статья по изобразительной деятельности " «Новые технологии и взаимосвязь(интеграция) изобразительных видов как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
план-конспект занятия по рисованию
конспекты нод, мастер классы, презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия для старшего возраста по изо | 129.29 КБ |
статья по изобразительной деятельности | 579.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей».
Конспект
Непосредственно-образовательная деятельность
Тема: «В осеннем парке»
( Художественно эстетической направленности)
Подготовила: воспитатель первой категории
Авдеева Е.И.
2018 год
Цель: Вызвать интерес к природе. Развивать эстетическое восприятие, стимулировать к самостоятельному нахождению художественных средств.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать закреплять представления детей о пейзаже, как жанре живописи.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для изображения деревьев.
- Закрепить представление о трёх периодах осени.
Развивающие:
- Развивать у детей эстетическое восприятие природы
- Развивать художественный вкус, творческую активность
- Развивать мелкую моторику
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца
- Воспитывать желание сопереживать и оказывать помощь.
Предварительная работа: Беседы об осени, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью», В. Бианки «Синичкин календарь», стихи об осени А. С. Пушкина, С. Есенин, И. Токмакова «Деревья»; разучивание стихотворений об осени, пение песен об осени и слушание музыки.
Оборудование и оснащение: салфетки, клей, пластилин, гуашь, цветная бумага; кисти- мягкие, жёсткие; стаканчики для воды.
музыкальное сопровождение, оборудование для изготовления коллажа, пазлы-периоды осени, голос осени.
Место проведения: музыкальный зал.
Время проведения : 15часов 45 минут.
Хороводная игра « Лети, листок ко мне в кузовок»
Осень в гости к нам пришла, ( дети берутся за руки и идут по кругу)
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, (поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону)
С веточек листву сдувает.
Листья на ветру кружатся ( разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают)
И под ноги нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдём
И листочки соберём ( опять собираются в кружок)
Содержательная деятельность:
этапы, структурные компоненты деятельности | содержание | предполагаемые ответы и действия детей | хронометр |
1.Вводная часть. -процесс вовлечения - эмоциональный настрой мотивация дея тельности - актуализация опыта | Дети входят в зал и здороваются с гостями.( звучит легкая музыка) игра приветствие Воспитатель обращается к детям. Здравствуйте мои друзья ! Рада встречи с вами я! Давайте за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Какое у вас сегодня настроение? И у меня тоже хорошее, хотя на улице ненастье. Мне хочется вас пригласить в парк на прогулку. Хотели вы бы со мной пойти? -А в какое время года мы попадём ,вы узнаете, отгадав загадку: Что за волшебница краски взяла? Листья покрасила , с веток смела, мошек упрятала спать до весны Что за волшебница скажите вы? Правильно это осень. Значит в какой парк мы с вами попадём? Игра « Собери целое» -Но с начало я предлагаю вам поиграть в игру « Собери целое». Возьмите со стола все по картинке. (на столе лежат картинки с изображением различных периодов осени. Число картинок соответствует количеству детей , рубашки у картинок одинаковые) рассмотрите их внимательно и подумайте, кто с кем будет составлять картину? По каким признакам? После того как дети разделились на группы, педагог спрашивает их, по какому признаку они нашли друг друга и составили картину? -Ребята я убедилась в том ,что вы очень хорошо разбираетесь в периодах осени. -А в какой из этих периодов вы хотели попасть сами? Почему? Я с вами согласна. Золотая осень это самый красивый из периодов Осени. Тогда отправляемся в золотую осень. -Закрывайте глаза и скажем волшебные слова. «Музыка , музыка звучи В золотую осень попасть нам помоги.» (педагог открывает панно) Дети открывают глаза и видят что в парке все деревья белые. | ответы детей ответы детей осень осенний парк Осенний парк. по признаку периодов осени(ранняя осень, золотая осень, поздняя осень) ответы | 8мин. |
