«Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» (мастер-класс для воспитателей).
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Мастер класс для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционный час Длительность подгруппового занятия 25-30 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей. Формы : подгрупповые, индивидуальные . Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях . Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день Основные направления работы воспитателя логопедической группы Артикуляционная гимнастика – выполняется сидя перед зеркалом 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Сегодня мы подробно остановимся на одной из из форм взаимодействия логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, ФФНР - коррекционном часе (логопедический час, или вечернее заняти е воспитателя по заданию логопеда). Целесообразность коррекционного часа продиктована необходимостью закрепления или отработки трудно-поддающихся коррекции звеньев речи ребенка. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР и ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, при проведении коррекционного часа тесно связаны с задачами логопеда.
Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач Логопед формирует первичные речевые навыки у детей Воспитатель закрепляет сформиро -ванные речевые навыки у детей
развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики ; закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков ; автоматизация навыков дифференциации звуков ; работа по закреплению правильной слоговой структуры слова и его звуко -наполняемости ; закрепление , уточнение и активизация материала по изучаемой лексической теме; закрепление сформированных логопедом грамматических категорий; формирование диалогической и монологической форм связной речи; закрепление навыка звуко -слогового анализа и синтеза; подготовка детей к письму, формирование графических навыков; развитие памяти, внимания, мышления . Задачи коррекционного часа
Организация (дыхательная гимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д .). Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи ). Индивидуальная работа. С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. В течение одного коррекционного часа берутся от 3 до 5 детей. Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми для развития мелкой моторики. Воспитатель должен организовать час так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков. Структура коррекционного часа
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения - 3 мин. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики- 2 мин. Упражнения на автоматизацию звуков - 4 мин. Физкультминутка - 2 мин. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха – 7 мин . Повторение лексико-грамматических упражнений – 3 мин. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов – 2 мин. Индивидуальная работа -5 мин. Хронометраж коррекционного часа
Коррекционный час проводится воспитателем 5 раз в неделю, после тихого часа и полдника. Целесообразно познакомить детей с темой, организовать работу со всеми детьми, которую намечает логопед, а затем переходить на индивидуальные занятия по намеченному плану. Планирование коррекционного часа осуществляют и логопед, и воспитатель в специальной тетради. Тетрадь делится на 2 части: подгрупповая работа и индивидуальная работа. Количество заданий логопеда для фронтальной работы зависит от предполагаемого объема работы над данным заданием .
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания индивидуальной логопедической работы с детьми. Воспитатель отмечает для логопеда, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы по возможности включать эти задания в индивидуальную работу.
Индивидуальные задания логопед планирует для закрепления правильного звукопроизношения, дифференциации звуков, правильной слоговой структуры слова, развития артикуляционной моторики, отработки лексико- грамматических категорий и связной речи. То есть, задания для индивидуальной работы направлены на устранение недостатков речевого развития, характерных именно для конкретного ребенка . Для фронтальных заданий воспитатель может использовать различные методы и приемы по обогащению, уточнению и активизации словаря по изучаемой, совместно с логопедом лексической теме. Формирование связной речи можно проводить в форме различных игр (настольно-печатных, дидактических, игр-драматизаций).
Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать чётко , медленно и добиваться того же от ребенка. Кроме картинок для закрепления фонетической стороны речи, в лого-уголке должны находиться предметные и сюжетные картинки на каждую лексическую тему, изучаемую в учебном году, а также картинки на отработку лексико- грамматических категорий у детей данного возраста. Как любое занятие, коррекционный час проводится по строго определенным, для каждого возраста детей временным параметрам и не должен превышать 30мин.
На коррекционный час можно не брать фронтальную артикуляционную гимнастику, если воспитателю удалось в течение дня провести ее от 3 до 5 раз, в комплексе с дыхательной, голосовой и пальчиковой.
Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка. ЭТО ВАЖНО ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН В совершенстве владеть комплексом артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку. Воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза. Воспитателю необходимо использовать разные виды показа: ЗРИТЕЛЬНЫЙ (на себе, на схеме, на ребенке); СЛУХОВОЙ ( утрированное произношение отрабатываемого звука) .
Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом . Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.
Необходимо использовать различного рода динамические паузы во время проведения коррекционного часа, упражнения на координацию речи с движением. Эти виды упражнений не планируются специально, но обязательно проводятся, выбираются по желанию воспитателя или детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Легче усваивается материал в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.
При организации коррекционного часа желательно использовать методику Су- джок
На заключительной стадии коррекционного часа подводятся итоги, т.е. определяется результативность. Очень важно, чтобы в заключительном «аккорде» занятия прозвучала положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. После проведения коррекционного часа, воспитатель в тетради пишет краткий учет работы, отмечает, кому из детей и что не удалось, у кого задание хорошо получилось.
Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя. Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед. Для осуществления успешной речевой коррекции важны системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы. Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционный час-одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"-мастер-класс для воспитателей ДОУ.
Предлагаю мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению коррекционного часа во второй половине дня....
Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - важный период в речевом, нравственном и психическом становлении личности....
Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...
«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.Разработка конспекта занятия с дет...
Памятка-буклет Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Освещен вопрос особенностей участия родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Буклет "Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Буклет "Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста" (для родителей)...
Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной методической разработке рассматривается вопрос о важности, активного участия родителей в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений. Семья - ближайшее и постоянно...