Интегрированные занятия
план-конспект занятия

Чупрова Валентина Алексеевна

Этот цикл занятий содержит материал по обеспечению формирования школьной готовности в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_zanyatiya.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия

Пояснительная записка

Этот цикл занятий содержит материал по обеспечению формирования школьной готовности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Отечественными психологами было убедительно показано, что навыки чтения, счета и письма, освоенные в дошкольном возрасте, не всегда обеспечивают успешность школьного обучения ребенка. Возникло представление о неспецифических компонентах школьной зрелости, среди которых первое место заняла сформированность произвольности как особого качества психических процессов, проявляющегося у детей в старшем дошкольном возрасте, а также способности ребенка к контролю собственного поведения – его двигательного компонента, эмоциональных реакций, речевого поведения. Вторым важнейшим компонентам готовности к школе является уровня развития речи. Монологическая речь – основа любого школьного ответа. Умение поставить вопрос – основа познавательной деятельности. Диалогическая речь – основа адекватной коммуникации. Третьим компонентом, определяющим социальное положение ребенка в классе, в коллективе сверстников и в глазах своего учителя, является коммуникативная компетентность, сформированность навыков общения.

 Работы отечественных психологов показали, что дети 6-7 лет способны сами отказаться от того, что им приятно или интересно, ради соблюдения понятного и принимаемого морального принципа. Распространенным методом формирования положительного отношения к соблюдению норм морали и отрицательного отношения к их нарушению является ознакомление с литературными произведениями, в которых показывается противоборство добра и зла, положительных         и отрицательных персонажей, их поступков.

«Лисенок - первоклассник»

Цель: формировать представления о положительных и отрицательных поступках.        

Задачи:

  • содействовать становлению ценностных ориентаций (правдивость –лживость);
  • развивать смысловую сторону речи через ознакомление детей с антонимами (выраженными разными частями речи);
  • продолжать учить составлять рассказ;
  • воспитание прилежного ученика.

           Ход.  Чтение рассказа В. Сухомлинского «Лисенок – первоклассник»

У Лисы был сын - рыжий Лисенок. Он учился в первом классе. Лисенок был не очень прилежным учеником. Он не хотел рано утром вставать, делать зарядку, умываться, чистить зубы, завтракать.

Однажды Лисенок решил: «Не пойду в школу».

- Доброе утро, мама, - жалобно прошептал он утром.

- У меня зуб болит.

Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кроватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам».

Но мама сказала:

- Доброе утро, сынок! Сейчас я схожу за медведем- зубным врачом. Он придет и вырвет больной зуб.

Лисенок испугался. Кому это приятно, если у него вырывают совершенно здоровый зуб?

И он сказал маме:

- Мама, у меня перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы, позавтракаю.

- Вот и хорошо, что зуб перестал болеть, - сказала мама, - а сладкая каша уже готова.

Ответьте на вопросы:

1.Почему Лисенок назван не очень прилежным учеником?

2.Что однажды решил Лисенок?

3.Что ответила мама Лисенку?

4.Почему Лисенок испугался?

5.Правда ли у Лисенка болел зуб?

Закончите предложение близко к тексту.

1.Однажды Лисенок решил…

2.Медведь придет и вырвет…

3.Я пойду в школу, но сначала…

- Ребята, послушайте стихотворение С. Баруздина.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

  Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Ответьте на вопросы.

1.Можете ли вы назвать тех людей, которые «жить умеют по часам», «ценят каждый час»?

2.Как можно назвать человека, которому «лень вставать, зарядку делать, руки мыть и         застилать кровать»?

Подберите противоположные слова, антонимы.

Например: правда- ложь.

Сын- ; утро- ; вставать- ; больной зуб- ; завтракать- ; сладкая каша

-А теперь повторим, что значит «прилежным ученик» (ответы детей)

-Прилежный ученик - это значит хороший ученик, и я очень надеюсь, что вы через   некоторое время, станете таковыми.

Доброе дело - правду говорить смело.

Цель. Дать представление о моральных качествах как честность, справедливость.        

Задачи.

1.Формировать представления о положительных и отрицательных действиях и отношения к ним.                                                        

2.Совершенствовать грамматический строй речи: употребление имен существительных во множественном числе (один - много).                

3.Развитие произвольной памяти.                                                

4.Воспитывать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.                                                                        

Ход.                                                                                                                Чтение рассказа Ю.Федина «Варя»                                                                        Вечером после дождя мама послала Варю купить газеты. Варя шла с газетами домой, поскользнулась, упала в лужу и уронила газеты. Плача, девочка поднималась по лестнице.        Дверь открыла мама.                                                                                        - Что случилось, Варенька? Почему ты в грязи?                                                

- Это меня Санька толкнул.                                                                                

- Ах, этот Санька! Сегодня же поговорю с его родителями, - сказала мама и послала Варю умываться.                                                                                        

На большой перемене ребята играли в догонялки. Варя хотела догнать Саньку, но он сердито посмотрел на нее и отошел в сторону.                                                        

- Санька, ты что? Играть не хочешь?                                                                

-Я с тобой больше не играю. И Саня пошел в класс.                                                Варя поняла. Это все из-за того, что она сказала маме неправду.                                 Ответьте на вопросы:

1. Куда мама послала Варю?                                                                        

2.Что случилось с Варей, когда она возвращалась домой?                                