2 основная часть процесс целеполагания (постановка и принятия цели занятия) | - Ребята вот мы и в парке. Здесь что-то произошло, не понятно. Где же золотая осень? (Звучит голос осени) -Здравствуйте дети. Как я рада вас видеть у себя в парке. Но у меня беда. Зима захотела раньше вступить в свои права, она заколдовала меня и не дала одеть деревья в осенний наряд. Помогите мне разукрасить деревья в осенний наряд. Что же ребята мы с вами решим? | дети делятся впечатлениями ответы | 2мин |
процесс планирования | -Что нам для этого нужно? Разбирайте деревья и проходите в осеннею мастерскую. Обсуждают какие материалы и техники могут использовать в украшении деревьев.( выбирают материал по желанию) Пальчиковая гимнастика -А чтоб дело спорилось , я предлагаю размять руки. У дерева ствол (прижимают руки друг другу) На стволе много веток(растопыривают пальцы) А листья на ветках Желтого, красного цвета.(шевелят пальцами) | разукрасить деревья. можно использовать пластилин –рисовать пластилином, можно разукрасить красками –жёсткой кисточкой, можно украсить деревья обрывной аппликацией. | 3мин |
процесс осуществления | -Теперь мы с вами сможем приступить к делу. Всё у нас получится, а помогать нам будет волшебная музыка. | 15 мин | |
3.заключительная часть итог занятия рефлексия | Далее дети свои деревья выкладывают на панно, любуются сделанным. -Ребята ,как красиво стало в парке. А как вы думаете? Ели бы художник за хотел нарисовать картину как бы она называлась? -хотите поиграть в парке? проводится хороводная игра «Лети листок ко мне в кузовок» (звучит голос) Спасибо мои хорошие за помощь. У вас , получилось лучше чем у меня. Большое спасибо вам . Ребята мы с вами на славу потрудились , но нам пора возвращаться в садик. Закрываем глаза и скажем волшебные слова. «Музыка, музыка звучи в детский сад попасть нам помоги.» Вот мы с вами и в садике. Вам понравилась наша прогулка по парку? А что вам понравилось? Я очень горда вами, что вы не оставили в беде осень, помогли ей .Вы сами оказались настоящими волшебниками. Спасибо вам. | очень красиво… пейзаж | 2-3 мин |
Предварительный просмотр:
«Новые технологии и взаимосвязь(интеграция) изобразительных видов как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
Развитие творческих способностей, интеграция в системе воспитания и обучения в дошкольных учреждениях в настоящее время одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребёнка увеличивается объём художественных представлений, знаний, изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё “Я”. Познанное ребёнком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности и индивидуальность.
Поэтому использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.
Исследования наших учёных(Т.С.Комарово,Т.И.Сафроновой,Н.П.Сакулиной и других) показали , что сочетание видов деятельности значительно обогащает художественную палитру.
Дети любят рисовать, лепить, старательно овладевают навыками работы с различными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельно приёмы и способы изображения, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие работы выделяются скучностью содержания.
Взаимосвязь видов изобразительной деятельности - один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа, что даст возможность добиться чтоб детское творчество стало более содержательным, ярким, а самое главное дало детям радость творчества.
Планируя работу, воспитатель тщательно должен продумать подбор материала, который позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные на занятиях одним видом изобразительной деятельности, дети могут с успехом использовать и в ходе других работ и с другим материалом
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличалась от методики проведения обычного занятия.
Работа с детьми построена на основе широкого и всестороннего использования игры. Игра в свою очередь дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, например рисование с аппликацией, аппликацию с лепкой и т.д. Обилие материалов - карандаши, краски, пастель, глина, пластилин, цветная бумага - дают возможность создать «живой образ».
При освоении сенсорных основ деятельности возможна более тесная связь аппликации с рисованием. Связь эта может быть разной по временным периодам, т.е.
