЦМ "Путешествие на Северный полюс";
2 февраля - НОД по аппликации "Мишка на севере";
3 февраля - НОД по развитию речи "Сказки народов севера";
4 февраля - НОД по рисованию "Северное сияние"(нетрадиционная техника рисования с помощью воздушных шариков);
7 февраля - НОД по ФКЦМ "Айсберги - ледяные великаны";
9 февраля НОД по лепке из пластилина "Тюлень";
11 февраля - НОД по рисованию "Пингвин на льдине";
21 февраля - НОД по ФКЦМ "Сказка про гжельских мастеров и про Змея Горыныча";
23 февраля - НОД по аппликации "Гжельскую агашку поместим на чашку"(по мотивам гжельской росписи);
24 февраля - НОД по развитию речи "Русская зима"(устное народное творчество о зиме).
ОСНОВНОЙ ЭТАП ( практический)
(С 20.01 по 20.02)
Различные формы работы с детьми (НОД, развлечения, деятельность на прогулке, самостоятельная деятельность детей)
Методы и приёмы работы с детьми:
Словесные методы:
- Рассказы воспитателя("Что такое снег?", "Как человек использует лёд?","Как появилась сосулька",серия рассказов о диких животных в зимний период, о зимующих птицах, " Кто живёт на севере?","Жизнь в Антарктиде","История снеговика","Как живёт человек в условиях вечного холода?","Куда плывёт айсберг?";
- Объяснения воспитателя в ходе наблюдений за природными явлениями (иней, наст, метель, вьюга...) и объектами(птицы, бездомные животные, небо...) и в процессе рассматривания иллюстраций;
- Словесное сопровождение показов способов действий в процессе продуктивной деятельности;
- Беседы с детьми
"Осторожно, гололёд!","Осторожно, лёд на водоёмах!","Осторожно, сосульки!","Кого не встретишь зимой в лесу?","Зачем нужен снег?","Какую ёлку вы будете наряжать на новый год?",""За что мы любим зиму?" - Чтение стихотворений
А.С.Пушкина "Вот ветер, тучи нагоняя...", Ф.Н. Тютчева "Чародейкою зимою...", М.А. Доглядной "Айсберг", Лидии Козловой "Первый снег", Виктора Беликова "Снег, как человек", Татьяны Лавровой "Посмотрите, что такое?!...", Татьяны Щигровой "Иней", Татьяны Шарыгиной "Вы узнаёте зиму?", Д.Хорол "Ёлочка", Л.Слуцкой "Кто согреет солнышко?", В.Степанова "Полночный снег" и "Белая зима", М.Пожаровой "Разукрасилась зима".
- Словесная игра "Закончи стишок" и
работа с чистоговорками на зимнюю тематику (см. приложение)
- Фронтальное заучивание наизусть стихотворений Л.Сашиной " Белый мишка", Е.Трутневой "Ёлка", Высотской "Ёлочка", А. Усачёва "Снежинки" с использованием мнемотаблиц;
заучивание стихотворений о зиме, о зимних праздниках индивидуально.
- Чтение рассказов Г.Скребицкого и В.Чаплина "Кто как зимует?", "Куда комары зимой девались?","Чем дятел зимой кормится?","Как заяц зимой живёт?","Как белочка зимует?","Посмотри вокруг" ;
рассказов Г.Снегирёва "Пингвиний пляж", "Белёк".
- Чтение "Сказок на ночь" Ириса Ревю:
"Про ёлочку", "Про снежинку", "Про снеговика "Находчивый друг";
сказок Т.Домаренок "Ёлочка", Т.Михайловой "Как Медведь и Ёжик искали снег", "Зимней сказки про лисёнка и зайчонка" Щукиной Т.Т.,
"Как Мороз себе шубу шил" и "О снежной бабе" Л.В. Гангнус;
чтение русской народной сказки "Морозко" и сказок народов севера "Ворон" и "Гордый олень".
- Знакомство детей с пословицами и поговорками, народными приметами и загадками на тему "Зима" (см.приложение)
- Составление описательных рассказов о животных и зимующих птицах с опорой на схему.
- Прослушивание аудиосказок "Почему у медведя нос чёрный", "Почему олень быстро бегает"(авторство не указано) и "Серебряное копытце" Н.Бажова.
Наглядные методы:
- наблюдения на прогулке, во время экскурсии в лес, в процессе кормления птиц, наблюдения за работой дворников,
дорожных рабочих, рабочих коммунальных служб;
- рассматривание фото иллюстраций (альбомы "Чудо - иней", "Ледяные чудеса", "Снежные чудеса", "Зима в русских художественных промыслах","Новогодние модницы","Зима в картинах современного художника - иллюстратора Ирины Егоровой"); -рассматривание репродукций картин русских художников(Горбатов К."Зимний день", Вировая Л.Г."Зима",Кустодиев Б."Лыжники",Панов Э."В лесу. Зима.", Жданов В.Ю."Зимний пейзаж",Вельц И.А."Закат в зимнем лесу" ",Васнецов "Зимний сон", Айвазовский И.К."Ледяные горы в Антарктиде, Метелкина М.Я."Морозное окно", Грабарь И.Э."Иней",Вохлины "Зимушка".
- Рассматривание схем рисования и лепки .
