Методическая разработка Конспект НОД "Юные воздухоискатели"
методическая разработка (средняя группа)

Развитие познавательно-исследовательской активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_3.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Юные воздухоискатели»

для детей средней группы

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей.

Обучающие задачи:

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой; закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов. Закрепить знание геометрических фигур. Совершенствовать конструкторские способности.

Развивающие задачи:

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам, умение дослушивать ответы товарищей до конца.

Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

 Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию.

— А что это за место такое – лаборатория?  (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты).

— Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают).

— Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. Вот и мы с вами проведем опыты как настоящие ученые. А вот про что будут наши опыты, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!    (Воздух)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе. Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать).

— Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох.  Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

— Знайте, что человек не может жить без воздуха. А проверить это очень просто.

(Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.)

Воспитатель: Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты!

— А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям)

— А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).

Задание 1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (геометрические  фигуры). Я предлагаю вам  из них составить предметы, которые необходимы ученым для опытов. (Лупа, колба, пипетка, микоскоп…)

— Какие геометрические предметы вы использовали?

— Сколько предметов у вас получилось?

— Какой по счету микроскоп на столе?

— Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.

— Ребята, а вы видите воздух? (нет). Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).

Опыт 1.

Воспитатель: Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

— Хотите, я вас научу ловить воздух?

Раздаю детям пакеты.

— Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст).

— Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?

— Это, ребята, в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).

Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным).

Воспитатель: Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Наполнили мячик воздухом, каким он стал? (круглым), наполнили шарик воздухом, каким он стал? (овальным).

— Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( В нём нет воздуха).

— Какой мы можем сделать вывод?

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный. Воздух не имеет формы: он приобретает форму того предмета, в который его поместили.

Опыт 2.

Воспитатель: Как вы считаете этот стакан пустой? (показываю пустой стакан)  Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей)

— А сейчас мы это проверим (показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей).

— Давайте сделаем вывод.

Вывод 2.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 3.

Воспитатель: А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки).

— Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

— А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный). Именно поэтому воздух называют невидимкой.

— Какой же можно сделать вывод?

Вывод 3: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, потом в стакане, а потом выпустили его.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (апельсин)  Как вы думаете, апельсин утонет, если мы его опустим в воду? Почему?

— Давайте  апельсин положим в миску с водой. Посмотрите, что произошло? — Он не опустился на дно. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Что с ним случилось? Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

— В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод 4: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Опыт 5.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?

— Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду.

— Что же происходит?  (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

— Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).

Вывод 5: Воздух есть внутри нас.

Опыт 6.

Воспитатель: Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

— А как мы можем это сделать?

— Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на  ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим. Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (тепло). А теперь возьмите веер и помашите им.  Что теперь вы чувствуете? (ветерок, прохладу).

— Какой мы можем сделать вывод?

Вывод 6: Воздух можно почувствовать.

Задание 2.

Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем (физкультминутка):

Воздух-невидимка,                               Руки вверху вправо-влево.

Выходи гулять!                                     Руки к груди и от груди.

Воздух-невидимка,                               Руки вверху вправо-влево.

Как тебя поймать?                                Хлопки руками в разных местах.

Если быстро-быстро в поле убегу,      Бег на месте.

Чистого-пречистого воздуха найду!    Руки вперед потирают ладони.

Если вместе с друзьями по лесу пойду,      Шаги на месте.

Самого полезного воздуха найду!               Руки накрест к плечам.

Если вместе с друзьями в горы я пойду,     Высоко поднимаем колени.

Самого кристального воздуха найду!          Руки — «фонарики».

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора.

Опыт 7.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей).  — Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

— Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)

— Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках. Догадались, какие предметы были в баночках? (ответы)

— Какие выводы мы можем сделать?

Вывод 7: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 8.    

Воспитатель: Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, что он  лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?

— Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона?  А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?

Вывод 8: Воздух не имеет вкуса.

Опыт 9.

Воспитатель: Скажите, а мы можем услышать воздух? Давайте проверим. Возьмём шарик и надуем его немножко, а после растянем каёмочку и выпустим воздух. Что вы услышали? Правильно вы услышали звуки, как выходил воздух.

Вывод 9: Мы можем услышать воздух.

Итог:

Воспитатель: А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе: В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

— Воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, мы вдыхаем и выдыхаем, без воздуха не может существовать ничто живое на земле.

— Дорогие ребята! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. А как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

Задание 3.

Воспитатель: А как вы думаете воздухом можно рисовать? (ответы детей). Сейчас я приглашаю вас попробовать нарисовать воздухом. Присаживайтесь.

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем-

Капельки раздуем!

— На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь разных цветов) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?  Когда листочки высохнут, мы с вами немного пофантазируем и дорисуем недостающие детали, а после  устроим выставку ваших рисунков!

Воспитатель: Спасибо, ребята, сегодня вы показали себя отличными учеными воздухоискателями. Вы  узнали много нового и на собственном опыте доказали, что воздух — невидимка.

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём!

— А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями (До свидания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...

Методическая разработка (конспект) Конспект интегрированного занятия: «Опасные предметы»

Конспект ООД "Опасные предметы" младшая группа. В нем присутствует сюрпризные моменты в виде коробки с опасными предметами, с кошечкой. Конспект содержит загадки на данную тему, подвижную иг...

Конспект методической разработки конспекта непосредственной образовательной деятельности модельно-конструктивной деяятельности на тему: "Домик для Зайчика"

продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (пластина широкая и узкая, кирпичики средние и маленькие, кубики), учить использовать их с учетом конструктивных свойс...