3.Что ответила на вопрос мамы Варя?                                                        

4.Почему Санька не стал играть с Варей на следующий день?                                

5.Что вы можете сказать о поступке Вари?                                                        

6.Как бы вы поступили на месте Вари и Саньки.                                                

-Как вы понимаете пословицу «Доброе дело- правду говорить смело»? (ответы детей)

 -Запомните, пожалуйста, эту пословицу.                                                                                             Выберите для рассказа другое название и объясните, почему вы его выбрали.                        «Неправда». «Игра в догонялки». «Варя и Санька».                                                          - Я прочитаю предложение, а вы вспомните, так ли было по рассказу. Например: Варя пошла за газетами к почтовому ящику. Нет, мама послала Варю купить газеты.                1.Варя шла, поскользнулась, упала в лужу и уронила газеты.

  2.Дверь открыл папа.                                                                                        3.Ребята играли в догонялки.                                                                                4.Саня хотел догнать Варю.                                                                                5.Варя сказала правду.                                                                                        -Следующее задание такое, нужно назвать слово во множественном числе. Например: Газета - много газет.                                                                                                        Лужа, девочка, мальчик, мама, родитель.                                                        --                       -Теперь посмотрим настольный театр «Опрокинутая полка» (О - обидчик, Ж- жертва, П- помощник)                                                                                                

П- играет, О- бегает, Ж- стоит около полки и рассматривает игрушки.                        

О. (толкает Ж., который падает на полку, а игрушки - на пол). - Рассыпал игрушки! Тебя за это накажут! Обязательно накажут! Пойду, скажу воспитателю! (Убегает). Ж.(стоит очень расстроенный).- Он же сам меня толкнул!                                

П.(подходит). -Давай поставим их быстро на место. Я буду подавать, а ты ставить. (Убирают игрушки).                                                                                        

В – ль (входит и осматривается).- Где же разбросанные игрушки? Все на месте очень красиво и аккуратно.

 (обращается к О.) -Ты зачем неправду говоришь?                        

О.-Он уронил все игрушки, честное слово уронил!                                                

В – ль. -«Если уронил, а потом аккуратно собрал, то он молодец. Ты бы лучше помог собрать, чем бежать жаловаться. Я тобой сегодня недовольна».

-        Кто кому понравился? Какое место в пьесе было самым интересным?                        

-Ребята, нельзя оговаривать товарищей и жаловаться на них тоже нехорошо.                                                                                                                                                        Вежливые слова

Цель. Закрепить простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба).

Задачи:

 1.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.                                                                        

 2.Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям.                                                                                  3.Работать над речевым оформлением реплик участником диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, благодарность, прощание).                                                                                        4.Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.                        

Ход.                                                                                                        Чтение рассказа С.Вольфа «Наш дом»                                                                

Я поеду после уроков на велосипеде вдоль нашего дома. Я увижу многих людей и буду с ними разговаривать.                                                                        

- Здравствуйте, Николай Степанович, - скажу я дворнику. - Как живете? Может быть, надо что-нибудь сделать?                                                                                

- Если хочешь, то помоги мне полить цветы, - ответит он. И мы с ним польем цветы.                                                                                

- Здравствуй, Леночка, - скажу я маленькой девочке из квартиры номер двадцать. – Покажи, что ты делаешь.                                                                        

- Рисую мелом нашу собаку.                                                                                

-А как ее зовут?                                                                                                -Чапа.                                                                                                        

  -Хорошо ты нарисовала своего Чапу, - скажу я ей. И поеду дальше.                                

Я увижу дядю Володю-шофера автобуса.                                                

- Здравствуйте, дядя Володя! Как работает машина?                                                

- Хорошо, спасибо!                                                                                        

- Вы сегодня отдыхаете?                                                                                

- Нет, я приехал на обед.                                                                                

И я поеду дальше и поговорю еще со многими людьми, а когда приеду к концу нашего дома, увижу маму. Она идет с работы. Уже семь часов вечера.        Вот какой большой наш дом!        Ответьте на вопросы.                                                                                         1. С кем встретился мальчик (назовем его Вова), пока ехал на велосипеде вдоль нового дома?                                                                                                

2.Кого увидит Вова, когда придет к концу своего дома?                                        

3. Когда выехал мальчик на велосипеде и когда он приехал и концу дома?                

Диалог - это разговор между двумя людьми. В этом рассказе много диалогов. Вспомним диалоги Вовы и Николая Степановича, Вова и Леночки, Вовы и дяди Володи.

 Распределение ролей. Инсценировка         диалогов.                                                        - Что можно сказать о мальчике Вове (выберите нужные слова): приветливый, неприветливый, вежливый, невежливый, жизнерадостный, скучный? Объясните, почему вы выбрали эти слова.                                                                                

- Что такое «вежливость», «вежливый»?                                                        

-Что Вова делал такого в рассказе, что его назвали вежливым (ответы детей).

