Занятие по развитию естественно-научных представлений для детей старшей группы. Тема: "Определение сторон света".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Занятие для старшей группы по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_opredelenie_storon_sveta_prekt.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
Открытое занятие
по развитию естественно-научных представлений для детей старшей группы.
Тема: "Определение сторон света".
Составили:
Сладкомёдова Ольга Александровна, воспитатель;
Казакова Ольга Сергеевна, педагог-психолог
2013 год.
ЗАДАЧИ:
Систематизировать знания детей о различных способах определения сторон света:
– по кроне дерева;
– по мху и лишайнику;
– по муравейнику;
– по годовым кольцам;
– по Полярной звезде;
– с помощью Солнца.
В ходе эксперимента познакомить детей со способом определения сторон света с помощью магнитной стрелки.
Продолжать знакомить детей со звёздным небом.
Сформировать представление о Земле как о большом магните.
Закрепить правила поведения в лесу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
НОД: «Магнитные свойства предметов» – с элементами экспериментирования; «Магнит и его свойства» – с элементами экспериментирования.
Совместная деятельность: беседа «Как не заблудиться в лесу», на прогулке – тренировка в определении сторон света с помощью компаса, экскурсия в парк для определения сторон света с помощью природных объектов и компаса.
Самостоятельная деятельность детей: опытно-экспериментальная деятельность с магнитами, с компасом; игры с магнитом.
Работа с родителями: можно предложить родителям:
– записать рассказы детей о том, как они определяли стороны света на экскурсии в парке,
– совместно с детьми: зарисовать способы определения сторон света,
– во время прогулок определить стороны света различными способами,
– изготовить игры с магнитами,
– можно пригласить родителей на обобщающее занятие.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
«книга сказок»;
волшебный клубочек;
плоскостное изображение солнца;
глобус;
модель компаса; компасы (по числу детей или на каждый стол);
магниты, блюдца с водой, кусочки скрепок (по числу детей); на фланелеграф: лиственные деревья с лишайником, муравейник – для определения сторон света, звёзды для созвездий Большой и Малой Медведицы, тучи; костюмы лешего и звёздочки;
бумага для рисования, карандаши, мелки;
для самостоятельной деятельности: магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитами.
ДЕЙСИВУЮЩИЕ ЛИЦА — дети.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 СЛАЙД Психолог:– Ребятки, садитесь на коврик. Сегодня мы заглянем в книгу сказок. Давно мы её не открывали. Интересно, что делают сейчас наши любимые сказочные герои?
Дети листают книгу, но там только чистые страницы.
Психолог: – Посмотрите, что с нашей книгой приключилось? Наверное, в сказочной стране стряслась беда и нужна наша помощь.
На последней странице дети вместе с психологом находят текст:
С нами стряслась беда.
Спешите на помощь сюда.
Волшебный компас у нас исчез,
В страхе живёт весь сказочный лес.
Гуси-лебеди вместо юга на север летят
И не знают, как им вернуться назад.
Перепутались сказки,
Без компаса их не спасти.
Отзовитесь, кто может на помощь прийти!!!
Психолог: – Жалко наших друзей – сказочных героев. Как помочь нашим друзьям? Но для этого нам надо отправиться в сказочный лес.
Ребята, давайте встанем, закроем глазки: нежный ветерок обдувает нас, откуда-то издалека доносится пение птиц. Нам так хорошо, приятно, тепло и спокойно.Здесь всё становится волшебным и наши руки стали волшебными и превратились в ветви дерева, капли дождя, в птичьи крылья,и мы оказались с вами в сказочном лесу (музыка).
2 СЛАЙД Воспитатель: – Вот мы и в сказочном лесу! А кто помнит, что пропало у сказочных героев?
Дети (предполагаемый ответ): – У сказочных героев пропал компас.
Воспитатель: – А для чего нужен компас?
Дети (предполагаемый ответ): – Чтобы определять направление сторон света: север, юг, запад, восток. Чтобы не заблудиться в лесу и найти дорогу домой.
Воспитатель: Смотрите ребята, на пеньке лежит письмо от лешего.
Письмо: Вы стоите на опушке сказочного леса. Только беда у меня. Заблудился, не могу дорогу в свою сказку найти.Помогите. Ваш Леший.
Воспитатель: – Ребята, в сказке всё волшебное и у меня есть волшебный клубочек,его нам помочь:
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Клубочек катится на полянку, где растут два дерева.
3 СЛАЙД Воспитатель: – Давайте здесь поищем. (Дети ищут.) Нигде нет компаса. Но не забывайте, что в волшебном лесу он мог превратиться и в дерево и в камень. Давайте внимательнее посмотрим. Может быть, на этой полянке что-нибудь поможет нам определить стороны света?
Дети (предполагаемый ответ): – Деревья тоже могут показывать стороны света: где ветки длинные – там юг, а на северной стороне чаще растёт мох и лишайник. Под деревом спрятался муравейник, по нему тоже можно определить направление – на южной стороне он более пологий.
Дети (предполагаемый ответ): По веткам можно определить стороны света только у одиноко стоящего дерева. А лишайник растёт только там, где чистый воздух.
