Экспериментирование на занятиях логопеда
методическая разработка (подготовительная группа)
Экспериментирование на занятиях логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkachuk_n.v._eksperimentirovanie_1.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную роль в познании мира. Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности работы на логопедических занятиях в детском саду рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путём, делать выводы, простые умозаключения. Радость и удивление они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря. В ходе детского экспериментирования активно развивается коммуникативная функция речи. Дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями, тем самым развивая доказательную речь. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать новые знания.
Игровые эксперименты для развития фонематического слуха
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение на слух неречевых и речевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится ребёнку. Цель данных игр - это исследование звуков как таковых.
Игра «Где звенит?»
Цель: учимся определять направление звука.
Для этой игры нужен любой звучащий предмет (колокольчик, свисток, бубен). Ребёнок закрывает глаза, взрослый встаёт в стороне от него и тихо звонит, гремит или шуршит. Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда был слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление или сказать, где звенело (слева, справа, сверху, снизу).
Игра «Шумящие коробочки »
Цель: учимся различать предметы по звуку.
Для этой игры понадобятся два комплекта небольших коробочек для себя и ребёнка (бумажных или пластмассовых, но не прозрачных). Коробочки наполняем различным материалом (крупами, скрепками, шариками, пуговицами и так далее), который при встряхивании будет издавать различные звуки. Взрослый берёт одну коробочку из своего набора, трясёт её, а ребёнок среди остальных коробочек ищет свою коробочку с таким же звучанием. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
Игра «Подбери картинку или игрушку»
Цель: учимся различать предметы по звучанию.
Взрослый стучит, шелестит, гремит, звенит, играет на пианино, трубит и так далее, а ребёнок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку или игрушку: молоток, пианино, фантик от конфеты или лист бумаги, крышки или ложки, колокольчик и так далее.
Игра «Лягушка»
Цель: узнать друга по голосу.
Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Игра: «В мире звуков» Цель: развивать слуховое внимание, уметь дифференцировать неречевые звуки. Взрослый предлагает закрыть ребёнку глаза и послушать, что происходит дома, на улице. Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, тиканье часов, шум льющейся воды и так далее. Ребёнок должен научиться узнавать звучание звуков с открытыми и с закрытыми глазами.
Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развивать слуховое внимание. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает, чей это голос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"
Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 1.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда ". Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 2.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 1)
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Овощи " (Занятие № 1). Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 2)
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Овощи». Занятие № 3.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 3. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
«Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию». Конспекты занятий.
laquo;Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию».Конспекты занятий. Занятие № 1. Тема: «Вода».Задачи:образовательные:- познакомить детей со следующими свойст...