- Вежлив тот, кто внимателен к окружающим, добр к людям, как Вова в рассказе «Наш дом». Пользуясь диалогами Вовы и его соседей по дому, составьте свои диалоги соседями  по дому,         улице.                                                                                                        Послушайте стихотворение «Как его зовут?». Ответьте на этот вопрос и скажите, чем отличается этот мальчик от Вовы из рассказа «Наш дом».                                                        Как его зовут?                                                                                «Спасибо», «здравствуйте», «простите»                                                                Произносить он не привык.                                                                                Просто слова «извините»                                                                                Не одолел его язык.                                                                                        Не скажет он друзьям по школе:                                                                        «Алеша, Петя, Ваня, Толя».                                                                                Своих друзей зовет он только:                                                                        «Алешка, Петька, Ванька, Толька».                                                                                                        В.Масс, М.Червинский                                        

- Как понимаете выражение «Не одолел его язык» (не научился говорить вежливые слова).

-Назовите вежливые слова (ответы детей).                                                        - - Теперь все эти слова разделим на группы. Слова приветствия, обращения, просьбы, извинения, благодарности, прощания.

- Вы скоро пойдете в школу. Вы самостоятельно без воспитателя, родителей будете ходить в школу, в библиотеку, ездить в автобусе, просто встречаться с соседями, с ребятами, с учителями будьте внимательны и добры со всеми, кто вам встретится, будьте вежливыми.                                                                                                                Когда мы вырастем

Цель. Содействовать         пониманию значения собственных усилий для достижения результата.                                                                                

Задачи:

1. Формировать ответственное отношения к учению.                                

2.Закреплять умение определять место звуков в слове (в начале, в середине, в конце).

3.Воспитать уважение к труду взрослых, желание выучится и выбрать хорошую профессию, чтобы впоследствии приносить пользу обществу.                                

Ход:                                                                                                                Чтение стихотворения «Моя мечта» Р. Фархади.                                                                        Хочет стать кораблик                                                                                Быстрым кораблем,                                                                                        Рыжий жеребенок-                                                                                        Смелым скакуном.                                                                                        Ручеек мечтает                                                                                        Стать большой рекой,                                                                                А тропа- дорогой,                                                                                         Звонкой и прямой.                                                                                        Я мечтаю тоже…                                                                                        Кем хочу я стать?                                                                                        Сто профессий разных                                                                                Я могу назвать.                                                                                        Кем я в жизни стану?                                                                                Стать могу врачом,                                                                                        Или капитаном,                                                                                        Или скрипачом.                                                                                        Устремиться к звездам -                                                                                Космос изучать.                                                                                        Я могу хорошим                                                                                        Агрономом стать.                                                                                        В цехе на заводе,

                                              Встану за станком…                                                                                          Но сначала надо,

                                               Стать учеником.                                                                                        На уроках в школе

                                                 Многое узнать.                                                                                        Надо настоящим                                                                                        Человеком стать!                                                

-Как вы думаете, почему в стихотворении сказано, что прежде чем получить профессию, «надо стать учеником»?(ответы детей).                                                

-Как вы понимаете слова «надо настоящим человеком стать» (ответы детей).                

-Надо стать добрым, умным, сильным человеком. Для этого надо труд потрудиться, хорошо учиться. Учение – это труд, где без старания, упорства, ответственного отношения многого не достигнешь.                                                                

Запомните пословицу.                                                                                        «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».                                                        Послушайте следующее стихотворение «Кем я буду» Я.Акима.                                                                  Хочу я стать врачом. Зубным.                                                                        И улыбаться всем больным.                                                                        - Не дергайся, голубчик.

                                                            Вот твой молочный зубчик!                                                                        И продавцом хочу я быть.                                                                                Но за прилавком - не грубить.                                                                        - Пройдите, бабушка, вперед,                                                                           А этот мальчик подождет.                                                                        Быть парикмахером хочу.                                                                                Девочкам косы отхвачу.

                                                            И сделаю им стрижку                                                                                Под плюшевого мишку.

-Вот такое шуточное стихотворение. «Не дергайся» (не шевелись), «отхвачу» (отрежу).

-Поиграем в игру «Кто назовет больше профессий».                                

-Послушайте веселый диалог.                                                                        Учитель спрашивает:                                                                                        - Каким словом можно заменить слово «доктор»?                                                -Айболит! - обрадовалась ученица и удивленно посмотрела на ребят:        почему они смеются.                                                                                        -А как ты ответишь на этот вопрос?                                                

-Теперь будем учиться правильно произносить скороговорку.                                

«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. (поупражняться коллективно и индивидуально).                                                                                        - - -Во многих словах этой скороговорки встречается звук «р». Найдите эти слова и назовите, где эти звуки находятся (в начале, в середине, в конце слова).                        

- Кем вы хотите стать, когда вырастете, отучитесь в школе, выучитесь в институте?        Ответ нарисуйте.                                                                

Рисование «Кем я стану».        Рассказы детей о выбранных профессиях.                                                        Спасибо за труд.

                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...