- Просмотр развивающего мультфильма "Кругосветное путешествие с Хрюшей. Арктика и Антарктида",советских мультфильмов "Сказка о белой льдинке" и «Зимняя сказка»(сопровождение симфонического оркестра с классическими произведениями П.И.Чайковского на зимнюю тему)
Практические методы:
- экспериментирование во время зимних прогулок: "Цветные льдинки", "Ледяная мозаика","Узоры на снегу", "Как слепить снеговика из рыхлого снега?", "Звуки зимы";
- изготовление поделок из еловых шишек и др.природных материалов (предварительно обязательно вспоминаем, как мы вели себя в лесу во время сбора материала для поделок осенью);
- дидактические игры
"Найди одинаковые снежинки", "Узнай по тени", «Узнай по следу»,логоритмическая игра «Снег руками нагребаем»,"Найди одинаковые ёлочки", "Укрась ёлочку, как на картинке", "На что это похоже?", "Найди неправильную тень", "Северное сияние. Найди такие же, краски", "Зимняя палитра", "Наведи порядок в сувенирном магазине", "Кто где живёт?(Животные севера и Антарктиды)", "Из чего это сделано?", "Помоги Умке сложить льдинки", "Близко - далеко", "Когда это бывает?", "Что напутал художник?", "Где отражение?", "Послушай и угадай, кто к кормушке прилетел (голоса зимующих птиц)", различные "Найди отличия", разрезные картинки, соответствующие возрасту детей пазлы, раскраски и прописи ;
подвижные игры: "Два Мороза", "Мороз и дети", "Дед Мороз - не морозь", русская народная "Снежная баба","Снежинки, вьюга и мороз", "Снеговик - сугроб - сосулька", "Охотники и зайцы", "Не будите медведя" "Зимующие и перелётные птицы", "Вороны и воробьи", "Важенка и оленята", "Сова и евражки",
зимние состязания и эстафеты: "С льдины на льдину", "Чей снежок?","Кто быстрее залепит круг?","Сбей шпиль(сосульку)", "Кто выше подбросит снежок?", "Чей ком больше?:, "Чей сугроб больше?","Накорми Обжорика", "Борьба "на палках"( традиционное состязание ненецких детей)","Кто быстрей на гору?", "Пробеги по следу", "Пробеги по лыжне";
сюжетно - ролевые игры и игры - ситуации:
"Защитники снежной крепости", "Снежная мастерская", "Полярники", "Снеговик у нас в гостях", "Оленеводы", "Гонки на собачьих упряжках", "Кондитерская тётушки Зимы";
- игры - драматизации по мотивам русских народных сказок и потешек на зимнюю тему, игры - этюды на имитацию движений животных и птиц; - -пальчиковая и дыхательная гимнастики (см.приложение); -занятия ритмопластикой и логоритмикой, где используются упражнения на тему «Зима».
- прослушивание классической музыки :
отрывок из пьесы Антонио Вивальди "Зима" из цикла "Времена года",
П.И.Чайковский
отрывки из балета "Щелкунчик" и "Декабрь. Святки", "Январь. У камелька", "Февраль. Масленица" из цикла "Времена года",
Ф. Шопен "Ноктюрн";
- Микаэль Таривердиев "Снег над Ленинградом",
"Зимняя" из м/ф "Маша и медведь";
- прослушивание детских песен о зиме:
"Вальс снежинок" ст.А.Внукова, муз.Шаинского, "Ёлочка - зелёная иголочка"ст.И.Векшегонова, муз.О.Компанейца, "Кабы не было зимы" Ю.Энтин, "Зимняя песенка"ст.С.Вышеславцевой, муз.М.Красева,
"Ух ты, зимушка- зима"слова народные, муз.А.Александрова, "Кончается зима" ст.Найдёновой, муз.Потапенко;
- разучивание наизусть песен :"Саночки" ст.Т.Волгиной, муз. А.Филипенко,
"По лесу по дремучему..."(автор неизвестен), русских народных песен "Здравствуй, гостья зима!"; Нины Ипатовой «Здравствуй, зимушка – зима !",Л.Олиферовой «Русская зима»;
- "Большой новогодний концерт "Кукутиков" "(прослушивание и танцы под музыку).
- лепка, пластилинография, аппликация, конструирование, рисование в рамках групповых и индивидуальных дополнительных занятий "Художественные вечера".
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Обобщение и анализ результатов и продуктов проекта:
Итоговое мероприятие - "Музыкально- поэтический праздник "До свиданья, зимушка!"
Оформление стенда для родителей в приёмной "Наш проект".
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- выставки детского творчества "Зимующие птицы", "Зима - волшебница"и совместная выставка- вернисаж (детские рисунки и поделки, изготовленные дома с родителями) "Там, где всегда мороз";
- снежная полоса препятствий(с помощью родителей);
- тематические альбомы иллюстраций "Снежные чудеса", "Ледяные чудеса", "Чудо иней", "Русская зима в народных художественных промыслах", "Зимний пейзаж"(с помощью родителей);
шапочки - маски "Зимующие птицы";
- аудиопапка "Звуки зимы";
- макет "Северный полюс";
- презентация проекта для коллег и в соцсетях для родителей
Работа с родителями
Консультации:
1) "Формирование художественного восприятия ребёнка как одна из проблем современного образования";
2) "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в кругу семьи";
3) "Учите детей изображать" .
Мастер - класс для родителей по сказкотерапии в нетрадиционной технике "Рисование жидким тестом";
Мастер - класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования с использованием пены для бритья".
Вывод
Проведя анализ результатов проекта "Зимние чудеса", можно сделать вывод : цель проекта достигнута.Нынешняя зима оказалась для наших воспитанников и их родителей особенной, богатой яркими впечатлениями и эмоциями, чему способствовала так же замечательная погода и обильные снегопады. Все участники проекта были вовлечены в интереснейшую практическую, творческую деятельность, и прелести зимней природы несомненно нашли эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА :
1) Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста" Санкт - Петербург, "Детство - Пресс", 2008 г.
2) Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф." Мир, в котором я живу", М., 2006 г.
3) Иванова А.И. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду" М., 2005 г
4) Короткова Н.В. "Экологическое воспитание через художественно - творческую деятельность" ( http://doshkolnik.ru/ecologia/2005.html )
5) Гончарова О.В. "Применение художественно - эстетических средств в экологическом воспитании дошкольников" (https://pandia.ru/text/78/060/30696.php)
Приложение №1
Русская зима в устном народном творчестве
Потешки про зиму
Ты, мороз,мороз,мороз,
Не показывай свой нос.
Уходи скорей домой,
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём.
Сядем в саночки -
Самокаточки.
- Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок.
Ехал Ванечка дружок,
Ехал Ваня, поспешал.
Со добра коня упал,
Он упал, да и лежит -
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали -
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь - дорогу показали.
- Как по снегу, по метели
Трое саночек летели
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.
В первых санках - дедушка,
В других санках - бабушка,
В третьих санках - тётушка.
Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.
- Уж ты зимушка- зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Не проехать, не пройти.
Народные загадки
Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идёт
(Снег)
На дворе - горой,
А в избе - водой.
(Снег)
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.
(Снег)
Скатерть бела всю землю одела.
(Снег)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
(Лёд)
Не огонь, а жжётся.
(Мороз)
Сам не бежит, и стоять не велит.
(Мороз)
Всю зиму под крышей висела -
Весной её солнышко съело.
(Сосулька)
На окнах картинки
Из белой паутинки.
(Иней)
Зимой и летом одним цветом.
(Ель)
Морковка белая
Из воды сделана
Растёт зимой
Вниз головой.
(Сосулька)
Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Узор на стекле)
Рук нет, а рисовать умеет.
(Мороз)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт - белого найдёт.
(Заяц и лиса)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый, лежит возле хаты.
Лежит всю зиму-
Никто не поднимет.
Весна придёт - он сам уйдёт.
(Сугроб)
Без рук рисует, без зубов кусает.
(Мороз)
Пословицы и поговорки о зиме
- Солнце летом греет, зимой морозит.
- С неба снег - звездой, на ладошку - водой.
- Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
- Зимний денёк - воробьиный скок.
- В зимний холод всякий молод.
- Мороз лучше бани подрумянит.
- Зима лодыря морозит.
- Где снег, там и след.
- Бел снег, да невкусен.
- Зимою день темен, да ночь светла.
- Был бы снежок, скатаем и комок.
- Зима тепла не носит.
- Зима - не лето, в шубу одета.
- Береги нос в сильный мороз.
- Заковал мороз реки, да не навеки.
-Зимой льдом не дорожат.
- У него снега зимой не допросишься.
- Зимой солнце, что мачеха - светит, да не греет.
- Зима всё найдёт, что лето отложило.
- В чужие края зиму не пошлёшь.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
- Нет зимы, которая бы не кончалась.
- Снег холодный, а от стужи укрывает.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
Народные приметы
-Зима без снегу - лето без хлеба.
-Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.
- Зимой лес шумит к скорой оттепели.
- Снегирь прилетит - о зиме известит.
- Зимой собаки валяются - жди метель.
- Зимою вьюги - летом ненастье.
- Зима снежная - лето дождливое.
- Холодная зима - жаркое лето.
- Если вороны садятся на вершины деревьев - к морозу.
- Если вороны кружатся стаями - к морозу или снегопаду, если садятся на землю - к оттепели.
- Если ворона кричит зимой - к метели.
- Если воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
- Если синицы с утра поднимают писк - к морозу.
Приложение №2
Стихи о зиме
Иней серебристый, Словно мишура,
Весело искрится
С самого утра.
Кто его развесил?
Может, Дед Мороз?
На еловых лапах,
На ветвях берёз.
А узор морозный
На окошко лёг.
Вот кораблик звёздный,
Пальма, мотылёк.
Всё перемешалось,
Как в волшебном сне.
Розы распустились
Прямо на окне.
Серебристый иней
Словно мишура.
Вечер синий - синий,
Детям спать пора.
(Татьяна Щигрова)
Посмотрите, что такое?
Расцвели цветы зимою!
Белые, пушистые -
Чудо серебристое!
Я дотронулась несмело,
Красота вся облетела...
Мама улыбается:
- Иней осыпается.
Очень нежный, быстро тает.
Ничего, мороз исправит.
Расцветут ещё цветы
Небывалой красоты!
(Татьяна Лаврова)
Снег как человек.
Улыбается прохожий,
Вся вокруг природа спит.
Снег чуть - чуть на нас похожий:
Его давят - он скрипит...
Тронешь, кажется холодным
И колючим иногда,
Но своим покровом плотным
Греет всходы он всегда.
Взбеленится - неизбежно
Всё дорожки заметёт,
А раздобрится - так нежно
На ладошку упадёт.
(Виктор Беликов)
Первый снег
Летит, кружится первый снег,
И вся земля вокруг белеет.
От белизны его у всех
В душе становится светлее.
