«Танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (из опыта работы)
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)
Я предлагаю свой опыт в определении путей повышения эффективности использования музыкально- ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_razvitiyu_tvorch.sposobn.detey_.docx | 27.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации
ФГОС ДО»
(из опыта работы)
Музыкальный руководитель
Емельянова Ирина Александровна
МАДОУ «Детский сад «Звёздочка» г.Малая Вишера
2025 год
Дошкольный возраст - один из наиболее важных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В этот период жизни дошкольники охотно приобщаются к искусству, музыке, творчеству. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает влияние на все процессы воспитания духовности, коммуникации, культуры.
Огромные возможности в развитие интеллекта, физического и психического здоровья, культуры, нравственности заложены в синтезе танца, музыки, игры и движений. Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Движения под музыку, танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.
Модернизация процесса образования в России, повышение требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности - основные требования ФГОС ДО. Родители заинтересованы в том, чтобы дети с раннего возраста овладевали двигательной культурой, укрепляли свое физическое здоровье, гармонично развивались. Именно в дошкольном учреждении дети знакомятся с музыкально- ритмической и танцевальной деятельностью, происходит их первое активное приобщение к творчеству. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников чувство ритма, музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, потому что музыкально-ритмическое творчество сможет развиться только при целенаправленном руководстве педагога.
Я предлагаю свой опыт в определении путей повышения эффективности использования музыкально- ритмической и танцевальной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Начало моей работы-это обнаружение проблемы, изучение и анализ педагогических источников по выбранной проблеме. Подобрала диагностический материал, выявила уровнь сформированности музыкально- ритмической и танцевальной деятельности детей.
На начальном этапе была проведена проверка эффективности использования музыкально- ритмической и танцевальной деятельности в процессе развития творческих способностей дошкольников. На заключительном этапе провела анализ и обобщение результатов работы. Диагностика показала успешность выбранных методов и приёмов для решения педагогической проблемы.
В моём опыте представлена система музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности (разминки, тематические занятия, игры- импровизации), которая позволяет развить у воспитанников творческие способности, практические умения и навыки в танцах на всех уровнях: индивидуальном, групповом, фронтальном. Опыт охватывает все основные направления в работе ДОУ:
- информационное;
- художественно- эстетическое;
- использование музыкально- ритмической и танцевальной деятельности.
Я использовала «Танцевально-игровую гимнастику», «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, Т.И.Суворовой, А.Бурениной. Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, на основе системы Э. Жака-Далькроза. Нет детей равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
Различные формы художественно- эстетической деятельности активно внедряются в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию творческих способностей и инициативы дошкольника.
Новизна моего опыта состоит в создании условий для развития творческих способностей детей, создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для его реализации в процессе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности.
Цель - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
-изучить основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности.
-выявить особенности развития музыкальных и творческих способностей детей в процессе освоения ритмических движений;
-продолжать развивать у детей умение воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
-развивать танцевальные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального творчества.
В своей работе я использовала организацию непринужденной атмосферы на занятиях, когда дети себя чувствуют комфортно и непосредственно,
творческие занятия, во время которых дети самостоятельно создают новые движения, которые основаны на использовании полученных навыков и умений, систематичность и последовательность.
Выполнение заданий от простого к сложному,
индивидуальный подход к дошкольникам, доступность музыкальных образов, т.е. характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям, учитывать его интересы и возможности.
Кроме того, наглядность, то, что ребёнок услышит при словесном задании, дополняется практическим воспроизведением движения.
И, конечно партнёрство с воспитателями и родителями, вовлечение их в воспитательно–образовательный процесс (совместное проведение открытых занятий, праздников, концертов).
Основная задача первого этапа работы : выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей, наблюдая, беседуя с детьми и проводя диагностику музыкально-ритмической деятельности.
В ходе диагностических исследований детей были получены следующие результаты:
Выполнение музыкально-ритмических движений:
высокий уровень - 12%;
средний уровень - 51%;
низкий уровень - 37%.
На основании итогов диагностики, было выявлено, что некоторые дети испытывали затруднения по многим параметрам, поэтому решила начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями, развитию их творческих способностей.
Для этого использовала на занятиях, досуговой деятельности с детьми игры и танцы: «Матрёшки», «Танец с бантами», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам», «Мы- друзья» и другие. Это способствовало развитию дружеских взаимоотношений между детьми, внимания, ориентировке в пространстве, раскрытию их индивидуальности .
В образовательной деятельности в музыкальном зале и во время свободной деятельности в группах организовала дидактические игры, музыкальной тематики такие как:
- «Танец, песня, марш», «Что делают в домике», «Мы- танцоры» во время которых детям раздаются карточки с изображением танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Ребята, прослушав небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют танец или его элементы.
- «Весело и грустно», «Ветер и ветерок»- задание изобразить эмоции, передать характер музыки
- Знакомила дошколят с элементарными правилами танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. Подготовка к танцевальной деятельности проходила и во время пения, где предлагаем детям обратиться к движению, чтобы жестами передать вокальный образ. Для развития выразительности движений проводила инсценировки песен разных жанров и далее работа над образом, где ребята сами пробовали составлять танцевальные миниатюры, которые помогают развить воображение, умение войти в образ и передать характер героя движениями. Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный мишка, весёлый гномик, хитрая лиса и т. д.), импровизация в танцах («Бабочки», «Волшебный лес», «Клоуны»).
