Деловая игра с педагогами "Использование игрового набора "Дары Ф. Фрёбеля" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ, через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_telegina.docx | 176.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г. Поронайска
(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)
Утверждаю:
старший воспитатель
/ / Афанасьева Г. А.
18.03.2020
Деловая игра с педагогами
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
(в рамках семинара: «Создание условий для развития умственных способностей для детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»)
Составитель: учитель-дефектолог Телегина А.В.
2020 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля.
2. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в деловой игре с педагогами.
3. Обучить участников методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.
Методы:
Игровой (дидактические игры).
Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами.
Ожидаемый результат:
Сформированность умений педагогов применять развивающие игры и упражнения в педагогическом процессе.
Содержание:
I часть теоретическая
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Первым, кто рассмотрел игру как ведущим видом деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.
Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фребель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.
Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Описание и технические характеристики:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках;
Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» — это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:
Познакомить детей с геометрическими фигурами, телами, цифрами, научить сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развивается пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, развитие речи.
Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
II часть практическая
А сейчас предлагаю перейти к практической части. На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными. Вы будете работать командой.
1 задание «Кинотеатр»
- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом, вместе должна рассадить «зрителей в кинотеатре». Фигурки — это «зрители, а белый лист – это «зал». Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «зрителей», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально — это кинозал. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В кинозале будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. – Задание понятно?
- Слушайте инструкцию: зритель «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Зритель «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……
Зритель «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……
Зритель «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……
Зритель «красное полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……
Зритель «оранжевый круг» сидит в нижнем ряду справа……
Зритель «фиолетовый ромб» сидит в среднем ряду по центру…
-Что развивает эта игра? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками.)
- Вы замечательно рассадили всех «зрителей»! Высаживайте их обратно в тарелочки!
2 задание. Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.
Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)
Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)
Выше папы, (сложить человечка из наборов)
Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)
Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)
А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)
Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)
Стихи Е. Ильина.
-Что развивает эта игра? (Ориентировка на листе бумаги, тренировка мелкой моторики рук, развитие творческих и речевых способностей)
Модуль с палочками разного цвета и размера и модуль геометрические фигуры. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму. Здесь опять нет предела детской фантазии: домики, дорожки заборчик и многое другое.
задание.
Игра «Волшебная змея»
Учитель-дефектолог:
Становись скорее в круг,
Ты мой друг и я твой друг!
Змейка любит поиграть,
Комплементы получать!
Вы кольцо скорей возьмите,
Чем прекрасна – расскажите!
Участники встают в круг, перед этим каждый выбирает себе кольца разной величины из набора. Водящий со змеей ходит по кругу и произносит слова: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! Останавливается перед игроком со словами: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да, конечно же, хочу. Я хочу стать твоим хвостом (вставляет слово, которое обозначает признак (какая?))… змея!». Затем игрок становится за водящим, с которым снова идут по кругу и подходят к следующему и т.д., пока все не присоединятся.
Учитель-дефектолог: - Ну что, уважаемые друзья, змейка нам очень благодарна, ей очень понравилось с Вами играть. И она указала нам дальнейший путь.
-Что развивает эта игра? (Крупная и мелкая моторика, развитие речевых способностей)
4 задание. Рефлексия. Предлагаю вам изобразить ваше настроение, используя ДФ.
Кто желает? Педагоги выкладывают сюжет, смайлики используя элементы ДФ.
Вынимая материал из ящиков, необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.
Заключение.
Таким образом, эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фрёбель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, развивают интеллектуальные, познавательные, игровые способности детей дошкольного возраста.
Все вы славно потрудились
Хорошо подзарядились.
Всем спасибо за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая НОД по интеллектуально-познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
"Бросайка "...
"Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"
В конспекте дана классификация дидактических игр, структура и технология дидактических игр. А также представлена игра для детей старшего дошкольного возраста "Логический экран"....
Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
Основой умственного воспитания детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...
Дидактическая игра на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста «Умница гусеница»
Дидактическая игра «Умница гусеница» направленна на освоение содержания образовательной области "Познавательное развитие" с учётом требований ФГОС ДО, формирование элементарных математических представ...
Дидактические игры, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
презентация...
«Квест-игра как эффективная форма физического и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.Квест – как универсальная игровая технология, включающая соревнов...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...