Леса, пригорки и холмы
Всё ярче блещут и искрятся,
А снег летит, летит, чтоб мы
Не разучились удивляться.
(Лидия Козлова)
Как огромнейший кристалл,
Айсберг в море заблистал!
Словно замок, неприступен,
Только для волны доступен.
И она его ведёт,
За течением он плывёт.
(Марина Андреева- Доглядная)
Мокрый снег.
За окошком мокрый снег.
Серый день промозглый.
Ходит грустный человек,
Ёжится и мёрзнет.
Жаль - нельзя окно открыть:
Закричать ему, спросить:
"Разве это дело?!
У тебя есть мокрый снег!
Ты - счастливый человек!
А я вот... заболела."
Зима - волшебница, Играя, сделала
Звезду хрустальную,
Снежинку белую.
Среди сестёр своих
Всё ж уникальную
В ажурном кружеве,
Как в платье бальном.
Чародейкою зимою околдован лес стоит-
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф.Тютчев)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, забыл- и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.И рады мы
Проказам матушки зимы...
(А.Пушкин)
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На санках мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
(Т. Шорыгина)
Ёлочка
По сугробам, по кустам
Скачет заяц белый.
Нет норы ни здесь, ни там,
Что же зайцу делать?
Он охотника боится, он от страха весь дрожит.
Заяц скачет, заяц мчится,
Заяц к ёлочке бежит.
- Спрячь меня , ёлочка,
Поскорей!
Спрячь меня , зелёная,
Пожалей!
И накрыла быстро
Ёлочка ветвями
Бедного зайчишку с длинными ушами.
Только виден хвостик, Ну да не беда:
Хвостик можно спрятать
В снег
Всегда.
(Д.Хорол)
Кто согреет солнышко?
Всем зимою холодно,
В дом бегут скорее.
Остаётся солнышко.
Кто его согреет?
Раньше согревало,
Были солнцу рады,
А теперь любуются танцем снегопада.
Нарисую солнышко
У себя в альбоме,
И как будто станет
Посветлее в доме.
Напишу записку -
Я уже умею:
Не печалься, солнышко!
Я тебя согрею.
( Л.Слуцкая)
Полночный снег
Полночный снег,
Он не спешит.
Он медленно идёт,
Но знает снег,
Что всё равно
Он где то упадёт.
И чем он медленней шагал,
Чем осторожней был,
Тем мягче в темноту упал
И нас не разбудил.
(В. Степанов )
Белая зима
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы,-
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз.
Замру, и белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.
(В. Степанов)
Разукрасилась зима
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек - снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
- Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз,
Лёгкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни.
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
(М. Пожарова)
Приложение №3
Закончи стишок
- Наши окна, как картинки.
Кто художник - невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал...
(Мороз)
- Белый пух лёг на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек -
Этот пух зовётся...
(Снег)
- Змейкой вьются по земле,
Воют жалобно в трубе,
Засыпают снегом ели -
Это зимние...
(Метели)
- Не пускает за порог,
Бьёт, кусает, валит с ног.
Зимушки - зимы подруга.
Злая северная ...
(Вьюга)
- В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовёт
Гладкий и прозрачный...
(Лёд)
- Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте щёки, уши, нос.
Ведь на улице...
(Мороз)
- Вот какие чудеса:
Стали белыми леса, берега озёр и рек.
Что случилось? Выпал...
(Снег)
- Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мёрзли ручки.
Сохранят тепло сестрички
Шерстяные ...
(Рукавички)
ЧИСТОГОВОРКИ
Да- да- да- зимою холода.
Да- да-да- превратилась в лёд вода.
Ды- ды-ды- в инее кусты.
Ди- ди- ди-метели замели.
Ду- ду-ду- я на лыжах иду.
Ды-ды-ды- на снегу видны следы.
Ма-ма-ма-за окном зима.
Мы- мы- мы- дождались зимы.
Ать- ать-ать- мы идём гулять.
Ок- ок-ок- на дворе снежок.
Ом- ом-ом- слепим снежный ком.
Ну- ну-ну- саночки тяну.
Ос-ос-ос- я укутал шарфом нос.
Или- или-или-или-
Бабу снежную лепили.
Вик-вик-вик-вик-
Получился снеговик.
Анки-анки-анки-анки-
Замечательные санки.
Ать-ать-ать-ать-
Буду друга догонять.
ЗИМНИЕ ЗАГАДКИ
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Зацепилась за карниз
И растёт, как шишка, вниз.
(Сосулька)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Удивительная птица
И мороза не боится!
С крыльями, а не летает,
Ловко плавает, ныряет.
(Пингвин)
Он лежит на льдине,
Будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шубкой копится.
(Тюлень)
Что за чудо- чудеса?
Загорелись небеса!
И горит - сияет пламя
Над сверкающими льдами.
(Северное сияние).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
( Снегирь )
Спиной зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
( Синица )
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится,
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает:"Чик - чик".
( Воробей )
Приложение №4
Сценарий музыкально - поэтического праздника для детей среднего дошкольного возраста "До свиданья, зимушка!"
Цель: закрепить впечатления детей от уходящей зимы, формировать положительный эмоциональный настрой, отзывчивость и благодарность родной природе.
(На экране - репродукция картины Л.Г. Вировой "Зима".Звучит отрывок из пьесы П.И.Чайковского "Январь. Святки" из цикла "Времена года"
Воспитатель
- Как по зимней по поре
Все деревья в серебре.
Все деревья в снежных шубках.
