Сообщение «Формирование у детей дошкольного возраста основ гражданской принадлежности в процессе ознакомления с событиями ВОВ»
статья

Федорова Виктория Сергеевна

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:


Сообщение «Формирование у детей дошкольного возраста основ гражданской принадлежности в процессе ознакомления с событиями ВОВ»

Воспитатель: Федорова Виктория Сергеевна

МБДОУ № 21

п. Светлая Заря

2023 г.

«У страны должны быть герои,

и люди должны их знать. Это должны

 быть ориентиры, на примерах которых

сегодняшние  поколения могли бы

воспитываться и воспитывать своих

детей. Это очень важно!»

Владимир Путин

Актуальность

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мы должны способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир. Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из художественных произведений советской литературы.

В настоящее время очень часто касаются темы Великой Отечественной войны.   А что знают  современные дети о Великой Отечественной войне? Сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество воинов, уважение к армии. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях и о событиях должны сохраниться в художественных  произведениях,   статьях, в личных дневниках очевидцев, которые мы будем читать, изучать, запоминать и гордиться подвигом нашего народа.

Поэтому основная идея опыта - это формирование у детей чувства патриотической сопричастности к своему народу, восстановление утраченных связей между поколениями. Сформировать у  детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям.

Практическая  значимость – определяется  использованием в практической деятельности  форм, способов, приемов присущих детям дошкольного возраста, интеграцией различных направлений и технологий. Данный опыт может быть использован педагогами, специалистами  дошкольных образовательных организаций.

  1. Концептуальный компонент модели

Цель опытаформирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

  • расширить знания детей  о событиях военных лет, сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне;
  • расширить  знания о защитниках отечества, о функциях армии;
  • пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи, воспитывать чувство гордости за членов своей семьи;
  • развивать интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;
  • воспитывать уважение к ветеранам и к подвигам героев Великой Отечественной       войны;
  • учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости  за свою  Родину, за наш народ.

Принципы и подходы  

          Прежде всего, я опираюсь на подходы, указанные в  федеральном образовательном стандарте дошкольного образования:

  1. Личностно-ориентированный  подход:
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

 Главное в характеристике индивидуальности – ее внутренний мир, его содержание, направленность. Показателем духовного богатства индивидуальности служит мера напряженности и продуктивности деятельности, ее творчество. Индивидуальность обусловливает самостоятельность человека по отношению к обществу и к себе, поэтому с индивидуализацией человека связан прогресс общества.

Индивидуальность – один из показателей развития общества. Решающую роль в развитии  индивидуальности играет, наряду с  социально-экономическими условиями, воспитание.

  1. Деятельный подход:
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
  • овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Данныйподход  связан с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте  образовательного  процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, двигательная и другие) формами и методами развития и воспитания; возрастными  особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность.

  1. Интегративный подход

         Предполагает взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности, взаимодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, то есть выполняют поисковую и прогнастическую функцию в общем процессе психического развития ребенка.

  1. Возрастной подход

Предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастнойпериодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В.Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.

 Впедагогической деятельности  учитываю следующие принципы:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования).
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  5. Сотрудничество  воспитания в семье и в детском саду по законам партнёрства.
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.          
  1. Содержательный компонент модели

Говоря о воспитании гражданственности, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Чувство гражданственности не возникает само по себе. Это результат  длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается  нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими качествами обогатят.

Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности.

В связи с  этим можно выделить следующие направления работы:

Социально-коммуникативное развитие

Через какие формы и приемы работы мы реализуем задачи социально – коммуникативного развития? Рассматривание слайдов, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, из которых дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Один из результатов работы - использование в играх полученной информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно-ролевые игры «Армия», «Партизаны», «Пограничники». Ребята стремятся подражать героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.

Художественно-эстетическое  развитие

        Художественно-эстетическое  развитие  реализуется не только  непосредственно на занятиях художественно-эстетического цикла, но и в процессе выполнения проектных  и творческих работ. С целью развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства  служит то, что дети начинают рисовать, лепить, конструировать. Через музыкальную деятельность и прежде всего восприятие, понимание смысла музыкальных произведений.   Дети поют, вслушиваются в слова и представляют то, о чем поется. Я обратилась к песням военных лет как к средству, благодаря которому у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание к людям, прошедшим и пережившим войну.

        Физическое развитие

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.Проводятся спортивные соревнования, эстафеты, разные виды ходьбы и упражнения на координациюдвижений, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуютразвитию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

Познавательное развитие

Относятся мероприятия, формирующие представление об армии, о празднике 9 Мая. Это:познавательные занятия; беседы с родителями о родственниках-участниках Великой Отечественной войны;привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов; тематические экскурсии;встречи с ветеранами войны и тыла. Исследование в проектной деятельности.

Речевое развитиевключает в себя:

ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме «День Победы»;беседы по картинам о войне; составление рассказов об участниках войны; чтение художественных произведений о войне.

        Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

        Данная модель патриотического воспитания основывается на  следующих документах

  • Конституция Российской Федерации,
  • федеральные законы Российской Федерации "Об образовании", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
  • «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 Целью «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)» является обеспечение формирования российской гражданской идентичности, консолидации общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешная социализация детей, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина. Документ подчеркивает необходимость внедрения современных программ гражданского патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности.

Внимание патриотическому воспитанию уделено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Так как дошкольное образование является начальной ступенью общего образования,  можно говорить о предпосылках становления гражданской идентичности личности уже на ступени дошкольного образования.

        Модель патриотического воспитания дошкольников  помогает обеспечить целенаправленное формирование у воспитанников активной позиции, чувство принадлежности к своей стране и ее народу.  

Формирование гражданской идентичности осуществляется в разнообразных по содержанию, формах, способах  организации  деятельности детей. К эффективным средствам воспитания гражданской идентичности во всех сферах деятельности относятся различные исследовательские технологии и, прежде всего, технология проектной деятельности, связанная с выявлением и удовлетворением потребностей воспитанников посредством проектирования и создания конкретного продукта. Это творческая работа по решению социально важной практической задачи, цели которой определяются и реализуются самими детьми.

   Совместно с воспитанниками и родителями  реализовали проект «Помним, Гордимся, Наследуем…». Данная технология позволила  охватить наибольшую сферу деятельности. В неё входит и работа с детьми, и работа с родителями, привлекаются социальные партнёры города, непосредственно сами герои проекта – участники ВОВ, их родственники; наглядным материалом становятся  фотодокументы, воспоминания бывших участников войны, и что самое ценное – дети вместе со взрослыми заняты поисковой деятельностью. В ходе подобной работы обобщаются и расширяются знания детей об истории ВОВ, даются представления  о героях – земляках, защищавших родную страну от фашизма. На наглядных примерах и конкретных делах (экскурсии, возложение цветов к памятникам)  дети подводятся к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, и что память  о них жива и по сей день, что в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Дети узнают, что любой подвиг правительство оценило  по достоинству определенной наградой:  медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», « За оборону Сталинграда» « За оборону Москвы»; орденом Красной звезды, орденом Красного Знамени, орденом Славы…  Формирование гражданско-патриотических чувств моих воспитанников успешно осуществлялось и в непосредственно образовательной деятельности. Проведен цикл таких мероприятий: «Москва героическая», «Мой город в дни войны», «Летят самолёты», «Подарок ветерану к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». Целевые прогулки по улицам нашего города, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Проведены беседы: «Что такое героизм?», «Дети в годы войны», «Боевая слава земляков», «День Победы»,  «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, защитниками нашей Родины  в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников.

 Создавалаусловия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах деятельности. Предоставляла возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования и т.д. дети рисовали на темы: «Наша Армия», «День Победы», «Военная техника» и т.д.

В процессе реализации проекта дети  учились  отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. Для меня было важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому мне помогали такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей,  игровые приемы. Но самое главное, наши дети становятся патриотами своей Родины не на словах, а на деле.

Мощным средством воспитания дошкольников,  на мой взгляд, является  художественная литература.   Совместно с детской  библиотекой  проводили беседы и читали книги о войне.    Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека, т.к. авторы книг сумели  передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет. Мои воспитанники узнавали, что в эту Победу внесли огромный вклад  сверстники – дети, которые наравне с взрослыми воевали и погибали на фронтах, в партизанских отрядах, трудились в тылу.Велась  работа с детьми по разучиванию стихотворений на военную тематику.  В 2015 году мои воспитанники  приняли участие в городском конкурсе на лучшего чтеца «Дороги судьбы – дороги победы».

В работе с детьми я внедряю  музейную технологию. В группе организован мини–музей «Боевой славы», где собран литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества. О детях – героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, детские книги о ВОВ. Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными  людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников.  Через  мини-музей были реализованы такие темы: «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Главный город страны», «Города- герои», «Великие полководцы Победы», «Знаменательные места города», «Дети-герои.

Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, страны. Экспонаты подбирались не только педагогами, но и детьми и родителями. Чтобы увидеть результаты своей работы необходимо превратить детей из пассивных зрителей и наблюдателей в активных участников, для этого мои воспитанники проводили экскурсии своим сверстникам. Это важно для того, чтобы дети чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.В процессе работы детям было интересно узнать историю своей семьи, какими были их предки, чем увлекались, где трудились и воевали.  В рамках музейной педагогики  проводились виртуальные экскурсии с использованием информационно-коммуникационных технологий, ведь не все события Великой Отечественной войны можно передать на словах и увидеть воочию «Как всё начиналось», «Путешествия по городам-героям России».

 Совместно с детьми и родителями посетили городской краеведческий музей, где специально для детей было организовано мероприятие. Воспитанники получили возможность не только увидеть боевое прошлое своего народа, но и поучаствовать в игре «Давно умолк последний выстрел». У детей была возможность на практике примерить военную одежду, подержать в руках оружие, выполнить различные задания, что конечно же  повлияло на эмоциональную сторону воспитанников.

Традиционной уже формой работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем ДОУ стало мероприятие с участием родителей, педагогов и детей - военно-патриотическая игра«Зарница». Педагоги вместе с воспитанниками проходят все этапы игры по заданному маршруту. На пути участников игры встречаются непростые испытания – «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Собери слово Победа» и другие. После прохождения испытаний воспитанники  отведали солдатскую кашу и чай. Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива.

Совместно с родителями был проведен праздник «Папа – гордость моя!». Папы вместе с детьми участвовали в соревнованиях. Мне было важно показать детям, что папы служили в армии, были доблестными солдатами, честно выполняли свой воинский долг перед Родиной. Активное привлечение семей к патриотическому воспитанию воспитанников позволило закрепить у детей представление об общественном долге перед Родиной, чувство гордости за своих родителей, за Российскую армию, вызвать у детей желания быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Родители  совместно с детьми рассматривали фотографии из семейных альбомов, знакомили  детей  с боевыми страницами жизни прадедушек, прабабушек. Пожелтевшие фотографии хранят изображения людей защитивших нас от врага. Родители обращали внимание какими они были мужественными, храбрыми. Затем дети рассказывали об этом своим сверстникам.  В ходе  работы  закреплялся навык составления рассказа об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны, формировался интерес к истории своей страны, своей семьи, формировалось уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла. В результате проделанной работы была оформлена «Стена славы». В фойе детского сада оформлена выставка изобразительного творчества воспитанников «Этих дней мы не забудем никогда».  В 2015 году мои воспитанники приняли участие в областном конкурсе рисунков и поделок «Седой Урал куёт Победу», посвященного Дню народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семьи Якутовых и Жбановых приняли участие в конкурсе «Во славу Победы».

Стало традицией проведение  акций. В честь празднования Дня Победы  прошла акция «Дерево мира». Родители и дети  сажали деревья и повязывали на них Георгиевскую ленточку, в знак уважения и признательности к подвигу солдат. Дети группы приняли участие в акции «Подарок Ветерану», где своими руками изготовили  поделку «Голубь мира».

Для ветеранов, гостей, родителей прошел праздник, посвященный Дню Победы «Сохраним в сердцах своих память вечную о них!». Дети показали сформированное взрослыми эмоционально-ценностное отношение к переживаниям событиям Великой Отечественной войны: дети пели песни военных лет, проникновенно читали стихи о войне, драматизировали отрывки из художественных произведений, исполняли танцевальные композиции. Завершился праздник экскурсией мемориалу  Славы, озвучены имена павших в боях героев, которые увековечены на стелах, воспитанники вместе со взрослыми  возложили цветы и почтили героев минутой молчания.

  1. Проблемы  при реализации модели

В настоящее время  работа  по формированию Гражданина России актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую, вызывают лишь недоумение или  предпочтение отдается интеллектуальному развитию детей. Анализируя работу, я пришла к выводу, что слабым звеном в патриотическом воспитании детей является семья, ведь родители  служат нравственным образцом для своих детей.Поэтому в дальнейшем  работа  будет продолжена по вовлечению  родителей  в образовательную деятельность  на основе выявления  поддержки инициатив семьи через организацию клуба «Поклонимся великим тем годам».

  1. Результативный компонент  модели

   Для оценки результатов деятельности были использованы следующие компоненты:

- содержательный - система усвоенных гражданских знаний и понятий;

- эмоционально-мотивационный - направленность личности, отношение к обществу, самому себе; мотивы, цели, потребности, ценностные установки; наличие интереса к гражданской деятельности;

-поведенческо-деятельностный - поступки, которые характеризуются соблюдением нравственно-правовых норм, выполнением обязанностей в соответствии со своей гражданской позицией.

На основе наблюдений, бесед с детьми и создания проблемных ситуаций  можно отметить положительную динамику (приложение 1).

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети с уважением относятся к славным защитникам нашей Родины – войнам Российской Армии.Дети осознали значимость победы в ВОВ для нашего народа. Расширили знания о войне, военной технике, о памятниках и монументах. Вместе с родителями посетили музеи, памятные места, возложили цветы к Вечному огню.  Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, было собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

Педагогический проект "Воспитание у детей дошкольного возраста основ социальной культуры в процессе игровой деятельности по ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие является основным направлением развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО отмечает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни» ...

Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием.

Аннотация: одной из важнейших проблем современности в условиях экологического кризиса является проблема поиска новых подходов в образовании. Важнейшим условием, при котором решается данная проблема ...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании представлений детей дошкольного возраста о гендерной принадлежности.

С статье исследуется понятие "гендер" и роль сюжетно-ролевой игры в формировании гендерной принадлежности у детей дошкольнго возраста....