Для развития танцевальных движений, отмечали кому из воспитанников надо помочь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать. Обязательным условием является похвала ребёнка, для того, чтобы подбодрить его, подсказать и направить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который помогает ребятам представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.
На занятиях постоянно дети играют в музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:
Танцевальные композиции придумывала с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми старшей группы на празднике 8 Марта («Танец рыбок», «Танец с корзинками», «Моряки и девочки», «Кадриль» отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
Воспитанники уже не стесняясь, исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку: русскую народную, эстрадную.
В подготовительной группе работа по развитию у детей творческих способностей продолжалась более углублённо и на музыкальных занятиях, в процессе совместной деятельности и в индивидуальной работе. Разработала тематический план, подобрала репертуар, картотеки игр и танцев.
Показ упражнений проводила в зеркальном изображении, объясняя технику исполнения упражнения, дополняя информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения оказывают немаловажное значение при дальнейшем формировании двигательного навыка и совершенствование деталей техники выполнения упражнений. Все это способствовало развитию у детей умения самостоятельно выполнять знакомые упражнения в целом.
Последний этап закрепления и совершенствования строился образованием двигательного навыка и переходом его к творческому проявлению в танце. На этом этапе совершенствовались качество исполнения упражнений и формировался у детей индивидуальный стиль. Считать завершенным этап лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и художественно-эстетической отдачей.
Занятия обычно строю из вводной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляли упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм, включая в нее ходьбу, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начиналась с поклона. Основная часть занятия – музыкально-ритмическая, она наиболее динамичная. В нее включаю танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроение. В этой части дети уже самостоятельно создают образы в танцах. Упражнения распределяются с учетом возрастания физической нагрузки в основной части занятия. Сначала выполняются упражнения малые по амплитуде и выполняемые в медленном, умеренном темпе, затем постепенное увеличение движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части. В заключительной части провожу постепенное снижение нагрузки.
Тщательно отбираю репертуар, использую музыку, доступную для восприятия детьми дошкольного возраста в соответствии с программой и возрастными особенностями детей. Также использую детские песни, песни из мультфильмов, народные, эстрадные и классические произведения. В соответствии с двухнедельной тематикой провожу музыкально- ритмические занятия следующих видов: тематическое, сюжетное, игровое занятие и импровизация.
Так как развитие творческих способностей это одна из задач, которые решались в процессе работы, то обучение детей музыкально- ритмическим движениям и танцевальной деятельности являлось подготовкой к творчеству. Большой интерес у детей вызывал танец, который являлся очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетал в себе музыку, движение и драматизацию.
Особое внимание уделялось развитию творческих способностей одаренных детей. Перед нами стояла задача, чтобы развить их способности, помочь их проявить. С этими детьми разучивали более сложные танцы «Ой, как ты мне нравишься», «Золушка», «Птицы» и другие, устраивали флэшмобы.
Обязательной частью деятельности в процессе работы являлась работа с родителями. В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. В нашем учреждении родители являются активными участниками утренников, праздников и развлечений, конкурсов, фестивалей.Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время. Именно родители являются союзниками в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций. В уголке для родителей «Советы музыкального руководителя» регулярно выставляются рекомендации и консультации: «Вместе играем, ритм развиваем», «Танец как средство развития творческих способностей дошкольников», «Музыка души нашей», «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях», «Развиваем музыкальные способности детей » и другие
В конце проводила диагностику с целью выявления результативности опыта через музыкально- ритмическую и танцевальную деятельность.
Положительный результат проводимой работы подтвердил мониторинг, отметив положительные изменения по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности:
Музыкально- ритмические движения:
высокий уровень -75%,
средний - 23%,
низкий-2%.
Результаты моей работы показали, что музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность способствовала:
-развитию фантазии, воображения, оригинальности;
-дети научились перевоплощаться в образ во время танца;
-получению положительных эмоций, необходимых для творческого развития личности.
Проявление творческих способностей детей – это итог работы такой, как выступления в концертах, на детских утренниках, развлечениях, на родительских собраниях, конкурсах, фестивалях в ДОУ и на разных уровнях.
Наличие дипломов, грамот, благодарностей является подтверждением признания опыта моей работы по данной теме.
Коллектив воспитанников неоднократно принимал участие в региональных, международных конкурсах, занимая призовые места.
Таким образом, положительные результаты мониторинга, достигнутые успехи в работе свидетельствуют об эффективности организации музыкально- ритмической и танцевальной деятельности дошкольников: разработанная и апробированная на практике система доказала свою эффективность, значимость, результативность в развитии танцевальных, творческих способностей воспитанников.
Библиографический список
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) – М.: Просвещение, 1994. - 288 с.
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.
5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.
6. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.
8.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие./ О.П. Радынова, А.И.Катенене; под.ред. О.П. Рыдановой.- М.: Просвещение, 1999.- 222с.
9. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
10.Танцевально-игровая гимнастика в детском саду «Са-фи-дансе»/ Ж.Е. Филирева, Е.Г.Сайкина.- М.: Сфера, 2000.-176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Актуальность проекта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" Платон Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками -...
Презентация «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка заня...