Чудо - сказка на дворе!
Ребята, вот и подходит к концу замечательное время года – зима .В этом году зима выдалась снежная, радостная, удивительная. Много чудес она нам подарила, много своих тайн для нас раскрыла. И собрались мы с вами сегодня, чтобы с почётом и благодарностью проводить зимушку до следующего года.
( Дети исполняют песню "Русская зима")
А чтобы вспомнить все зимние чудеса, ребята приготовили загадки.
(Дети по заранее определённой очереди загадывают загадки про зимние явления природы)
1)Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озёр и рек.
Что случилось?
Выпал...
(Снег)
2) В зимний день на пруд легло
Очень тонкое стекло.
Нас в хоккей играть зовёт
Гладкий и прозрачный..
(Лёд)
3) Наши окна, как картинки.
Кто художник - невидимка?
На стене букеты роз
Нам нарисовал...
(Мороз)
4)Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз, и светит солнце,
Небосвод высокий, синий,
На деревьях - белый ...
(Иней)
5) Не пускает на порог,
Бьёт, кусает, валит с ног
Зимушки - зимы подруга,
Злая северная...
(Вьюга)
6) Змейкой вьются по земле,
Воют жалобно в трубе,
Засыпают снегом ели -
Это зимние...
(Метели)
(Звучит музыка Г.Свиридова из к/ф "Метель".На экране - отрывок из видеоролика к этой пьесе)
Воспитатель
- Ребята, послушайте. Это мелодия метели. Давайте покружимся в ритме вальса.
( Дети произвольно танцуют)
Воспитатель
- А кто знает, что вызывает зимой метель и вьюгу? Какие условия?("Ветер и снегопад")Верно. Снегопад - это когда много- много снежинок падают на землю .Если при этом дует ветер, то получается метель, пурга или даже вьюга, буран. А если ветра нет,
( На экране - видеоролик к пьесе М.Таривердиева "Снег над Ленинградом"), то снежинки ложатся тихо, медленно опускаются на землю. Давайте покажем, как. Вы все сегодня такие нарядные в честь праздника зимы. Девочки, как настоящие снежинки. Может , кто - нибудь знает стихотворение про снежинку?
Ребёнок читает :
- Зима - волшебница
Играя, сделала
Звезду хрустальную,
Снежинку белую.
Среди подруг своих
Всё ж уникальную,
В ажурном кружеве,
Как в платье бальном.(Дети тихонько садятся на стульчики)
Вот такой тихий снегопад часто случается по ночам. Есть даже такое стихотворение Владимира Степанова "Полночный снег".Кто нам его прочтёт?
(Ребёнок читает стихотворение)
- Полночный снег,
Он не спешит.
Он медленно идёт,
Но знает снег,
Что всё равно он где то упадёт.
И, чем он медленней шагал,
Чем осторожней был,
Тем мягче в темноту упал и нас не разбудил.
Воспитатель
- Пока люди спали в своих тёплых постельках, за ночь выпало много - много снегу. Бывало, выйдешь зимой на улицу - красота то какая! Вот где раздолье для зимних игр и забав!
Ребята, а что вы любите делать зимой на прогулке?(Ответы детей) И, конечно же, кататься на санках!
Давайте споём песенку про это.
(Исполняется песня Филипенко , муз. Александрова "Сани")
Воспитатель
- Ребята, а в какие зимние игры мы с вами играли , вспоминайте?(Ответы детей)
Я предлагаю поиграть в игру "Снег, лёд, кутерьма"(Проводится игра с музыкальным сопровождением)
Воспитатель
- Но не всем весело зимой, не все рады морозам да метелям. Диким животным и зимующим птицам приходится зимой очень нелегко. Вы знаете, почему?(Ответы детей) Давайте посмотрим сценку, которая называется "Доживём до весны"
СЦЕНКА "ДОЖИВЁМ ДО ВЕСНЫ".
(На сцену "вылетают" Синица, Голубь, Ворона и Воробей)
Синица
- Говорю вам не напрасно:
Птичья жизнь зимой ужасна -
Против нас мороз, бураны,
Да ещё и хулиганы!
Воробей
- Нас выслеживают кошки!
В клювиках с утра ни крошки!
Червяков и мошек нет.
А без них - какой обед?
Голубь
- Ох, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
(На сцене появляется Сорока)
Сорока
- Добрый день , Синичка, здравствуй!
Чик и Гуля, как дела?
Ой, не терпится похвастать -
Я сегодня принесла
Замечательную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие то кормушки.
Будто дети есть такие -
Ну, совсем - совсем не злые,
А, как раз, наоборот -
Помогают птицам! Вот!
Ворона
- Перестань трещать, Сорока,
О еде, о жизни лёгкой,
Да ещё о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Голубь
- Не поверю никогда,
Будто где то есть еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны.
Синичка
- А вот я бы полетела,
Очень кушать захотела.
Воробей
- И я, пожалуй, полечу.
Я всю зиму есть хочу.
(Все птички "улетают"со сцены)
Ведущая
- Ребята, птицы полетели к нашим кормушкам. А чем вы кормите птиц зимой?(Ответы детей. Птицы возвращаются)
Ворона
- Ах, какой прекрасный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Голубь
- И теперь уж наяву
До весны я доживу.