а) аппликация предшествует рисованию: дети знакомятся с формой, силуэтом, обводя рукой очертания;
б) рисование дополняет аппликацию для усиления образной выразительности (наклеенная неваляшка дополняется рисованными глазами, «чтобы кукла могла видеть ребят»).
На интегрированных занятиях детьми находят для себя адекватные способы изображения, экспериментируют, сравнивают, находят новые пути. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве.
Интеграция видов изобразительной деятельности может определяться спецификой какого-либо вида - того, который выполняет доминирующую роль. Другой вид для усиления выразительности образа выступает в качестве вспомогательного. В этом случае - в ситуации поиска выбора - ребенок учится сравнивать, сопоставлять, пробовать различные средства изображения.
Обучение на занятиях проводится планомерно, систематически, на доступном для детей уровне. И, как результат, они овладевают всеми средствами изображения как на плоскости, так и в объеме. Занятия построенные на интеграции видов изобразительной деятельности отличается последовательностью, соотношением видов, так чтобы дети могли освоить предлагаемый материал.
Феномен интегрированного подхода и проявления познавательного интереса объясняется еще и возможностью передачи образов объектов и явлений действительности путем использования различных средств изображения. Поэтому в занятия включаются и нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Тема занятия может решаться на одном занятии или распределяться на два занятия ,в зависимости от сложности или насыщенности темы.
Приведём пример: при изображении зимнего пейзажа детям предлагается на выбор изобразить снег-с помощью ватных палочек, или тычком жесткой кистью, комкованием бумажных салфеток или с помощью ватных дисков.Деревья можно нарисовать традиционным способом или стволы изобразить с помощью пластилина( пластилинография), или с помощью салфеток –способом скручивания. На занятиях по рисованию морского пейзажа, дети могут изобразить море традиционно –кистью, или зубной щёткой, дополнить морской пейзаж можно ,используя технику -оригами ,изобразить морских животных, или корабли. На занятии «Русская красавица рябина» использовалась техника «тычка» или «торцевание». В результате дети создают образ рябин, очень похожих на настоящие, т.к. новый способ передачи ягод рябин очень заинтересует их.
В своей работе можно руководствоваться программой « Цветные ладошки» автор Лыкова И А.которая построена на основе взаимосвязи изобразительных видов и новых изобразительных технологий, а также от своего опыта и творческого подхода .
С уверенностью можно сказать, что интеграция видов детского художественного творчества и использование новых технологий открывает новый путь освоения изобразительной действительности в дошкольном детстве.
Роль педагога при этом: сформировать у ребёнка способность ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ.
Только так у ребёнка возникнет желание творить и познавать мир!
Авдеева Е.И.,воспитатель
МБДОУ «Детский сад№54»
Используемая литература:
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. -168 с.
- Климова Е.П. "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" / Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 77 с.
- Казакова Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. "Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" / Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
- Козакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» / Т.Г.Козакова. - Москва, «Просвещение» 1985.-260 с.
- Козакова Т.Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника»/ Т.Г. Козакова. – Москва: «Просвещение», 1985.-280
- Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – Москва: педагогическое общество России, 2002.-240 с.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» / Т.С. Комарова. – Москва: «Педагогика», 1990.-286 с.
- Комарова Т.С., Заценина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
- Сакулина Н.П..«Изобразительная деятельность в детском саду»/ Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова. – Москва: «Просвещение», 1982.- 176 с.
Сахарова О.М. "Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей" / О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Издат – й Дом "Литера", 2006. – 32 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...
Статья: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей через аппликацию.Основным показателем творчества является получение чего-то нового,неповторимого....
Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлен опыт работы...
МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)
в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Педагогическая технология «Цветные фантазии» «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (старшая группа «Ягодка»).
1. Актуальность«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». Роде.«Это правд...
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Большие потенциальные возможности развития ребенка, заключает в себе исследовательская деятельность, однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовольс...