УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_podderzhka_rebenka_.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В дошкольном возрасте физическое и психическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Однако замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер.
Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность.
Ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.
К концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен», и в нем отражается характер воспитания впервые 6 - 7 лет жизни.
Важнейшей характеристикой ФГОС дошкольного образования является идея о психолого-педагогической поддержке позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка в рамках реализации образовательной программы дошкольной организации.
В решении проблемы психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации детей, должна сыграть существенную роль окружающая среда. Следовательно, необходимо особое внимание уделять тому, что окружает ребенка. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно включение в активную познавательно-творческую деятельность детей различных групп.
В Федеральном государственном дошкольном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена задача «… создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…».
Необходимым условием построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, что возможно при соблюдении принципов построения развивающей среды в группе детского сада.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.
Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств (по Н.В. Микляевой):
- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;
- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
- игрового развития;
- экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;
-компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.
Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.
Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.
Образовательные отношения на современном этапе дошкольного образования активно включают личностно-ориентированные технологии обучения. Одной из таких технологий является педагогическая поддержка детей, которая несет в себе основные подходы к организации целостного развития детей в ДОУ.
Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль общения с воспитанниками. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии является осознание сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов с помощью, которых можно достичь результата.
От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.
Метод – совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов воспитательных задач.
Прием - это способ педагогического действия в определенных условиях.
Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.
При этом педагог должен направить свои усилия на то, чтобы ребенок понял, что происходит с ним в конкретной жизненной ситуации, принял происходящее без ущерба для своего здоровья (вариант первоначальной неудачи) и научился преодолению трудностей, связанных с жизненными ситуациями.
Задача педагога при овладении технологией педагогической поддержки продемонстрировать ребенку:
- свою готовность поддержать ребенка в сложной для него ситуации;
- способным адекватно понять то, что ребенок хочет и по поводу чего у него возникает проблема);
- способным помочь сознанию ребенка отделить «хочу» и «могу» («не хочу» и «не могу») и найти точку для приложения усилий;
- способным аргументировано высказаться по поводу ситуации;
- способным вести переговоры;
- готовым к разделению и совмещению позиций, но действующим в пределах достигнутых между сторонами договоренностей;
- способным к рефлексии, проектированию и дальнейшей деятельности.
Для лучшей организации работы с детьми необходимо использовать тактики психолого-педагогической поддержки.
Психолого-педагогическая поддержка оказывается детям на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у дошкольников на данном возрастном этапе.
Использование тактик технологии «педагогической поддержки» зависит не только от практического опыта педагогов, но и от готовности к освоению данной технологии в условиях образовательной среды дошкольной организации.
Иногда при решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.
Следует подчеркнуть, что педагогика не терпит шаблона. Ошибкой было бы без анализа ситуации буквально применять рекомендации или во всех случаях некритично копировать лучших педагогов, успешно применивших тот или иной прием. Простое копирование даже самого хорошего образца без знания объективных закономерностей психики дошкольника часто приводит к неудачам и дает повод к неудачам и отрицательной оценке того или иного приема.
Удача ждет, того, кто изучит передовой опыт, современную литературу, узнав не только «как», но и «почему» следует использовать тактики педагогической поддержки. Затем использует этот опыт с учетом особенностей своего характера, индивидуальных особенностей воспитанников и взаимоотношений с ними, всегда творчески будет относиться к работе.
Список использованной литературы
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии по отдельным вопросам введения ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155».
- Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей. // Народное образование - 1998. - № 8. - С.108 — 111.
- Станкевич Л.П., Алпатова К.А. О взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации / Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010 № 2. – С.112 – 119.
- Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. Издательство: РЕЧЬ — СПб. 2010.158 с.
Приложение
Приемы педагогической поддержки
Ситуация, требующая вмешательства взрослого. Тактика защиты.
-Запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен - старшие дети, сверстники в лидирующей позиции. При этом эти запреты и угрозы носят агрессивный характер и направлены адресно в отношении конкретного ребёнка, делают его аутсайдером, изгоем, вечно виноватым.
-Угроза жизни и здоровью ребёнка.
Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитаннику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Педагог при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории или факта, который действительно имел место в жизни, показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации.
Прием переключение. В целях установления дисциплины на занятиях, налаживания правильных взаимоотношений с воспитанниками. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь «нарушителя», переключить его внимание и деятельность на новое занятие.
В работе с «трудными» воспитанниками, педагог использует прием отвлечение. Учитывая психические особенности детей среднего и старшего возраста: недостаточно развитое произвольное внимание, некритическое отношение к собственным возможностям, неумение преодолевать трудности, опытный педагог отвлекает ребенка, «мешающего» ему работать, направляя его внимание на что-либо интересное.
Ситуация, требующая вмешательства взрослого.
-Препятствия непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.
Один из эффективных приемов общения - опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении обучающихся в занимательную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов, и дадут им возможность испытать радость творчества, создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы, а это обязательно рано или поздно положительно скажется на их взаимоотношениях с педагогом, со сверстниками.
Прием — подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учитывая естественное желание воспитанника получить радость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся ранее скучной, неинтересной.
При этом педагог
а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства;
в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
Ситуация, требующая вмешательства взрослого. Тактика помощи.
1. Одни дети опираются на известный способ, легко решая таким образом свою проблему. (Кстати, эти дети весьма склонны прислушиваться к советам, подсказкам. Они сами часто просят и даже требуют от педагога совета, объяснения, указания - «как лучше поступить»).
2. Другие дети рискуют (особенно лидеры), они как будто одновременно испытывают и себя, и ситуацию, и взрослых.
3. Дети, которые объективно могли бы найти выход из ситуации, поскольку в их опыте достаточно для этого знаний и умений. Но они отказываются даже пытаться это делать. В общем виде проблема этих детей выглядит таким образом: они почему-то заранее уверены в том, что их способ действий, их результат действий будут извне оценены как неправильные. Они боятся ошибок, боятся оценок, не верят в себя, не верят другим и боятся их.
Авансирование доверием, похвалой. Используя прием, хвалят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» воспитанников, совершивших положительный поступок.
Моральная поддержка, или укрепление веры воспитанника в собственные силы. Чтобы подбодрить, педагог отмечает в его поведении или подготовленности черту характера, знания, навык, которыми он отличается в лучшую сторону.
Образовательный эффект тактики «помощи» состоит в том, что ребёнок вначале встретился с проблемой, ощущая себя немощным, незнающим, «хуже всех», а на выходе, после совершённых им самостоятельных действий, он имеет опыт нового самоощущения: «Я не хуже других. Я могу быть таким же успешным, как и другие. Все видели, как я сам успешно справился с задачей». Помощь создаёт ему перспективу и точку опоры для самопознания, самоопределения, самореализации в условиях эмоционального комфорта.
Но хвалить ребёнка за то, что он не умеет, так же вредно, как не замечать и игнорировать то, что он может.
В задачах, которые необходимо решить в тактике «помощи» выделяются следующие:
1. Создать условия для поисковой деятельности ребёнка;
2. Предоставить ребёнку условия для рефлексии и фиксации поисковой деятельности.
3. Предоставить ребёнку в распоряжение знания, накопленные в культуре и в опыте других людей, которые подтверждают ценность активных действий в проблеме.
4. Обеспечить безопасность самореализации в пределах реальных возможностей ребёнка.
Педагогом могут быть применяться следующие методы:
- метод открытий, основанный на том, что педагог предлагает нестандартное решение интеллектуальной задачи, которое противоречит индивидуальному опыту детей;
- метод вариативных заданий, которые заставляют детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
- метод проявления творческой активности;
- метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи;
- метод проведения опытов.
Ситуация, требующая вмешательства взрослого. Тактика содействия.
Нередко возникают ситуации, когда ребенок может разрешить проблему, но не делает этого. Объективно для этого нет никаких преград, которые он не мог бы преодолеть, но субъективно ребёнок не хочет (или ему кажется, что не может) выходить за привычные способы действия, которые гарантировано приносят ему некоторую успешность.
В этом случае главный способ осуществления тактики «содействия» - это ещё большая, чем в тактике «помощи» отстранённость педагога от реального участия в действиях ребёнка по решению его конкретной проблемы.
Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего», намеренно избегая позиции «советчика» и «эксперта». При этом он:
- сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления того, что он хочет и намеревается сделать;
- постоянно интересуется его мнением и отношением к происходящему;
- упрощает конструкцию его ответов, до главного смысла в нём содержащегося, вопрошая при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее…»
- расширяет возможности выбора за счёт «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребёнку неизвестны.
Педагог занимает в тактике содействия позицию «рефлексивного зеркала» ребёнка:
- он часто, подобно эху, воспроизводит формулировки ребёнка, тем самым обеспечивая ему возможность услышать самого себя «со стороны»;
- он использует инверсию (перестановку, преобразование) как средство возвращения ребёнку противоречий, содержащихся в его намерениях (в утверждениях, в аргументации и т. д.), которые ребёнок или не заметил, или не захотел принимать во внимание;
- организует обратную связь (отражение), используя визуальную фиксацию положений, которые высказывает ребёнок (с помощью простых схем «изображает» логику высказывания).
Ситуация, требующая вмешательства взрослого.Тактика взаимодействия.
Ребёнок сам готов решать свою проблему и запрашивает у педагога помощь в этом. Педагог может предлагать ребёнку «защиту», «помощь», «содействие», но он должен воздержаться от того, чтобы первым предлагать ребёнку вступить с ним в договорные отношения. Тактика «взаимодействия» как бы меняет местами ребёнка и педагога.
Педагог обязан предоставить свободу (и ответственность) - выбирать ему педагога или нет доверенным лицом.
Специфика договора между ребёнком и педагогом в образовании состоит в позиции педагога, которую он занимает в этом процессе. Педагог, с одной стороны, действует наравне с ребёнком по всем правилам и обязательствам, которые они установили и согласовали друг с другом, преследуя, как и ребёнок, цель - эффективно разрешить ситуацию. Но, с другой стороны, педагог, будучи профессионалом, имеет свою «сверхцель» - создание необходимых условий для целостного образования ребёнка.
Исходя из этих задач, педагог использует договор в качестве особой образовательной технологии, включающей в себя различные виды договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребёнка», «Договор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор сотрудничество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая культура родителей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Педагогическая культура родителейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования
Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...
«Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»
Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...
Современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования
В предлагаемом сообщении рассмотрены современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС ДО. Выделены основные принципы, виды, формы и варианты планирования образовательног...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»Секция «Дети в музее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...
Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"
Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации....