Статья по теме: «Влияние театрализованной деятельности на речевое и коммуникативное развитие детей»
статья

Ожогина Алевтина Ивановна

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ozhoginoy_a._i.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности  на речевое и коммуникативное развитие детей.

Ожогина Алевтина  Ивановна

Воспитатель 1 квалификационной категории

МКДОУ «д/с № 21»,р.п. Красногорский,

Еманжелинский район, Челябинская  область.

           Правильная речь - основное условие всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.  В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, их психические процессы недостаточно развиты, слабо развита память, мышление, рассеянное внимание. В настоящее время с изменением условий жизни нашего общества,  проблема связной  речи детей наиболее  актуальна. Дети стали больше времени проводить со смартфоном в руках, у мониторов компьютеров и планшетов. А  проведение совместных семейных вечеров уходит в прошлое.  Дети  с родителями всё реже вместе играют, общаются, обсуждают мультфильмы и книги. А в общении со сверстниками не умеют сопереживать и сострадать друг  другу, поэтому,  как правило, в поведении детей преобладает агрессивность, неуверенность в себе, повышенная  двигательная  активность. Актуальность формирования коммуникативных умений возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание формированию коммуникативных умений и развитию связной речи у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.

         Одним из наиболее эффективных средств коммуникативного развития  детей дошкольного возраста, является  театрализованная деятельность.  В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

«Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт  А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» – спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Разнообразие тематики театрализованных постановок, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно использовать в словаре образные выражения, эпитеты, сравнения.

Несомненно,  театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Понимая влияние театрализованных игр на развитие коммуникативных навыков и развитие связной речи у детей дошкольного возраста, я использую их в своей работе. Задачи, которые я ставлю  перед собой, состоят  в том, что необходимо:

1. создать условия для развития творческой активности у детей;

2. приобщить к театральной культуре,  развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности  и обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

3.  совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации;

4. обогащать и активизировать словарь детей, учить детей пользоваться прямой и косвенной речью;

5.  развивать диалогическую и монологическую речь;

6.  закреплять в понимании детей представление о  позиции «артист», умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний;

7. воспитывать гуманные чувства, учить  радоваться, огорчаться, сочувствовать героям, формировать представления о честности, справедливости, доброте;

8. развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников и героев;

9. формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи;

10. предоставить детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
      Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении  должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего поведения.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, мы делаем жизнь детей интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребёнка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Результатами своей работы я считаю:

  • Дети овладели навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети более уверенно чувствуют себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда группы дополнилась разными видами театров, альбомами, атрибутами,  картотекой творческих игр.

Список литературы:

1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. – М., 2003. – 134 с.

2. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артёмова. – М., 1991. – 174 с.

3. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребёнок в детском саду. – 2001. - № 2.

4. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников / Т. Т. Казакова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.

6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Сценарий театрализованной деятельности,направленной на социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы. Ток - шоу "В лесу говорят"

Интересный, новый вид театрализованной  деятельности в формате ток - шоу позволяет вовлекать зрителей в действие. Дети не только следят за происходящим, но и размышляют, делают умозаключения. В у...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

Доклад по теме: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста»

В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, общительными, внимательными. В своей работе использую разные виды театра: театр игрушек,  театр ...