Синичка
- А весной мы дружно вместе
Будем петь всем людям песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Воспитатель
- Зимушка - зима знает, какие вы молодцы, ребята, как вы заботились о птицах, как вы чистили дорожки от снега, чтобы всем было удобно ходить, знает, как вы защищали ёлочки перед Новогодними праздниками, какие красивые рисунки вы рисовали, какие удивительные поделки мастерили. На прощание зимушка прислала вам угощение ( раздаёт). Здесь еще несколько осталось, но на всех не хватит. Что же нам делать? А давайте разыграем?!
(Проводится мини - викторина)
Сейчас я начну говорить русскую пословицу, а вы продолжайте , если знаете.
- "Береги нос...
(в сильный мороз)".
- " Зимою день тёмен,...
(да ночь светла)".
- Мороз не велик,.
(да стоять не велит)"
- Где снег, там и...
(след)".
- "Зима без снега - ...
(лето без хлеба).
(Звучит отрывок из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик".На экране слайд - шоу "Зима уходит"
Воспитатель
- Вот и проводили мы нашу Зимушку. Давайте дружно скажем :"Спасибо, зима! До новой встречи!"
(Звучит песня Шаинского "Кабы не было зимы")
Приложение №5
Конспект занятия по рисованию «Белая берёза» в средней группе
Программные задачи: Учить детей рисовать березу зимой. Передавать характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнышками, тонкие изогнутые ветки). Закреплять навыки рисования гуашью, развивать умение детей пользоваться кистью, проводить тонкие линии. Развивать у детей мелкую моторику. Развивать речь, знакомить со стихотворением Есенина «Белая берёза». Воспитывать интерес к изображению природы. Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: рассматривание зимних пейзажей (Шишкин «Зима», рисование «сугробов» нетрадиционным методом – штамп пробкой, губкой, мятой бумагой на альбомных листах голубого цвета.
Оборудование: аудио со спокойной музыкой для продуктивной деятельности.
Демонстрационный материал: образец «Зимняя береза», лист для показа.
Раздаточный материал: тонированные альбомные листы голубого цвета. Краски гуашь белая, черная, кисти белка 2, подставки для кисточек, салфетки на каждого.
Ход
1 Часть
Мотивация и постановка цели.
Дети сидят в кругу.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Ребята, а что вам нравиться зимой?
- Особенно красива зимой березка – это символ России. Поэты воспевали березку в своих стихах. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза» (Чтение стихотворения).
- Вот так в своем стихотворении С. Есенин словесно изобразил березку. Мне так понравилось это стихотворение, что захотелось нарисовать самой берёзу. Посмотрите, что получилось у меня. (Демонстрация готовой работы). А вы бы хотели нарисовать такую красивую берёзу? (Да.)
- Сегодня на занятии мы нарисуем свою зимнюю березку.
Давайте рассмотрим рисунок. (Рассматривание образца.)
- Скажите, деревья могут летать в воздухе? (Нет, деревья растут на земле.)
- А чем зимой покрыта земля? (Снегом.)
- Значит, сначала мы изобразим снежную землю горизонтальными широкими линиями, линиями, которые лежат. Получится сугроб.
- Теперь внимательно рассмотрите березку, какие части есть у березки? (ветки, ствол)
- Рассмотрим ствол. Это широкая вертикальная линия, линия, которая стоит.
- Какого цвета ствол? (белого) Что есть на стволе? (черные пятнашки)
- Одинаков ствол вверху дерева и внизу? А что можно сказать о нем? (вверху ствол уже, внизу шире)
- Рассмотрим ветки
- На что по форме похожи ветки? (Ниточки, шарфики, веревочки)
- Как расположены ветки? (с каждой стороны ствола, слева и справа)
- Куда смотрят ветки у березы? (Вниз)
- Посмотрите, есть главные ветки они толще, и они начинаются от самого ствола, от них отходят тонкие веточки.
- Давайте мы с вами превратимся в белые берёзки. Встанем на ножки и потянемся высоко.
Динамическая пауза.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревце всё выше, выше.
- Молодцы, а теперь обратно превратимся в ребят и будем учиться рисовать.
Показ способов изображения
- Берем белую краску. Начинаем рисовать сугроб. Широкие линии всей толщиной кисти от края до края горизонтально. Затем рисуем ствол. Широкая линия из сугроба вверх. Теперь изображаем главные ветки. Ветки рисуем от ствола, с каждой стороны, рисуем сначала ветку всем ворсом, проводя линию вверх. Затем постепенно опускаем ветку вниз и поднимаем ворс кисти до кончика. И так с каждой стороны. Вверху главные ветки короче, а внизу длиннее. Дальше мы рисуем тонкие ветки кончиком кисти, ветки смотрят вниз. Чем больше тонких веток, тем березка будет кудрявей и пушистей.
- Теперь, когда краска на стволе подсохла, мы нарисуем черные пятнашки на стволе и ветках. Самый кончик кисти немного обмакиваем в черную краску. Помним, что самые тонкие линии живут на самом кончике кисточки.
- В самом конце работ вы можете изобразить падающий снег, прижимая кончик кисти к листу.
2 Часть.
Продуктивная деятельность за столом.
- А теперь я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Дети садятся за столы.
- Для начала разомнем наши пальчики.
Белая берёза руками показывают дерево
Под моим окном показывают окошко
Принакрылась снегом точно серебром. Пальчиками «посыпают»
Закрепление последовательности работы
- Что сначала мы будем рисовать?
- Что рисуем потом?
- Что рисуем в самом конце?
Работа детей
Руководство ходом работы, направляющая помощь.
