Экспериментирование на занятиях логопеда
методическая разработка (подготовительная группа)

Экспериментирование на занятиях логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachuk_n.v._eksperimentirovanie_1.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие  возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную роль в познании мира.                                                               Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности работы на логопедических занятиях в детском саду рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путём, делать выводы, простые умозаключения. Радость и удивление они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря. В ходе детского экспериментирования активно развивается коммуникативная функция речи. Дошкольники учатся активно вступать в спор со своими  сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями, тем самым развивая доказательную речь. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать новые знания.                    

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте.  Различение на слух неречевых и речевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится ребёнку. Цель данных игр - это исследование звуков как таковых.

Игра «Где звенит?»

Цель: учимся определять направление звука.

Для этой игры нужен любой звучащий предмет (колокольчик, свисток, бубен).  Ребёнок закрывает глаза, взрослый встаёт в стороне от него и тихо звонит, гремит или шуршит. Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда  был слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление или сказать, где звенело (слева, справа, сверху, снизу).

Игра «Шумящие коробочки »

Цель: учимся различать предметы по звуку.

Для этой игры понадобятся два комплекта небольших коробочек  для себя и ребёнка (бумажных или  пластмассовых, но не прозрачных). Коробочки наполняем различным материалом (крупами, скрепками, шариками, пуговицами и так далее), который при встряхивании будет издавать различные звуки. Взрослый  берёт одну коробочку из своего набора, трясёт её, а ребёнок среди остальных коробочек ищет  свою коробочку с таким же звучанием. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

Игра «Подбери картинку или игрушку»

Цель: учимся различать предметы по звучанию.

Взрослый стучит, шелестит, гремит, звенит, играет на пианино, трубит  и так далее, а ребёнок угадывает, что  Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку или игрушку: молоток, пианино, фантик от конфеты или лист бумаги,  крышки  или ложки, колокольчик и так далее.

Игра «Лягушка»

Цель: узнать друга по голосу.

Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

 Игра: «В мире звуков»                                                                                               Цель: развивать слуховое  внимание,  уметь дифференцировать  неречевые звуки.                                                                                                                    Взрослый предлагает закрыть  ребёнку глаза и послушать, что происходит дома, на улице. Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, тиканье часов, шум льющейся воды и так далее. Ребёнок должен научиться узнавать звучание звуков с открытыми и с закрытыми глазами.

Игра «Угадай, чей голос?»                                                                                        Цель: развивать  слуховое внимание.                                                              Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает,  чей это голос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 1.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда ". Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 2.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 1)

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Овощи " (Занятие № 1). Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 2)

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Овощи». Занятие № 3.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 3. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

«Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию». Конспекты занятий.

laquo;Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию».Конспекты занятий. Занятие № 1. Тема: «Вода».Задачи:образовательные:- познакомить детей со следующими свойст...