Доклад по теме: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста»
статья

В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, общительными, внимательными. В своей работе использую разные виды театра: театр игрушек,  театр пяти пальчиков, теневой театр, пальчиковые, фетровый, плоскостной театр, картонный театр.  Ребята учатся говорить за разных персонажей, выразительно и придавая каждому образу, определенную интонацию, дети могут  разыгрывать сценки – импровизации, шутить и веселиться. Большой популярность у ребят пользуется картонный театр на столе, в нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки  делаются из картона самостоятельно воспитателями  и детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzykalno.docx26.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников   «Золотое зернышко»                                                                                  село Нежинка Оренбургского района  Оренбургской области

Доклад по теме: «Влияние музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое, познавательное, речевое, эмоциональное и двигательное развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила: Скрылева А.Л.                                                                            музыкальный руководитель

с. Нежинка 2022 год

Духовная жизнь ребенка   полна лишь тогда, года он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок. В. Сухомлинский

Музыкально-театральная деятельность - это осознанно-творческая активность человека, направленная на решение определенных художественных задач средствами выразительности, присущими музыкальному и театральному искусствам.

Каждый я  день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними очень важную часть их  жизни – дошкольное детство. К нам приходят разные дети озорные, и тихие, контактные и замкнутые, я стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться, дать ощутить его пусть маленький, но успех. Чтоб он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. На помощь приходит театрализованная деятельность. Дети с удовольствием включаются в происходящее и как актеры исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в той или иной образ дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, они чувствую и думаю так же как их сказочные герои. А сказка, обогащенная музыкой в исполнении детей, становится ярче, выразительнее. Хочется отметить,  при исполнении музыкальных партий у детей появляется желание петь лучше и лучше. А это способствует  благодаря формированию  выразительной речи через попевки, речевые игры такие  как «Доброе утро», «Как у бабушки Наташи», «Барабек», «Я здороваюсь везде», «Раз, два, четыре, пять вышли пальчики гулять, «Пальчик,  где ты был» и др. В работе над речью педагоги организовывают конкурсы «На лучший чтеца», «Веселая нотка», «Конкурс патриотической песни  Так мы  в ДОУ решаем еще одну  задачу: развитие певческих способностей.

За время моей работы было поставлено не мало разных  музыкальных спектаклей, таких как «Золушка», «Гуси – лебеди», «Колобок», «Морозко», «Стрекоза и муравей», «Кошки дом», «Теремок», «Маша и медведь и т.д.. . А также  этюды - инсценировки которые включаю в сценарии праздников и развлечений. Такие как «Багаж», «Репка», «Лесная история»,  «Мы за солнышком идем», «Заветное  желание» и «Раз, два –дружно!»
 т.д. В процессе творческой работы над спектаклем дети становятся более общительными, доброжелательными, общительными, внимательными. В своей работе использую разные виды театра: театр игрушек,  театр пяти пальчиков, теневой театр, пальчиковые, фетровый, плоскостной театр, картонный театр.  Ребята учатся говорить за разных персонажей, выразительно и придавая каждому образу, определенную интонацию, дети могут  разыгрывать сценки – импровизации, шутить и веселиться. Большой популярность у ребят пользуется картонный театр на столе, в нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки  делаются из картона самостоятельно воспитателями  и детьми. Именно этот театр дети постоянно используют  как в группе, так и на прогулке в самостоятельной деятельности. Без внимания не остается и  физическое развитие.  Используя  физкультурные занятия в основу которого положен своеобразный педагогический спектакль, целостное игровое действо с хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Такие физкультурные сказки разрабатываются педагогом на основе больших тематических игр, утренняя гимнастика в летний период вызывает положительный настрой на весь деть. Сказочные персонажи из проекта, совместно с детьми выполняют упражнения со словестным сопровождением.

Одним из направление  нашего детского сада является нравственно – патриотическое воспитание. Это мы осуществляем через праздники и развлечения «Край родной – земля Уральская», «Прилет птиц - Сороки», новогодние колядки, праздник «Дружбы народов», «Масленица» и др. На каждом мероприятии дети совместно педагогами принимают активное участие во всех мероприятиях, рассказывая о своей культуре и традициях, обычаях. Есть дети которые удивляя своими талантами исполнительства песен и стихов на родном языке. А также дети знакомят других детей с народными играми, которые играли их бабушки и дедушки. Именно такие праздники помогают сплотить детей и воспитывать уважение к другим народам проживающих рядом.

Большое внимание уделю оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей. Применение звуковых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем. Используем мультимедийное  оборудование может превратить зал  то в сказочный зимний лес, то в весеннюю цветущую поляну. Тут не существует ни каких ограничений.

Музыкально – театрализованная деятельность помогает развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению в познанию нового, развитию,  ассоциативного мышления памяти, числе целеустремленности и проявлению общего интеллекта. Я уверена, что ребенок, который приобщился к искусству музыкального театра в детском саду, пронесет эту любовь через всю жизнь,  и вырастете гармонично развитой личностью.

Цель работы педагогов детского сада в направлении театральной деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений,  снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Все выше перечисленные качества необходимы для развития личности дошкольника  в современном мире.

Педагогическая целесообразность музыкально – театрализованной деятельности направлена на:

• развитие природных способностей детей;
• приобщение к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу;
• обучение навыкам грамотной речи;
• эмоциональное развитие;
• социализация ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения;
• развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия;
• самовыражение и самореализация ребенка.
Следовательно, театрализованная игра – универсальное средство всестороннего развития личности, - это делает работу нашей музыкально-театральной студии педагогически целесообразной.
Суммарно наши педагогические идеи используются в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать пройти придётся немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не "кормить" ребёнка пережеванной "духовной пищей". Всем известна истина: "Принуждение – враг творчества". Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Поэтому, важным моментом в процессе организации развивающих занятий в театрально-музыкальной студии является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет): Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Авт. – составитель С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М: Просвещение, 1983.-208 с., ил.. нот.
  2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Авт. – составитель С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М: Просвещение, 1984.-288 с., ил.. нот.
  3. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий: усебно-методическое пособие –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2015 -64 с.
  4. Судакова Е.А. Логопедические музыкально- игровые упражнения для дошкольников.-СПб, 2013г.
  5. Родина М.И. Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.-СПб, 2008г.
  6. КУ--КО-ША, Серия выпуско-в Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей и педагогам дополнительного образования. СПб 2009-2014гг.
  7. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор –сотавитель И.А. Пазухина –СПб 2008г.
  8. Буренина А.И. «Театр всевозможного» Вып.1: От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие.-2-е изд.-СПб 2002г.
  9. Антипина Е.А. Тетрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. –М.: ТЦ Сфера, 2009.-128С. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  10. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. Москва,2002г.
  11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений.- Москва, 2000г.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика.- Москва, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников....

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Влияние цветового воздействия и арт-терапии на эмоциональное и личностное развитие детей дошкольного возраста

Описание опыта работы с детьми дошкольного возраста. Влияние арт-терапии на эмоциональное развитие детей....

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Статья на тему: «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, форми...

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"...

Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...