- Отступаем от края листа, помните, что ствол у березы прямой, сверху тоньше внизу шире.
- Черные пятна рисуем после веток, чтобы дать краске подсохнуть.
- Ветки начинаем рисовать от ствола.
- Ветки тоненькие, рисуем кончиком кисти.
3 Часть
Рефлексия.
- Ребята, какие вы молодцы. Скажите, было ли вам трудно? Что понравилось? Покажите ваши работы. Смотрите, мы в зимней березовой рощею как тут красиво! Вам тоже понравилось. А можете кого-нибудь научить рисовать такую красивую зимнюю берёзу? Спасибо вам за ваш труд. Мне тоже было очень интересно.
Приложение №5
Конспект занятия по рисованию «Зимний лес» в средней группе
Программные задачи:
Образовательные:
• учить детей рисовать несложный пейзаж в соответствии с содержанием стихотворения, изображать елку в снежном убранстве;
• продолжать развивать умение правильно располагать рисунок на листе, рисовать красками;
• учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения;
• уточнять и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение;
• самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, инициативу.
Развивающие:
• развивать творческие способности, внимание, воображение, речь, эстетическое и образное восприятие.
Здоровьесберегающие:
• следить за осанкой детей, соблюдать режим двигательной активности
на протяжении всего занятия.
Материал и оборудование: краски «Гуашь» (коричневая, зеленая, белая); стаканы для воды, палитра, кисти, подставки под кисти, салфетки, клеенки
тонированные листы бумаги (1/2 альбомного листа, искусственные деревья; картина «Зимний вечер», мягкая игрушка (белый зайчик)
ТСО: аудиозапись «Декабрь» («Времена года» П. И. Чайковский)
Предшествующая работа: заучивание стихотворений о зимней природе;
экскурсии в лесопарк; рассматривание иллюстраций зимних пейзажей.
Ход занятия:
I. Вводная часть (дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель.
Ребята, для начала мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. (ответы детей)
В-ль: Давайте сейчас встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и пожелаем друг другу здоровья, хорошего настроения, добра, счастья и чтобы все у вас сегодня на занятии получилось.
А теперь посмотрите за окно и скажите какое сейчас время года?
- А почему вы так решили?
- Давайте с вами погуляем по зимнему лесу и вспомним стихотворение О. Высотской «Елочка» (дети читают хором).
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
- Почему мы говорим «тихим стал наш сад»?
- Почему «березки и осинки скучные стоят»?
- А почему «елочка одна весела…»?
- Посмотрите, какая красивая заснеженная елочка! Дед Мороз позаботился о ней и украсил белым и пушистым снегом, а кто спрятался под ней, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Поменял трусишка цвет,
А потом запутал след. (Появляется зайчик)
- Какая шубка у зайчика зимой?
- Почему?
Зайчик. – Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне в гости полюбоваться зимним лесом? -Только вы не шумите…
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь.
- Мой друг Мишка никогда не видел зимы, снега…
- Ребята, а как вы думаете, почему?
- Давайте ему нарисуем зимний лес, а когда он весной проснется, я передам ему ваши работы, и он увидит зиму и обрадуется.
Воспитатель. – Пойдемте за столы и нарисуем для Мишки зимний лес. А ты, зайчик, садись вместе с нами и посмотри, как детки стараются.
II. Основная часть
(дети сидят за столами)
Воспитатель. В лесу на горе росла красивая елка. Однажды елку увидел художник и нарисовал ее такой. (Показываю картину «Зимний вечер»)
Потом эту елку увидела писательница и сочинила такое стихотворение. Давайте его вспомним. (Читает один ребенок)
Вырастала елка в лесу на горе,
У нее иголки зимой в серебре,
У нее на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах…
- Вспомним, из каких частей состоит елочка?
- Каким цветом будем рисовать ствол?
- Каким цветом будем рисовать веточки?
(Объясняю технику рисования ели)
- С чего начинаем рисовать елочку?
- Какую краску возьмем?
Практическая часть
Самостоятельная работа (под музыкальное сопровождение)
Физ/минутка (стоя возле столов)
Ой, зайчата как замерзли, и у всех холодный нос!
Ой, зайчата как замерзли, и у всех холодный хвост!
Чтобы зайчикам согреться, надо всем нам поскакать,
Чтобы зайчикам согреться, надо лапки потирать.
Зайки лапки согревают вот и эдак, вот и так!
Зайки лапками играют вот и эдак, вот и так!
Вот присели все зайчата и тихонечко сидят –
Нет ли хитрой здесь лисички? Во все стороны глядят.
Но в лесу все очень тихо, зайки прыгают опять.
Очень любят наши зайки веселиться и играть!
Лапку в бок, лапку в бок.
Лапкой топ, лапкой топ.
Покружились веселей возле елочки своей!
- Помните, как автор в своем стихотворении одел елочку в «снежное пальтишко», чтобы она не замерзла?
- Каким цветом будем рисовать «пальтишко»?
III. Заключительная часть (итог занятия)
(вывешиваю работы на доске)
Воспитатель.
Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки –
У лесных ворот водят хоровод.
- Ребята, посмотрите, какой хоровод получился! Зайка, тебе понравился? (анализ работ)
Зайка. - Очень понравился, ваш сказочный зимний лес напоминает лес, в котором я живу. Обязательно передам ваши работы своему другу Мишке; когда он весной проснется – узнает, какой бывает зимний лес.
