Статья по теме: «Влияние театрализованной деятельности на речевое и коммуникативное развитие детей»
статья
Предварительный просмотр:
Влияние театрализованной деятельности на речевое и коммуникативное развитие детей.
Ожогина Алевтина Ивановна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ «д/с № 21»,р.п. Красногорский,
Еманжелинский район, Челябинская область.
Правильная речь - основное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, их психические процессы недостаточно развиты, слабо развита память, мышление, рассеянное внимание. В настоящее время с изменением условий жизни нашего общества, проблема связной речи детей наиболее актуальна. Дети стали больше времени проводить со смартфоном в руках, у мониторов компьютеров и планшетов. А проведение совместных семейных вечеров уходит в прошлое. Дети с родителями всё реже вместе играют, общаются, обсуждают мультфильмы и книги. А в общении со сверстниками не умеют сопереживать и сострадать друг другу, поэтому, как правило, в поведении детей преобладает агрессивность, неуверенность в себе, повышенная двигательная активность. Актуальность формирования коммуникативных умений возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание формированию коммуникативных умений и развитию связной речи у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.
Одним из наиболее эффективных средств коммуникативного развития детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.
«Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» – спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
Разнообразие тематики театрализованных постановок, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно использовать в словаре образные выражения, эпитеты, сравнения.
Несомненно, театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Понимая влияние театрализованных игр на развитие коммуникативных навыков и развитие связной речи у детей дошкольного возраста, я использую их в своей работе. Задачи, которые я ставлю перед собой, состоят в том, что необходимо:
1. создать условия для развития творческой активности у детей;
2. приобщить к театральной культуре, развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
3. совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации;
4. обогащать и активизировать словарь детей, учить детей пользоваться прямой и косвенной речью;
5. развивать диалогическую и монологическую речь;
6. закреплять в понимании детей представление о позиции «артист», умение использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний;
7. воспитывать гуманные чувства, учить радоваться, огорчаться, сочувствовать героям, формировать представления о честности, справедливости, доброте;
8. развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников и героев;
9. формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи;
10. предоставить детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего поведения.
Занимаясь с детьми театрализованными играми, мы делаем жизнь детей интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребёнка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.
Результатами своей работы я считаю:
- Дети овладели навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
- Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
- Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
- Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
- Дети более уверенно чувствуют себя во время выступлений.
- Предметно-пространственная развивающая среда группы дополнилась разными видами театров, альбомами, атрибутами, картотекой творческих игр.
Список литературы:
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. – М., 2003. – 134 с.
2. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артёмова. – М., 1991. – 174 с.
3. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т. Н. Доронова // Ребёнок в детском саду. – 2001. - № 2.
4. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников / Т. Т. Казакова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи".
Театрализованная игра как средство развития речи у детей....

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Сценарий театрализованной деятельности,направленной на социально - коммуникативное развитие детей подготовительной группы. Ток - шоу "В лесу говорят"
Интересный, новый вид театрализованной деятельности в формате ток - шоу позволяет вовлекать зрителей в действие. Дети не только следят за происходящим, но и размышляют, делают умозаключения. В у...
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»
Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...
Доклад по теме: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста»
В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, общительными, внимательными. В своей работе использую разные виды театра: театр игрушек, театр ...

Интернет-портфолио "Театрализованная деятельность, как средство социально- коммуникативного развития детей с ТНР"
quot;Театрализованная деятельность, как средство социально- коммуникативного развития детей с ТНР"...