Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
материал на тему

Франчук Татьяна Валентиновна

Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №56 «Северяночка»

Доклад из опыта работы:

«Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

                                                  Подготовила:  воспитатель: Франчук Т.В.

                          г.Нижневартовск, 2015г.


Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.

Нашей задачей  является  прежде всего то , чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием,  учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Дети  способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно.

Отсюда и главные задачи образовательных областей:

Вызвать творческий интерес к формированию целостной картины мира(мира людей, животных, растений, явлений природы…);

Формировать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Подводить к оценке результата своей работы;

Развивать память, мышление..

Поэтому вся деятельность педагога в нашей группе  заключается в развитии, воспитании и обучении детей. А осуществляется это с помощью игровых  методов и приёмов обучения.

В нашей группе  используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения  является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Поскольку ведущим  видом  деятельности в этом возрасте  является  игра ,  то опыт работы  показывает, что прививать интерес к учебе лучше на игровом, занимательном, обучающем материале.

Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры - эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность.

Наиболее часто используем  игровые методы и приемы:

1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Карлсон, лесной житель, старичок- Лесовичок,  мультипликационного героя , Почтальон Печкин, кот Матроскин, Шарик, кот Леопольд, Красная Шапочка и др.)).

2.  отправляемся  в путешествие на ковре-самолёте, на воздушном шаре , на прогулку, в сказку, в гости и др.

3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.

4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач) .

5.Введение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка) .

6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.

Используем продуктивные вопросы, сравнение одного предмета с другим.

4.Обыгрывание проблемных ситуаций: Например:

«Незнайка  кушал сосульки и заболел. Правильно ли он делал? Почему?»

7. Проводятся игры предметные

, подвижные, сюжетные , ролевые,

 игры-соревнования: «Чья команда ловчее», «Нарисуй портрет с закрытыми глазами».

интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, викторины Викторина «Вежливые слова»),  дидактические игры.

 Игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки  - развивают  умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие - позже.

Игры на развитие  умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предполагают  умение группировать предметы , выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу “из чего сделан , что делает”.

  Игровые конкурсы. Конкурс чтецов «Лучшее  новогоднее стихотворение».

 Также используем поощрения активных участников игр.

Разработали правила соревнований. У каждого ребёнка в шкафчике лежит конверт в котором хранятся фанты. Фант получает ребёнок за активное участие в играх, в жизни группы, за выполнение заданий.   Если  ребёнок собирает 10фантов, он получает приз(маленький календарик) и переходит на второй уровень. Насобирав  ещё десять фантов- ребёнок переходит на следующий уровень и получает магнитик и т.д. Дети увлекаются  такими игровыми приёмами. Они активно участвуют во всех видах деятельности, стараются быть лидерами.

Так же широко используем просмотр презентаций, видеороликов.

 Игровые упражнения на релаксацию.

Здоровьесберегающие технологии.

Список используемой литературы.

1. Кабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей / О. А. Кабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2010. – 96с.

2. Карелина, И. А. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / Карелина И. А. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с

4. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М. : Обруч, 2012. – 176с.

Сайт maaam.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Презентация к опыту работы "Использование игровой материал " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Игровой набор  " Дары фрёбеля" это одна из новых форм организации процесса обучения и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Набор позваляет решать за...

Презентация.Использование игровых форм и приемов в интеллектуально -познавательном развитии детей.

Использование игровых форм и приемов в интеллектуально -познавательном развитии детей....

Деловая игра с педагогами "Использование игрового набора "Дары Ф. Фрёбеля" в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ, через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми....