Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
материал

Халадаева Зулайхат Кадиевна

Цель:

 

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_master-klass_logoritmicheskie_igry.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад с. Первомайское» МР «Каякентский район»

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме:

«Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

                                                                              Провела учитель-логопед:

                                                                           Халадаева Зулайхат Кадиевна

с. Первомайское,

2021

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме:

«Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель:

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

•  Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики и логоритмических игр.

• Показать значимость использования логоритмических игр для  развития связной речи дошкольников.

         

       - Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема нашего мастер-класса «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

  В последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Речевая патология в свою очередь влияет на качественную подготовку детей  к  обучению в школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Задача современного дошкольного образования -  своевременная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения.

  Сегодня,  в работе детского сада предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика - форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

    Почему – логоритмика? В чем ее смысл? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

   Логоритмика связывает воедино речь, музыку и движения.

Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек.

   Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

  Логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны. 

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы. 

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, музыкальные игры. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.

  

-Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами научимся различным видам логоритмических игр:

Так, например, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подую”

Я подую высоко, (подняли руки вверх и дуем)

Я подую низко, (опустили руки вниз и дуем)

Я подую далеко, (руки тянем вперед и дуем)

Я подую близко. (руки на груди и дуем)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

“Поиграем”

Раз-два-три-четыре-пять

Улыбнемся мы опять! (улыбаемся)

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Вдруг попрыгали лошадки, (цокаем язычком)

Поиграли с нами в прятки(прячем язык за  зубами)

И лягушку повстречали, (растягиваем губы в улыбке)

С ней мы в «часики» сыграли. (двигают языком вперед-назад).

Для развития силы голоса можно использовать такой прием: 

  • петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
  • говорить тихо, как маленькая собачка, или громко, как большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.  

“Поймай звук”

В  игре мы используем  колокольчик. Ребенок хлопает в ладоши, если колокольчик звенит  громко. Если же он звенит тихо — ребенок стоит, опустив ручки вниз.  

“Раз, два, три”

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз-ребенок садится и руки кладет на голову, на счет  два —ноги  в стороны и  хлопок в ладоши, на счет три — прыгают на одной ножке ,руки перед грудью.

-Коллеги, попробуйте, выполнить это не так уж просто! Чтобы детям легче было все запомнить –пусть он повторяет вслед за вами.

Очень запоминательны для детей  сейчас речевые упражнения под музыку. В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями под музыку.

Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы капусту солим, солим (имитируем движения  «посыпания соли»)

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки). 

А  морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

-Уважаемые педагоги, попробуйте вместе со мной! Молодцы, вы справились с задачей!

 Также существует ряд ритмических упражнений. В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или хлопают.Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах. Давайте, мы тоже попробуем!

“Кот”

Кот на печку пошел. Мяу-мяу (на слова «мяу- мяу» равномерно ударяют ладонями по коленям).

Горшок каши нашел.       Мяу-мяу

На печи калачи                Мяу-мяу

Как огонь горячи.           Мяу-мяу

Пряники пекутся,            Мяу-мяу

Коту в лапки не даются! Мяу-мяу.

Такие упражнения развивают чувства темпа и ритма  музыке. Все это положительно сказывается на темпе речи дошкольников.

“Паровоз”

Нужно твердым  шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Вот гудит наш паровоз.

Всех друзей домой повез

Рада наша детвора. 

Всем домой уже пора.

Логоритмические упражнения

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

“Ежик”

Ежик по лесу гуляет,     (пальчики «ходят» по столу)

 И грибочки собирает:  ( сжимаем пальцы в кулак)

Сыроежки и лисички     (загибаем пальцы)

Для братишки и сестрички.

Все грибы он соберет-    (сжимаем пальцы в кулак)

 мухомор лишь обойдет! (грозим пальцем в воздухе)

“Осенний букет”

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, 

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Мы соберем, (сжимать и разжимать кулачки)

Маме осенний букет отнесем (вытянуть вперед ладошки).

“Орех” –игра с мячом су-джок

Я катаю свой орех,           (колючим мячиком водим по ладошке)

Чтобы был круглее всех. (круговые движения мячом по ладони)

Взад-вперед его гоняю-    (движения мячом вперед-назад)

Так с орехом я играю.     ( катаем мячом по каждому пальцу)

-Упражнения на развитие мимики улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики. Прослушайте внимательно текст и попробуйте изобразить происходящее не только движениями, но и мимикой.

“Блины”

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Нужно язык , широко распластав, положить на нижнюю губу и держать так 10  секунд.

“Вкусное варенье”

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Язычок”

Язычок проснулся рано,

Выглянул в окошко.

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот. 

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

Лягушка”

Подражаем мы лягушке-

Тянем губки прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И несколько не устанем!

“Услышишь — хлопни”

Ребенок держит губы в «улыбке» 10 секунд, потом повторяет так 5 раз.

-Коллеги, сегодня вы наглядно увидели логоритмические игры и активно их использовали в процессе мастер класса. Нам это мероприятие показало, как легко и просто можно в игре развивать речь у дошкольников. Если регулярно использовать такие приемы и методы в работе, то у детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

  • четкое произношение;
  • хорошую артикуляцию;
  • правильное речевое дыхание;
  • выразительную мимику;
  • отличную моторику;
  • хорошее чувство такта и ритма;
  • плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. 

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект.

Заключительная часть.

-Ну, а теперь, уважаемые педагоги, встаньте и представьте себе, что все вы – весенние цветочки, очень красивые и нарядные. Подул легкий ветерок и  вы, закрывая глаза, взлетаете вверх. (играет нежная мелодия) Все ваше тело становится лёгким, невесомым. Весенние цветочки  поднимаются всё выше и выше. Вам легко и  спокойно. Вы летите туда, куда дует весенний ветерок. Но вот пришла пора возвращаться в сад. Выдохните плавно воздух и откройте глаза. Давайте поделимся впечатлениями от увиденного и услышанного.

Подведение итога мастер-класса. ( ответы на вопросы участников, обсуждение услышанного).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции

В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...

Музыкально – координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Статья на тему "Музыкально-координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей"...

"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.

Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....

Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

    Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового...

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...