Методическая разработка Конспект НОД "Юные воздухоискатели"
методическая разработка (средняя группа)
Развитие познавательно-исследовательской активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_3.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Юные воздухоискатели»
для детей средней группы
Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей.
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой; закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов. Закрепить знание геометрических фигур. Совершенствовать конструкторские способности.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам, умение дослушивать ответы товарищей до конца.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию.
— А что это за место такое – лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты).
— Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают).
— Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. Вот и мы с вами проведем опыты как настоящие ученые. А вот про что будут наши опыты, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе. Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать).
— Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох. Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
— Знайте, что человек не может жить без воздуха. А проверить это очень просто.
(Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.)
Воспитатель: Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты!
— А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям)
— А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).
Задание 1.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (геометрические фигуры). Я предлагаю вам из них составить предметы, которые необходимы ученым для опытов. (Лупа, колба, пипетка, микоскоп…)
— Какие геометрические предметы вы использовали?
— Сколько предметов у вас получилось?
— Какой по счету микроскоп на столе?
— Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.
— Ребята, а вы видите воздух? (нет). Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).
Опыт 1.
Воспитатель: Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
— Хотите, я вас научу ловить воздух?
Раздаю детям пакеты.
— Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст).
— Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?
— Это, ребята, в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).
Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным).
Воспитатель: Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Наполнили мячик воздухом, каким он стал? (круглым), наполнили шарик воздухом, каким он стал? (овальным).
— Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( В нём нет воздуха).
— Какой мы можем сделать вывод?
Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный. Воздух не имеет формы: он приобретает форму того предмета, в который его поместили.
Опыт 2.
Воспитатель: Как вы считаете этот стакан пустой? (показываю пустой стакан) Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей)
— А сейчас мы это проверим (показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей).
— Давайте сделаем вывод.
Вывод 2. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 3.
Воспитатель: А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки).
— Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)
— А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный). Именно поэтому воздух называют невидимкой.
— Какой же можно сделать вывод?
Вывод 3: Воздух есть везде. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, потом в стакане, а потом выпустили его.
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (апельсин) Как вы думаете, апельсин утонет, если мы его опустим в воду? Почему?
— Давайте апельсин положим в миску с водой. Посмотрите, что произошло? — Он не опустился на дно. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Что с ним случилось? Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
— В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод 4: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Опыт 5.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?
— Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду.
— Что же происходит? (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
— Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).
Вывод 5: Воздух есть внутри нас.
Опыт 6.
Воспитатель: Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?
— А как мы можем это сделать?
— Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим. Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (тепло). А теперь возьмите веер и помашите им. Что теперь вы чувствуете? (ветерок, прохладу).
— Какой мы можем сделать вывод?
Вывод 6: Воздух можно почувствовать.
Задание 2.
Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем (физкультминутка):
Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево.
Выходи гулять! Руки к груди и от груди.
Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево.
Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах.
Если быстро-быстро в поле убегу, Бег на месте.
Чистого-пречистого воздуха найду! Руки вперед потирают ладони.
Если вместе с друзьями по лесу пойду, Шаги на месте.
Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам.
Если вместе с друзьями в горы я пойду, Высоко поднимаем колени.
Самого кристального воздуха найду! Руки — «фонарики».
Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора.
Опыт 7.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей). — Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
— Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)
— Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках. Догадались, какие предметы были в баночках? (ответы)
— Какие выводы мы можем сделать?
Вывод 7: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 8.
Воспитатель: Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, что он лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?
— Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона? А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?
Вывод 8: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 9.
Воспитатель: Скажите, а мы можем услышать воздух? Давайте проверим. Возьмём шарик и надуем его немножко, а после растянем каёмочку и выпустим воздух. Что вы услышали? Правильно вы услышали звуки, как выходил воздух.
Вывод 9: Мы можем услышать воздух.
Итог:
Воспитатель: А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе: В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
— Воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, мы вдыхаем и выдыхаем, без воздуха не может существовать ничто живое на земле.
— Дорогие ребята! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. А как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)
Задание 3.
Воспитатель: А как вы думаете воздухом можно рисовать? (ответы детей). Сейчас я приглашаю вас попробовать нарисовать воздухом. Присаживайтесь.
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
— На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь разных цветов) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, мы с вами немного пофантазируем и дорисуем недостающие детали, а после устроим выставку ваших рисунков!
Воспитатель: Спасибо, ребята, сегодня вы показали себя отличными учеными воздухоискателями. Вы узнали много нового и на собственном опыте доказали, что воздух — невидимка.
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём!
— А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями (До свидания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"
Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....
Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".
Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....
план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»
Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...
Методическая разработка конспекта по экологии для детей средней группы «Воздухоискатели»
Конспект НОД по экологии для средней группы...
Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...
Методическая разработка (конспект) Конспект интегрированного занятия: «Опасные предметы»
Конспект ООД "Опасные предметы" младшая группа. В нем присутствует сюрпризные моменты в виде коробки с опасными предметами, с кошечкой. Конспект содержит загадки на данную тему, подвижную иг...
Конспект методической разработки конспекта непосредственной образовательной деятельности модельно-конструктивной деяятельности на тему: "Домик для Зайчика"
продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (пластина широкая и узкая, кирпичики средние и маленькие, кубики), учить использовать их с учетом конструктивных свойс...