(зайчик уходит и уносит работы)
Воспитатель. - Детки, вы сегодня молодцы. Хорошо отвечали, знаете много стихотворений. Думаю, что Мишка будет доволен.
Самоанализ комплексного занятия по рисованию
в средней группе «Зимний лес»
Программное содержание занятия соответствуют возрасту и уровню развития детей. Когда я ставила перед собой задачи, старалась учитывать возраст детей, а также то, что психологические процессы только начинают формироваться.
В программном содержании сформулированы задачи образовательного, воспитательного, развивающего и здоровъесберегающего характера. Занятие состояло из трех частей:
-Введение – «прогулка по зимнему лесу»- отгадывание загадки, чтение детьми стихотворения;
-Основная часть – закрепление техники рисования елки в снежном убранстве;
-Заключительная часть (итог занятия) – анализ детских работ при помощи художественного слова.
Я старалась соблюсти принцип логичности построения занятия : все три части занятия, физкультурную минутку объединила одним сюжетом. Мне удалось поддержать акцент на присутствии гостя на протяжении всего занятия.
Мне кажется, что материал детьми усвоен, потому что речь была ясная, понятная, выразительная и логически построенная.
Использовала различные методы и приемы: сюрпризный момент – появление гостя (зайчика, словесный (беседа, наглядный, а также использовала ТСО (музыкальное сопровождение). Прекрасным средством привлечения внимания детей была наглядность, которая помогала лучшему усвоению материала.
Использовала различные виды работ: хоровое и индивидуальное чтение стихотворений, самостоятельная работа детей (практическая часть).
Мыслительной активности добивалась с помощью опоры на опыт детей, их знания.
Старалась умело организовать работу детей: давала четкие целевые установки, интересные задания. Присутствовал дифференцированный подход к детям (учитывала знания, умения и навыки каждого ребенка).
На протяжении занятия дети были организованы и активны, достаточно двигались. Я старалась обеспечить детям психологический комфорт, поощряя каждого ребенка, создать радостное настроение.
Данное занятие прошло эффективно. Цели и задачи, поставленные мной, выполнены.
Приложение №6
Конспект НОД по рисованию по теме «Гжель» (средняя группа)
Программное содержание:
1. Познакомить детей с гжельской росписью, ее элементами, колоритом.
2. Учить рисовать элементы гжельской росписи концом кисти и плашмя.
3. Воспитывать аккуратность в работе.
4. Развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование: текст сказки, скульптура малой формы с гжельским узором, образцы элементов гжельской росписи, листы бумаги А5, гуашь синяя.
Ход НОД
Дети сидят полукругом на стульях или на ковре.
Чтение детям сказки.
Далеко - далеко есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют, и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Кто повадился летать на село Гжель?
- Что люди придумали, что бы избавиться от него?
- Из чего мастера делали фигуры? Какой краской расписывали?
Рассматривание скульптур малой формы с гжельскими узорами. (Обратить внимание на элементы, колорит росписи.)
Сегодня я вам предлагаю побыть такими же мастерами и попробовать нарисовать элементы гжельской росписи.
Физкультминутка.
Мы ладошки выставляем,
Ловить снежинки начинаем!
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много – много!
И растут везде сугробы.
Снег в ладошки наберем
И лепить снежки начнем!
Лепим, лепим, лепим ком
И бросаем вверх потом!
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! Выставляют руки вперед, ладошками вверх.
Хватательные движениями руками- «ловят» снежинки с легкими подпрыгиваниями подтягиваниями.
Дети «ловят» снежинки.
Дети «ловят» снежинки.
Выполнят руками волны, ладошки смотрят вниз.
Показываю руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы».
Набирают двумя руками пригоршню снега.
«Лепят» снежки.
Продолжают «лепить» снежки.
Мнимый снежок подбрасывают вверх.
Все возвращаются к работе.
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель показывает, как правильно рисовать элементы гжельской росписи, обращая внимание на то, какие элементы прорисовываем концом кисти, а какие всем ворсом.
Пальчиковая гимнастика.
Снег пушистый лег на ветки,
И гулять бегут все детки.
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Лыжи,
Санки,
И коньки.
Мчатся наперегонки. Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопырены, изображаем ветки.
Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу как ножки.
Делают «колечки» правой и левой руками и ставят их одно над другим.
Соединяют кончики пальцев так, чтобы получились «шарики».
Скользят по столу руками вперед – назад.
Ладони положить вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед – назад.
Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед – назад на столе в противофазе.
Работы детей с оказанием индивидуальной помощи.
Подведение итогов. Выставка работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из педагогического опыта Кокшаровой оксаны Владимировны на тему: "Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития"
В приложении включены: перспективное планирование; конспекты непосредственно-образовательной деятельности; методы работы с детими по художественно-эстетическому развитию"...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Досуг. Опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
Досуг . Опыт работы по теме : " Художественно - эстетическое развитие посредством пазных видов деятельности ....
Проект «Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Проект формирует познавательный интерес дошкольников о космосе и Вселенной и отражает специфику взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательском центре «Мини-планетарий»...
Проект "Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста"
Проект формирует познавательный интерес дошкольников о космосе и Вселенной, отражает специфику взаимодействия педагога с детьми в познавательно - исследовательском центре "Мини-планетарий"...
Опыт работы «Экологическое воспитание посредством художественно – эстетического развития».
Опыт работы«Экологическое воспитание посредством художественно – эстетического развития»....
Конспект НОД по экологическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений, животных и птиц Приморского края....