Консультация для педагогов
консультация
Как используется логоритмика в музыкальном развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика в музыкальной деятельности детей.
Весь мир живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме- ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического развития. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь. Поэтому логоритмика широко используется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни дошкольников, т.к. любое ритмическое движение мы обязательно сочетаем с речью, т.е. мы показываем, параллельно объясняем словами выполнение движения.
В музыкальном развитии используются следующие элементы логоритмики: пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук; на развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти используются музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами; на развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, развитие чувства ритма используется логопедическая (артикуляционная) гимнастика, на развитие певческих данных вокально- артикуляционные упражнения, чистоговорки; упражнения на развитие мимических мышц; коммуникативные игры и танцы.
На музыкальном занятии музыкально-ритмическим движениям уделяется достаточно времени, это начало занятия, где дети учатся выполнять какое-то движение, или разучивают элемент танца, и конец занятия, где непосредственно мы разучиваем танцы, хороводы, флешмобы, играем в подвижные музыкальные игры. Хочется немного заострить внимание на некоторых методиках, используемых в работе музыкального руководителя. Методика, разработанная отцом и дочерью Железновыми, в её основе лежит сочетание музыкально-игровых упражнений с детьми от 6 мес. до 6 лет. Занятия нацелены на всестороннее развитие детей средствами музыки: речи, внимания, памяти, моторики, коммуникативных способностей. Я в своей работе использую эту методику с детьми раннего и младшего возраста, дополняю занятия игровыми упражнениями. Эта форма работы подразумевает использование как традиционных приёмов, так новых: использование фонограмм. Такую методику, специально разработанную в рамках программы «Музыка вместе с мамой», я рекомендую родителям в домашних условиях. Примерный перечень упражнений под музыку включает в себя пробуждение, массаж, пальчиковые игры, выполнение простых движений и рекомендован к выполнению ежедневно по 7-10 мин. Всё, что нужно это наличие музыкальных фонограмм. С детьми среднего и старшего возраста, существует подборка коммуникативных танцев и упражнений А.Бурениной «Ритмическая мозаика», а также есть сборник Челябинского композитора Е.Попляновой «Палочки-скакалочки», где представлены песенки-упражнения. Методика Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова», где за основу берётся ритмизованная речь, как средство развития музыкального слуха. И «Двигательное двухголосье», где педагог дирижирует, а ребёнок повторяет за ним. Это только часть материала, который можно использовать.
Занятия по логоритмике будут полезны не только детям с определенными речевыми нарушениями, но и детям, которым нужно развить уверенность в себе, научиться контролировать свое тело, уметь правильно и четко выражать свои мысли и чувства. Логоритмика тесно связана с театральной деятельностью, потому что эти два направления тесно переплетаются. Ведь в театральной деятельности есть такое понятие как, сценическая речь, включающая элементы театральной деятельности. А именно:
1. Правильное дыхание
2. Развитие дикции и артикуляции.
3. Выразительная речь: интонация и словесное действие.
4. Искусство общения.
5. Образность и культура речи.
И есть такое понятие как ритмопластика. Это простыми словами, умение ритмично двигаться, в театральной деятельности дети учатся пластично двигаться, через движение под музыку детишками разыгрываются разнообразные эмоциональные состояния, образы, сценки, сюжеты. При этом у ребенка развиваются не только двигательные навыки, но и осмысление музыки и ее выражение через тело с подключением эмоционально-чувственной сферы, т. е. актерские способности. Кроме того, это музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку, «ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с заданным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у малыша одновременно с «мастерским» владением собственным телом тренируются все психические процессы. Это и восприятие, и внимание, и память, и эмоции, и чувства, и мышление, и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, мышцы и координация движений, подвижность и способность сознательно управлять своим телом. Ребенок приобретает ценнейшее для будущей жизни умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье. У нас в детском саду работает театральный кружок, руководителем, которого я являюсь. И сейчас немного подробнее хочется рассказать, как мы занимаемся с детьми. В начале обучения дети знакомятся с понятием «Театр», что оно в себя включает. Мы учимся правильно и чётко говорить, работаем над дикцией, посредством скороговорок, стихов, упражнений. Разыгрываем этюды и сценки. Например, по стихотворению В.Лунина «Сучок на тропинке» дети самостоятельно выбирают как им двигаться, жесты, мимику, походку и повадки персонажей (предложить участникам семинара)
Тренди-бренди, тренди бредь! По тропинке шёл медведь,
По тропинке шёл медведь, на малину поглядеть.
На сучок ногою встал, поскользнулся и упал.
Растянулся –испугался, что в капкан ногой попался,
С перепугу задрожал, подскочил и убежал.
Видно трусом был медведь,
Тренди-бренди, тренди-бредь!
Трали-вали чудеса, по тропинке шла лиса,
По тропинке шла лиса и глядела в небеса.
На сучок ногой ступила, поскользнулась и завыла.
Хвать его, что было силы –только лапу занозила!
Ох, и злой ушла лиса, трали-вали чудеса!
Стуки-стуки, стуки-стук, по тропинке шёл барсук,
По тропинке шёл барсук, наступил ногой на сук.
Поскользнулся, растянулся, встал на ноги отряхнулся,
Почесал в раздумье спинку, отодвинул сук с тропинки,
И пошёл себе барсук, стуки-стуки, стуки-стук!
«По дороге домой» С.Погореловского.
Простясь до завтра с детским садом, шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла на пути: -устала я шагать-идти.
-Зачем шагать, сказала мать?,-попробуй зайцем поскакать.
-Теперь попробуй, покажи-ка, как семенит в норе ежиха…
-Теперь, как бегает щенок. Ух, как стремглав, не чуя ног.
-Как за птенцом крадётся кошка? Не слышно, вкрадчиво, сторожко.
-А как ступает слон большой? Трясутся стены дома!
-А как бельчонок? Но постой! Вот мы уже пришли домой.
Ещё можно предложить детям показать с помощью движений небольшую сказку, в начале распределяют роли, каких героев дети будут изображать. Сказка «Зайчик и ёжик», дети изображают солнышко, тучку, деревья, снежинки, зайчика и ёжика, птиц. Педагог рассказывает сказку, а дети в это время показывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...