Воспитатель: – А давайте попробуем другой компас поискать, а клубочек нам поможет:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Звучит космическая музыка. Клубочек приводит детей к фланелеграфу с изображением звёздного неба. Звёзды закрыты тучами.
4 СЛАЙД Воспитатель: – Клубочек привёл нас к звёздному небу. Наверно, мы должны поискать компас среди звёзд. Но небо закрыто тучами, что делать?
5 СЛАЙД Воспитатель: – Дети, а вы узнали, что за созвездия появились на небе?
Дети (предполагаемый ответ): – Это созвездия Большой и Малой Медведицы.
Воспитатель: – А как вы это определили?
Дети (предполагаемый ответ): – Эти созвездия похожи на две перевёрнутые кастрюли или на два ковша. В созвездии Большой Медведицы можно найти две звезды: Мицар и Алькор. О них есть очень красивая легенда, а с помощью Алькора в старину проверяли остроту зрения. В хвосте Малой Медведицы есть очень яркая звезда – Полярная. С её помощью мореходы и путешественники находили дорогу.
Воспитатель: – Вот мы и нашли звёздный компас. Действительно, по Полярной звезде можно определить направление сторон света, но как это сделать?
Дети (предполагаемый ответ): – Полярная звезда всегда показывает направление на Север.
Воспитатель: – Звёзды на небе становятся не такими ярким, значит близок рассвет, а клубочек зовёт нас дальше... Мне кажется, что мы попали в гости к ещё одной звезде, самой близкой к нам, самой родной. Догадались, что это за звезда?
Дети (предполагаемый ответ): – Эта звезда называется Солнце.
6 СЛАЙД Воспитатель: – Правильно. Посмотрите, солнышко только просыпается, протирает глазки, расправляет свои лучики. Но мы отвлеклись. Нам надо найти компас. Как Солнышко может помочь определить направление сторон света?
Дети (предполагаемый ответ): – Утром Солнце встаёт на Востоке, а вечером заходит за горизонт на Западе.
7 СЛАЙД Воспитатель: – Мы рады, что помогли лешему, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Мы научимся делать компас сами, чтобы ты и все сказочные герои не зависели от капризов погоды и экологии.
8 СЛАЙД Психолог: - Ребята, а кто же нам поможет выйти из леса, посмотрите внимательно перед нами необычная тропинка, давайте попробуем по ней вернуться в наш детский сад. Игра «Продолжи ряд».
Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись.
Используя глобус с выделенными полюсами и модель компаса, воспитатель напоминает детям, как действует настоящий компас: “Земля – большой магнит, а в компасе тоже есть магнит. Только он маленький, лёгкий – в виде тонкой стрелочки, которая может свободно вращаться. К Северному полюсу Земли притянется южный полюс магнитной стрелки и наоборот. Теперь стрелочка будет показывать направление Север – Юг”.
Воспитатель: – У нас нет магнитной стрелочки, но её может заменить кусочек обычной скрепки. Но скрепка не магнит. Кто подскажет, как можно превратить её в магнит?
Дети (предполагаемый ответ): – Если скрепка полежит на магните, то тоже намагнитится.
Воспитатель: – А чтобы она могла свободно поворачиваться, мы используем блюдца с водой и кусочек плотной бумаги. Бумагу, как кораблик пустим в воду, а сверху аккуратно опустим стрелочку – скрепочку.
(Дети выполняют опыт одновременно с воспитателем.)
Посмотрите, как повернулась ваша стрелочка? Сравните ваши результаты. А теперь сравните результаты с показаниями настоящего компаса. Они совпадают?
Дети (предполагаемый ответ): – Да, показания компаса совпадают с направлением намагниченной стрелочки самодельного компаса.
Воспитатель: – Вот мы и познакомились ещё с одним способом определения сторон света.
Психолог: - Ребята, Леший оставил нам не только письмо, но и дарит нам подарки - шарики и попросил выполнить последнее его пожелание. Он очень хочет узнать, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие. Возьмите шарики и покажите своё настроение на шариках, скажите, что было самым интересным в нашем путешествии? Чем запомнилось путешествие?
Очень хорошо. Я вижу, вы получили положительные эмоции. Мне очень радостно, когда вижу вас весёлыми, с хорошим настроением.
Ребята а как вы думаете, какое настроение у наших гостей? Как вы об этом догадались? Давайте зарядим гостей хорошим настроением и подарим частичку нашего тепла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Мониторинг развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.(карты развития детей)
Индивидуальные карты развития....
Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных технологий.
Реферат на данную тему с исследвателькой частью....
Развитие естественно-научных представлений через детское экспериментирование
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы деятельности детской жизни, поэтому в своей работе с детьми, учитывая возрастные особенности, надо стараться воспитывать у дошкольников жажду зна...
Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...
«Роль исследовательской деятельности в развитии естественно-научной грамотности и экологической культуры обучающихся: вопросы организации и оценки»
Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование предста...
Дополнительная образовательная программа "Проведение занятий по развитию естественно-научных представлений у детей: "Наураша в стране Наурландии"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка» ПРОГРАММАдополнительной платной образовательной услуги«Проведение заняти...